Благовестники из аватиме (Гана): первая христианская община и ее знакомство с «германским флагом» (1868–1895)

 
Код статьиS086919080020177-1-1
DOI10.31857/S086919080020177-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Младший научный сотрудник Института Африки РАН; младший научный сотрудник Международного центра антропологии НИУ ВШЭ; младший научный сотрудник РГГУ
Аффилиация:
Институт Африки РАН
НИУ ВШЭ
РГГУ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы148-159
Аннотация

Статья основана на архивных материалах, которые были любезно предоставлены автору во время работы в архивах города Бремен и христианской Базельской миссии в 2019 г., а также полевых материалах, собранных во время экспедиций к малочисленному народу аватиме (kedone – самоназвание), проживающему на востоке Ганы. Статья посвящена волне взаимосвязанных событий, которые в XIX в. предопределили новый вектор развития истории аватиме. Во-первых, война с племенем ашанти, которая завершилась в 1871 г. сокрушительным поражением аватиме: подавляющее большинство местного населения было обращено в бегство, казнено или попало в плен для последующей продажи в рабство; это событие осталось в памяти аватиме как национальная катастрофа. Во-вторых, формирование первых христианских общин, которые возникли в 1870-х гг. благодаря Джозефу Тавуйе, Эммануэлю Тсикору и Якобу Анку и представляли собой обособленные от аватиме-язычников поселения, первым из которых была община Иерусалим, которая располагалась неподалеку от деревни Дзокпе. Христианская церковь стала постоянно действующей начиная с 1889 г., когда, в результате длительных переговоров с руководителями Бременской миссии, в деревню Амедзофе приехал немецкий миссионер с письмом из этой миссии. В-третьих, принудительное присоединение к германской колониальной системе в 1895 г. Базельская и Бременская миссии практиковали выкуп рабов с Золотого Берега и новые формы социализации через школу и христианскую веру. После отмены работорговли у бывших невольников появлялась возможность безопасно вернуться в родные земли, как и поступили основатели первой христианской общины аватиме. Нетривиальными были и отношения между немецкими миссионерами и колониальной администрацией – впоследствии именно связь с Бременской миссией стала защитным «буфером» между аватиме и колонизаторами. 

Ключевые словаЗападная Африка, XIX в., аватиме, ашанти, христианизация, Германский Тоголенд, миссия.
Источник финансированияПроект РНФ «Историческая память как фактор эволюции социально-политических систем (Субсахарская Африка и Мезоамерика)» (№ 18-18-00454)
Получено23.05.2022
Дата публикации22.06.2022
Кол-во символов35501
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В 1989 г. народ аватиме1 в деревне Амедзофе отпраздновал столетие Евангельско-пресвитерианской церкви. В честь этого события была составлена третья юбилейная брошюра [A brief history, 1989] на английском языке и языке эве (своя письменность у аватиме появилась лишь в 2008 г.), чтобы увековечить память о первых служителях – основателях церкви и оставить потомкам в краткой форме изложенную историю о том, как зарождалась и развивалась христианская церковь на землях аватиме. Брошюра была издана в срок благодаря участию Бременской миссии, которая преподнесла общине подарок, профинансировав издание. На праздник также прибыли несколько гостей из Германии. Тем не менее некоторые старожилы христианской общины на основе сохранившихся семейных преданий до сих пор уверены, что христианские церкви у аватиме возникли еще раньше. 1. Аватиме – (kedone – самоназвание) малочисленный народ (прим. 24 тыс., 8 деревень), проживающий в регионе Вольта (в. Ганы, Западная Африка). В 1890–1914 гг. регион Вольта являлся частью Германского Тоголенда; 1914–1956 гг. – в составе Британского Тоголенда; в 1956 г. в результате плебисцита Британский Тоголенд присоединяется к британской колонии Золотой Берег, и в 1957 г. народ аватиме уже проживает в первом государстве, получившем независимость на африканском континенте – в Гане.
2 В 1889 г. бременский миссионер приехал в Амедзофе с письмом из центрального офиса Бременской миссии. Это случилось в результате длительных переговоров с главами миссии и получения их благословения на строительство церкви и новой миссионерской станции в африканской глубинке. Затем начались переговоры с местными представителями власти аватиме об аренде земли в Амедзофе, которые прошли успешно. Основы постоянной христианской общины были заложены в 1889 г., и потому эта дата считается годом утверждения христианства на землях аватиме.
3 Однако переговоры состоялись, конечно, не сразу. Этому предшествовали более ранние события. В 1870-х гг. под руководством вернувшегося в родные края раба Джозефа Тавуйя у аватиме уже сложилась небольшая христианская община, которую на протяжении двадцати лет навещали как европейские, так и африканские миссионеры. У общины даже была своя церковь – небольшое помещение, напоминавшее хлев, где и проводились первые христианские богослужения на землях аватиме.
4 Тем не менее празднование столетия христианства у аватиме состоялось в 1989 г., как и планировалось, а 1889 г. по-прежнему считается официальным годом учреждения первой христианской церкви на их землях. В юбилейной брошюре появилось уточняющее дополнение: «Более важным, чем противоречивость мнений относительно даты основания церкви, является спасение, которое было даровано по милости Божьей народу Амедзофе, а затем аватиме и всем жителям соседних регионов» [A brief history, 1989, p. 67].
5 Рассмотрим, как появилась первая христианская община при отсутствии колониального владычества на землях аватиме и европейского миссионера. Для целостного ответа на этот вопрос необходимо начать повествование с событий, произошедших несколькими годами ранее.
6 ПОХОД АШАНТИ К ВОСТОКУ ОТ РЕКИ ВОЛЬТА 1868–1871 ГГ.: КАТАСТРОФИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ АВАТИМЕ
7 К концу XVIII в. ашанти претендовали на сюзеренитет над народами к востоку от реки Вольта. Дань ашанти уплачивалась через их союзников акваму у переправы через Вольту. Отказ эве выплатить дань в поддержку набега ашанти на Гьяяман (Gyaaman или современный Jaman) фактически послужил официальным поводом к нападению на земли эве, в том числе и аватиме. В 1822 г. эве потерпели поражение в первой битве с ашанти Яо Секьери (Yao Sekyere). Тем не менее в 1833 г. несколько групп народов эве объединились под номинальным руководством Пеки (также эве) и, заимствовав подходы ашанти к организации военных действий, разгромили акваму. Несмотря на небольшую численность, аватиме, участвуя в коалиции, в тот момент ненадолго обрели политическое влияние в регионе [Brydon, 2008, p. 5].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 338

Оценка читателей: голосов 0

1. Лапушкина А.О. Сквозь призму традиции народа аватиме (Гана): от детства к взрослости. Stratum. 2019. № 6. С. 381–393.

2. Краткая история церкви Амедзофе Е.П. 1889-1989 гг. Под ред. С.К. Дзегблор, E.K. Датса, O.K. Авурасие, C.M. Куматсе. Кумаси: Образовательная пресса и производители, 1989. (на английском языке)

3. Афатиме и Пеки. Ежемесячная газета Северогерманского миссионерского общества. MB. 1881. No. 6. C. 166-172 (на немецком языке)

4. Архивное руководство по колониальной истории Германии (на немецком языке) https://archivfuehrer-kolonialzeit.de/index.php/missionar-weyhe?fbclid=IwAR1EuxhNK 4O64pu9NDYWxIy87kinjeNFU7ihKUleOn4_avX4GEwOn2Kh-wg (accessed: 07.03.2021).

5. Отчет Питера Холла о путешествии в отдаленные районы миссии Анум. 22.02.1887. BMArchives, D-01.47.III.43. Серия D-01. Box 47.III.43 (на немецком языке).

6. Брайдон Л. Конструируя Аватиме: Вопросы истории и идентичности в западноафриканском государстве, с 1690-х годов до двадцатого века. Журнал африканской истории. 2008. Том. 49. № 1. С. 23-42.

7. Брайдон Л. Расширение расширенных семей: тематическое исследование в Аватиме, Гана. 2-я конференция AEGIS. Лейден, 11-14.07.2007. Отчет. Не опубликовано.

8. Христианство в Гбаджеме: юбилей 125 лет. События после юбилея и история евангельской пресвитерианской церкви 1974-2000. Хо: Яменс, 2000.

9. Дзокпе-Иерусалимская евангельская пресвитерианская церковь Хаме Дутиня 1876-1976. С.Л., С.Н., 1976.

10. ФМА-1. Интервью с С. Агану. Гана. Деревня Ване. 13.01.2013.

11. ФМА-2. Интервью с группой старейшин Гбаджеме. Гана. Деревня Гбаджеме. 13.01.2013.

12. ФМА-3. Интервью с Д. Комладже. Гана. Деревня Ване. 24.02.2011.

13. ФМА-4. Интервью с королевой-матерью Аватиме. Гана. Деревня Ване. 03.03.2011.

14. Хаенгар П. Рабы и рабовладельцы на Золотом Берегу: на пути к пониманию социального доверия в Западной Африке. Базель: Шлеттвайн, 2000.

15. Джонсон М. Ашанти к востоку от Вольты. Транзакции исторического сообщества Ганы. 1965. No. 8. С. 33-59.

16. Клозе Х. Того под немецким флагом: путевые фотографии и размышления. Берлин: Зиттенфельд, 1899 (на немецком языке).

17. Лауманн Д. Историография немецкого Тоголенда или взлет и падение "образцовой колонии". История в Африке. 2003. Том. 30. С. 195-211.

18. Ежемесячный бюллетень Северогерманского миссионерского общества. N.S. 1876. Апрель.

19. Мюллер Г. История миссии Эве. Бремен: Северогерманское миссионерское общество, 1904 (на немецком языке)

20. Спит Дж. Введение из книги "Охраняемые территории Того: Политическое прошлое в Западном Того, страший лейтенант Герольд". Отчеты из немецких протекторатов. 1892. No. 4. C. 113-127 (на немецком языке).

21. Спит Дж. Племена эве: материалы для знания о народе эве в Германском Тоголенде. Берлин: Вальтер де Грюйтер, 1906 (на немецком языке).

22. Дневник Э. Сигер, жены миссионера М. Сигера. StAB 7, 1025 -37/1 (на немецком языке).

23. Усторф В. Бременские миссионеры в Того и Гане: 1847-1900. Аккра: Серия теологических исследований Легона, 2001.

24. Велман К.В. Туземные государства Золотого Берега: История и конституция. В 2-х частях, Пеки. Лондон: Доусонс оф Пэлл Молл, 1969.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх