История становления и развития отношений государств Южного Кавказа и ЕС

 
Код статьиS086919080019380-5-1
DOI10.31857/S086919080019380-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации
Адрес: Москва, Проспект Вернадского, 76
Должность: Аспирант
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации
Адрес: Москва, Проспект Вернадского, 76
Должность: доцент - Кафедра мировой экономики, Кафедра экономики и финансов, заместитель декана - Факультет международной журналистики, заместитель главного редактора
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации
Адрес: Москва, Проспект Вернадского, 76
Должность: профессор факультета Языков и истории и географии
Аффилиация: Университет Анкары
Адрес: Турция
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы51-62
Аннотация

 

 

В статье рассматривается история становления и формирования отношений государств Южного Кавказа (Армения, Грузия, Азербайджан) с Европейским Союзом. В статье использовались методы системного анализа, прогнозирование, сравнение. В процессе исследования отдельное внимание уделено условиям и детерминантам формирования европейского вектора развития стран Закавказья на рубеже ХХ-ХХI вв. Обозначена эволюция понимания и ключевые аспекты разработки и структурирования политики ЕС в отношении стратегии развития Закавказского региона в целом, а также необходимости участия и поддержки стран Южного Кавказа в обеспечении национальной безопасности и строительстве государственных институтов, развитии экономики и гуманитарной сферы. Для проведения системного анализа эволюции отношений стран Европы и Южного Кавказа в статье выделено три исторических этапах. В рамках каждого этапа охарактеризованы инициативы и реализуемые программы сотрудничества, а также ключевые направления налаживания партнерства между республиками Южного Кавказа и европейскими странами. Кроме того, в исторической ретроспективе изучены этапы формирования условий, подписания соглашений и реализации плана действий по получению странами Южного Кавказа членства в ЕС. Полученные в ходе исследования результаты позволили прийти к выводу, что в 1990-е годы ЕС в значительной степени рассматривал Южный Кавказ, через призму Москвы, с учетом факта присутствия России в данном регионе и ее активных действий. Ситуация изменилась в 2000-х годах, когда интересы ЕС и его взаимодействие с регионом усилились, а также после вооруженного конфликта в Грузии, когда Европа обеспокоилась о необходимости соблюдения и укрепления безопасности в регионе. Впоследствии политика безопасности дополнилась новыми измерениями в сотрудничестве, а именно: политическими, экономическими, гуманитарными.

Ключевые слова партнерство, Европейский Союз, соглашение, безопасность, Южный Кавказ, экономика, политика, членство
Получено15.04.2022
Дата публикации11.05.2022
Кол-во символов26483
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Южный Кавказ – это чрезвычайно сложный во многих отношениях регион, один из наиболее уязвимых и фрагментированных в мире, где накладываются друг на друга внутренние и внешние угрозы национальной безопасности. Три государства Южного Кавказа – Грузия, Армения и Азербайджан – крайне сложны по своей внутренней конфигурации. Спустя практически тридцать лет после распада СССР регион по-прежнему страдает от конфликтов, а его население перманентно находится в небезопасной обстановке. При этом следует отметить, что Армения, Азербайджан и Грузия стали членами и участниками широкого спектра различных, иногда противоположных по своему курсу организаций и союзов, однако им так и не удалось достигнуть полноценной политической и экономической интеграции в современном международном пространстве. Достаточно характерно и ярко историю становления и развития стран Южного Кавказа охарактеризовал западный историк Дж. Форсайт: «Южный Кавказ – это в определенной степени непопулярный регион. Его история в целом представляется сумбурной и сложной и по большому счету трагической, в запутанных хитросплетениях которой с некоторой уверенностью разбирается очень узкий круг специалистов-историков. Регион является, по сути, конгломератом проблемных этносов» [Forsyth, 2013, p. 341]. Справедливости ради стоит упомянут тезис Малышева о том, что Южный Кавказ (ЮК), который включает в себя территории трех суверенных государств – Азербайджанской Республики (АР), Республики Армения (РА) и Грузии, – в настоящее время испытывает на себе давление различных террористических структур. Особенно подвержены этому Азербайджан и Грузия, но некоторые проявления данного процесса можно наблюдать и в Армении [Malyshev, 2017, p. 178].
3 Сегодня Южный Кавказ стал местом противостояния трех могущественных сил мира – США, России и Европейского Союза. Летом 2004 г. Вашингтон объявил эту территорию зоной своих стратегических интересов. Вместе с тем Южный Кавказ является традиционной сферой влияния Российской Федерации, которая имеет с ним непосредственные границы. ЕС, в отличие от США и Российской федерации, выстраивает свою политику на Кавказе, уделяя внимание в большей степени социально-экономической сфере, а не военно-политической составляющей. Кроме того, один из ключевых приоритетов сотрудничества Европейского Союза с республиками Закавказья заключается в достижении стабильности в регионе, поддержке и соблюдении «европейских стандартов», касающихся обеспечения демократических свобод и гарантирования прав человека [Tulmets, 2018, p. 462].
4 В свою очередь Азербайджан, Армения и Грузия, несмотря на разные геостратегические траектории своего позиционирования, активно артикулируют выбор европейского вектора развития, что в большинстве своем связано с опытом и традициями дипломатии этих стран, а помимо этого – и духовной близостью с европейской цивилизацией [Варданян, 2010, с. 87].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 473

Оценка читателей: голосов 0

1. Айвазян А.С. Дискурс о принадлежности к Европе в политическом диалоге ЕС и стран южного Кавказа. Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2018. Т. 10. № 2. С. 125–144.

2. Буров А.А. Состояние современных политико-интеграционных процессов на Южном Кавказе. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2008. № 7 (25). С. 47–51.

3. Варданян А.Р. Энергетический и транзитный потенциал южного Кавказа и энергобезопасность Европы. Мир и политика. 2010. № 1 (40). С. 84–89.

4. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. Москва: Международные отношения, 2001.

5. Голотвина Ю.Н. Восточное партнерство как механизм расширения сферы влияния ЕС. Панорама. 2015. Т. 20. С. 25–30.

6. Голубов О. Нагірний Карабах: ЄС закликає Баку і Єреван до переговорів, 29 сентября 2020. https://p.dw.com/p/3j47j (accessed: 12.10.2021).

7. Дегоев В.В. Чтоб не пропасть поодиночке. Кавказ и большая Европа: реалии против соблазнов. Дружба народов. 2005. № 3. С. 183–189.

8. Дзигуа Н.В. Перспективы развития Грузии, как государства, выполняющего функцию транзитного коридора. Власть и общество (История, Теория, Практика). 2009. № 1. С. 104–120.

9. Иванов С.М. Южный Кавказ в региональной геополитике. Дипломатическая служба. 2019. № 2. С. 41–52.

10. Об утверждении «Концепции национальной безопасности Грузии». https://www.matsne.gov.ge/ka/document/view/43156?publication=0 (accessed: 25.10.2020).

11. Папоян А.Р. Политическое и экономическое сотрудничество между Арменией и Европейским Союзом. Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2016. Т. 11. № 2 (152). С. 115–124.

12. Пылин А.Г. Обновление экономической политики в Азербайджане. Мир перемен. 2017. № 1. С. 27–43.

13. Савчук Т. Нагірний Карабах: конфлікт у 10 відповідя, 30 сентября 2020. https://www.radiosvoboda.org/a/30864543.html (accessed 12.10.2021).

14. Скворцова Н., Абазов Д. Конфликт интересов на Южном Кавказе. Постсоветские исследования. 2020. Т. 3. № 2. С. 181–188.

15. Согомонян В. Силы, заинтересованные в региональной интеграции, и формирование нового миропорядка на Южном Кавказе. Центральная Азия и Кавказ. 2007. № 1 (49). С. 7–14.

16. Фельдман Д. Южный Кавказ на пути в Европу: человеческое измерение дистанции. Власть. 2006. № 8. С. 69–72.

17. Хугаев Т.Г. Политика Евросоюза в южном Закавказье: аспекты безопасности. Вопросы национальных и федеративных отношений. 2019. Т. 9. № 7. С. 1046–1052.

18. Чиж А. Десять лет восточного партнерства: опыт и перспективы. Центральная Азия и Кавказ. 2020. Т. 23. № 2. С. 7–18.

19. Шабанов М. Геополитические особенности Южного Кавказа и интересы мировых держав. Успехи современной науки и образования. 2015. № 5. С. 138–142.

20. Штурба Е.В. Территориальные анклавы бывшего СССР в контексте национальной безопасности современной России. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 2–1. С. 26–38.

21. Babayan N.A. Global Trend EU‐style: Democracy Promotion in 'Fragile' and Conflict‐Affected South Caucasus. Global Policy. 2016. Vol. 7. Issue. 2. Pp. 217–226.

22. Ferrero-Waldner B. European Commissioner for External Relations and European Neighbourhood Policy. Forum Bled, Slovenia, 28 August 2006. https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/SPEECH_06_477 (ac-cessed: 25.10.2020).

23. Delcour L. Lost in Transition: The Liberal International Order in Eastern Europe and the South Caucasus. The International Spectator. 2018. Vol. 53. No. 1. Pp. 109–121.

24. De Waal T. The Caucasus: An Introduction. New York: Oxford University Press, 2019.

25. Gils van E. Azerbaijan and the European Union. New York: Routledge, 2019.

26. Ferreira-Pereira L., Smith M. The European Union's Strategic Partnerships: Global Diplomacy in a Contested World. Cham: Palgrave Macmillan, 2021.

27. Forsyth J. The Caucasus: A History. New York: Cambridge University Press., 2013.

28. Gugushvili A. Self-interest, Perceptions of Transition and Welfare Prefer-ences in the New Eastern Europe and the South Caucasus. Europe-Asia Studies. 2015. Vol. 67. No. 5. Pp. 718–746.

29. Lewington R. Keeping the Peace in the South Caucasus: the EU Monitoring Mission in Georgia. Asian Affairs. 2013. Vol. 44. No. 1. Pp. 51–69.

30. Lynch D. The Security Dimension of the European Neighbourhood Policy. The International Spectator. 2005. 1, January-March. Pp. 33–43.

31. Malyshev D.V. Terrorist Threats Coming from the Post-Soviet Central Asia and the Caucasus. Current Problems of Europe. 2017. No. 4. Pp. 163–187.

32. Markedonov S.M. The Caucasus Region: From Periphery to the Focal Point of International Affairs. Current Problems of Europe. 2010. No. 3. Pр. 100–122.

33. National Statistics Office of Georgia. https://www.geostat.ge/en/modules/categories/585/geostat-100-years (accessed 22.10.2020).

34. National Statistical Office of the Republic of Armenia, “Supply-Use Table, 2005”.

35. Nixey J. The South Caucasus: Drama on Three Stages. https://www.chathamhouse.org/sites/default/files/public/Research/Americas/us0510_nixey.pdf (accessed 19.09.2020).

36. Pipia I. Annotation of Whole-Plastid Genomes of Wild Grapes (Vitis vi-nifera subsp. sylvestris) from the South Caucasus, Europe and the Mediterranean Basin. Acta horticulturae. 2019. No. 1248. Pp. 235–240.

37. President Saakashvili's Inauguration Speech, 25 January 2004. http://www.civil.ge/eng/article.php?id=26694 (accessed: 11.09.2020).

38. Sieglinde G. The European Neighbourhood Policy in a Comparative Per-spective: Models, Challenges, Lessons. Abingdon; New York: Routledge, 2016.

39. Simão L. The EU's Neighbourhood Policy towards the South Caucasus: ex-panding the European Security Community. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2017.

40. Tulmets E. Introduction: Competing Conditionalities? Eastern Europe and the South Caucasus between the European Union and Russia. European Politics and Society. 2018. Vol. 19. Issue. 4. Pp. 451–470.

41. Vasilyan S. “Moral Power” of the European Union in the South Caucasus. London: Palgrave Macmillan, 2019.

42. Vieira A. The European Union's ‘Potential We’ between Acceptance and Contestation: Assessing the Positioning of Six Eastern Partnership Countries. JCMS: Journal of Common Market Studies. 2021. Vol. 59. Issue 2. Pp. 297–315.

43. Weinar A. Look at Migrations in the Post-Soviet Space - the Case of Eastern Europe, South Caucasus and Russian Federation. International migration. 2014. Vol 52. No 5, pp. 47–51.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх