«Новое учение об истории» Лян Ци-чао. Лян Ци-чао. Новое учение об истории. [Традиционная] история Китая. Перевод с китайского и примечания Д.Е. Мартынова

 
Код статьиS004287440005060-1-1
DOI10.31857/S004287440005060-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Казань
Аффилиация: Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Казань
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №5
Страницы107-117
Аннотация

Статья предваряет первый русский перевод вводного эссе из трактата «Новое учение об истории» 1902 г., написанного Лян Ци-чао (1873–1929). Данный текст являлся программным в декларируемой Лян Ци-чао «историографической революции», которая в первую очередь должна была привести к полной мировоззренческой, социальной и философской перестройке китайского общества. Лян Ци-чао опубликовал трактат, находясь в эмиграции в Японии, не скованный запретами традиционной китайской культуры династии Цин. Главной его задачей была апология нового сознания, конструирования новой идентичности – не существовавшей доселе китайской нации – и оправдания новой, гражданской истории. Новому восприятию исторической реальности должна соответствовать и новая форма письма. Примечательно, однако, что для выражения революционных идей Лян Ци-чао использовал традиционные формы и древнекитайский литературный язык. Идеалом гражданского историка были для него Вольтер и Э. Гиббон, которые, декларируя комплексные общественно-политические задачи, сочетали изысканный литературный стиль и обращение к самым широким слоям читающей публики.

Ключевые словаЛян Ци-чао, эпоха Цин, буддизм, традиционная историография, философия истории, модерн
Получено29.05.2019
Дата публикации07.06.2019
Кол-во символов35737
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Лян Ци-чао (1873–1929) известен в современном Китае как основоположник «историографической революции». Эта последняя является «ухудшенной версией истории китайской философии» [Elman 2010, 376]. Собственно, периодизация истории китайской философии и базовый набор персонажей (с соотнесением их с вехами истории западной философии) была предложена в 1920-е гг. самим Лян Ци-чао и его коллегой Ху Ши (1891–1962), несмотря на все разделявшие их политические преграды. Как отмечал Б. Элман, и на Ляна, и на Ху сильнейшее влияние оказала немецкая Geistsgeschichte, причем в упрощенном виде [Ibid.]. По-иному ситуация сложиться не могла, поскольку Лян Ци-чао и его старшим и младшим современникам (прежде всего, учителю Кан Ю-вэю, коллегам-просветителям Янь Фу, Чжан Бин-линю, поэту и дипломату Хуань Цзун-сяню, журналисту Ван Тао и другим) пришлось в кратчайший срок воспринять и освоить духовные ценности западной цивилизации. Не зная западных языков, они опирались на доступные переводы на китайский и японский языки. Впрочем, это было наименьшей из возникавших перед ними проблем.
2 Лян Ци-чао – одна из ключевых фигур переходного периода XIX–XX вв. в китайской мысли. Отчасти его известности способствовала журналистская деятельность: в 1898–1907 гг., находясь в Японии, Лян издавал собственные журналы, в которых мог свободно излагать все интересующие его вопросы. Тан Сяо-бин обратил внимание, что почти во всех заглавиях его работ от 1902 г. встречается понятие «новый» — применительно к человеческой личности, гражданству, историографии и в целом Китаю [Tang 1996, 11]. Новые идеи и необычный стиль письма оказывали существенное воздействие на новое поколение читателей [Борох 2001, 7].
3 Тан Сяо-бин в ряду ранних сочинений Лян Ци-чао особо выделял «Новое учение об истории» («Синь ши сюэ») 1902 г., как одно из наиболее значимых его концептуальных произведений. Собственно, и стиль «Синь ши сюэ» более всего напоминал манифест. Публикация шла частями в собственном журнале Ляна «Новый народ» («Синь минь»), тираж которого достигал девяти – десяти тысяч экземпляров, а точек распространения в Китае, а также в Японии и других местах пребывания китайских диаспор было не менее 100 [Tang 1996, 43]. Параллельно в этом издании началась публикация книги Лян Ци-чао «Теория обновления народа», которая растянулась на много лет и знаменовала переход его взглядов от просветительского либерализма к просвещенному консерватизму [Борох 2001, 97, 100–101].
4 Читая «Новое учение об истории», поневоле расстаешься с иллюзиями об «отсталости» китайской мысли, поскольку Лян Ци-чао в известной степени предвосхитил дискуссии 1950-х гг. и позднейшие. В первую очередь это касается понимания того, что новому восприятию исторической реальности должна соответствовать новая форма письма. Однако в рамках той реальности, в которой существовал Лян Ци-чао, задача выработки нового историописания была неотделима от апологии необходимости и полезности исторического знания в эпоху необратимых перемен. Тан Сяо-бин, параллельно, рассматривал этот трактат еще и как своего рода националистическую утопию Лян Ци-чао [Tang 1996, 49].

Всего подписок: 2, всего просмотров: 616

Оценка читателей: голосов 0

1. Borokh, Lilia N. (2001) Confucianism and European Thought at the Turn of the XIXЦXX Centuries. Liang Qichao: Theory of Renewal of the People, Vostochnaya Literatura, Moscow (in Russian).

2. Elman, Benjamin A. (2010) УThe Failures of Contemporary Chinese Intellectual HistoryФ, Eighteenth-Century Studies, Vol. 43, No 3, pp. 371Ц391.

3. Tang, Xiaobing (1996) Global Space and the Nationalist Discourse of Modernity: The Historical Thinking of Liang Qichao, Stanford University Press, Stanford.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх