Мобилизационный потенциал пятидесятничества в современной Африке

 
Код статьиS086919080019206-3-1
DOI10.31857/S086919080019206-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт Африки Российской академии наук
Адрес: Москва, 123001, Россия, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт Африки Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы165-176
Аннотация

В статье предпринимается попытка оценить мобилизационный потенциал одного из самых быстрорастущих и крупных течений христианства Африки и мира – пятидесятничества. Результаты анализа догматической специфики, специфики культовой и внекультовой деятельности, пространственного развития, а также интеграции пятидесятнических церквей в общественно-политическую жизнь стран Африки свидетельствуют о высоком мобилизационном потенциале африканского пятидесятничества, использование которого имеет особенности и ограничения. Они определяются его дуалистичностью, обусловленной внутренней неоднородностью и спецификой разных волн пятидесятничества. Установлен полимасштабный характер мобилизационного потенциала пятидесятничества. Так, мобилизация населения может охватывать как отдельные населенные пункты, так и целые государства. Она может преследовать как глобальные цели, так и личные интересы отдельных лидеров. Влияние пятидесятничества может распространяться на целые этносы и иногда нации, другие христианские течения и даже ислам. Пятидесятничество интенсивно внедряется в политическую жизнь Африки с конца ХХ в. Пятидесятники проникают в правительственные структуры, в том числе путем создания собственных политических партий, молодежных и благотворительных организаций, НГО. В последнее время наблюдается некоторая радикализация пятидесятничества, что характерно для поликонфессиональных стран, например, для Нигерии. Несмотря на возрастающую вовлеченность пятидесятничества в общественно-политическую жизнь стран Африки, на данный момент оно носит локальный характер. Это может быть связано с крайне интенсивной конкуренцией внутри геопространства пятидесятничества, что в целом типично для стремительно растущих религий. В дальнейшем, когда территориальная экспансия пятидесятничества замедлится, можно ожидать его унификацию и ускорение его интеграции в общественно-политическую жизнь Африки. Такая тенденция уже начинает проявляется в виде «зонтичных структур» и «союзов», формирующихся вокруг крупных классических пятидесятнических церквей и мегацерквей в странах континента, где сосредоточены крупнейшие пятидесятнические общины – Нигерии, Кении, ЮАР, Гане, ДРК и др.

Ключевые словаАфрика, афрохристианство, конфликты, мобилизационный потенциал, политизация религии, пятидесятничество, религиозная конкуренция.
Получено15.03.2022
Дата публикации11.05.2022
Кол-во символов29633
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 ВВЕДЕНИЕ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
2 Современные государства Африки отличаются активным участием религиозных и квазирелигиозных акторов в их внутренней и внешней политике, а также общественной жизни. Во многом это определяется тем, что данный макрорегион имеет исключительное значение для крупнейших мировых религий – христианства и ислама, распространение которых привело к масштабной трансформации конфессионального пространства континента, произошедшей в рекордно сжатые сроки [Захаров и др., 2020b]. Тема конкуренции этих религий за демографический и экономический потенциал «континента надежды» получила широкое распространение, особенно в исследованиях, выполненных в цивилизационном ключе, например: [Huntington, 2000; Следзевский, Хайруллин, 2021 и др.]. В них особое внимание уделяется взаимодействию ислама и христианства, при этом часто постулируется, что этот процесс сопровождается возникновением крупных конфликтов, которые сосредоточены в контактной зоне этих религий [Васильев, Потапов, 2002, с. 48].
3 Тем не менее в этом контексте чаще всего не учитываются особенности внутрирелигиозной конкуренции, т. е. между направлениями одной религии, которая может быть не менее конфликтной [Захаров и др., 2020a]. Вместе с этим усиление внутрирелигиозной конкуренции сопровождается расширением геопространства религии в целом, что в итоге может стать катализатором межрелигиозных конфликтов [Горохов, 2020]. Таким образом, возникает проблема оценки мобилизационного потенциала отдельных религиозных течений, под которым мы понимаем способность религиозных лидеров вовлекать своих последователей во внекультовую деятельность, направленную на достижение социально-экономических и политических целей и расширение влияния этой религиозной общины в разных сферах общественной жизни. При этом механизмы достижения этих целей могут реализоваться радикальными методами, в т. ч. путем культивирования негативного восприятия правительства или других религиозных общин и даже призыва к преступным действиям, насилию. Наиболее известными примерами реализации такой стратегии выступают радикальные террористические группировки, например, «Боко Харам», «Господня армия сопротивления», «Аль-Каида в странах исламского Магриба» и многие др. К сожалению, исследователи оставляют практически без внимания механизмы достижения религиозными организациями тех же целей законным путем. Кроме этого, обращает на себя внимание недостаток работ, посвященных теме радикализации немусульманских общин, которые могут иметь даже больший мобилизационный потенциал.
4 Об актуальности данной темы говорит и высокая религиозность населения Африки. В отличии от современной Европы она не имеет абстрактно-духовной мотивации, здесь религия буквально проникает во все сферы жизни общества. Согласно опросам, проведенным Pew Forum, подавляющее большинство африканцев выступает в поддержку введения законов шариата или использования Библии в качестве законодательной базы. При этом канонические тексты и мусульмане, и христиане Африки склонны понимать в буквальном смысле. Вместе с этим опрошенные имеют высокие эсхатологические ожидания – почти 2/3 из них верят, что Второе Пришествие Иисуса Христа или воссоздание Всемирного Халифата произойдет при их жизни [Tolerance, 2010]. Все это объясняет популярность теократических идеалов и принципов организации общества, а также политизацию религии и ее вовлеченность во внекультовую деятельность [Falola, 1998].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 373

Оценка читателей: голосов 0

1. Васильев А.М., Потапов А.А. Конфликты в Африке. Страны Африки. М.: Институт Африки РАН, 2002. С. 48–59.

2. Горохов С.А. География религий: циклы развития глобального конфессионального пространства. М.: Юнити-Дана, 2020.

3. Захаров И.А. Роль христианских церквей в геоэкономическом и геополитическом соперничестве европейских держав на африканском континенте: ХХ–XXI вв. Учёные записки Института Африки РАН. 2019. № 4. С. 82–92.

4. Захаров И.А., Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Роль религиозного фактора в формировании конфликтных зон в Африке. Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле. 2020 (1). № 4. С. 640–653.

5. Захаров И.А., Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Трансформация конфессионального пространства Африки в ХХ – начале XXI века. Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2020 (2). № 3. С. 359–368.

6. Лункин Р.Н. Позиция протестантских церквей во время политического кризиса в Армении. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. № 6. С. 182–188.

7. Прокопенко Л.Я. Религиозный фактор в политическом процессе Замбии: взаимное влияние религии и политики. Азия и Африка сегодня. 2021. № 8. C. 40–47.

8. Следзевский И.В., Хайруллин Т.Р. Роль христианства и ислама в цивилизационном развитии современной Африки (материалы конференции). Учёные записки Института Африки РАН. 2021. № 3. С. 96–119.

9. Africa Data 1997 – Present (Data Through June 2020). Armed Conflict Location & Event Data Project (ACLED). www.acleddata.com (accessed: 22.08.2021).

10. Anderson A.H. Pentecostalism in the Sub-Sahara. Spirit-Filled World: Christianity and Renewal - Interdisciplinary Studies. Palgrave Macmillan, Cham, 2018. Pp. 23–50.

11. Benyah F. Church Branding and Self-Packaging: the Mass Media and African Pentecostal Missionary Strategy. Journal of Religion in Africa. 2018. No. 3. Pp. 231–254.

12. Bompani B., Valois C. Christian Citizens and the Moral Regeneration of the African State. Routledge, 2017.

13. Brown D., James P. Religious Characteristics of States Dataset Project - Demographics v. 2.0 (RCS-Dem 2.0), regions only. 2020

14. Cobbinah P., Korah I. Religion gnaws urban planning: the geography of places of worship in Kumasi, Ghana. International Journal of Urban Sustainable Development. 2015. No. 2. Pp. 93–109.

15. Colette H. Violence in a Religiously Divided City: Kaduna, Nigeria – From the Shari'a Riots of 2000 to the Post-election Clashes of 2011. Space and Polity. 2013. No. 17. Pp. 284–299.

16. Falola T. Violence in Nigeria: The Crisis of Religious Politics and Secular Ideologies. New York: University of Rochester Press, 1998.

17. Freeman D. Pentecostalism and Development. Palgrave Macmillan, 2012.

18. Gifford P. Prosperity: A new and foreign elements in African Christianity. Religion. 1990. No. 4. Pp. 373–388.

19. Gordon Conwell Theological Seminary. https://inlnk.ru/qdZ22 (accessed: 23.08.2021).

20. Huntington S.P. The Clash of Civilizations? Culture and Politics. New York: Palgrave Macmillan, 2000.

21. Ijaola S.O. Pentecostalism, the Prosperity Gospel, and Poverty in Africa. Pentecostalism and Politics in Africa. African Histories and Modernities. Palgrave Macmillan, Cham, 2018.

22. Kailing J.B. A new solution to the African Christian problem. Missiology: an International Review. 1994. No. 4. Pp. 489–506.

23. Kalu O. African Pentecostalism: an Introduction. New York: Oxford Press, 2008.

24. Kalu O.U. The Big Man of the Big God: Popular Culture, Media and African Pentecostal Missionary Strategy. Christian Missions in Africa: Success, Ferment and Trauma. Vol. 2. African World Press, 2010. Pp. 373–395.

25. Liardon R. The Azusa Street Revival: When the Fire Fell. Shippensburg: Destiny Image, 2006.

26. Mayrargue C. The Paradoxes of Pentecostalism in Sub-Saharan Africa. 2008. https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/mayrargue_the_paradoxes_of_pentecostalism.pdf (accessed: 28.09.2021).

27. Obadare E. Pentecostal Republic: Religion and the Struggle for State Power in Nigeria. London: Zed Books, 2018.

28. Lindhardt L.M. Pentecostalism in Africa: presence and impact of pneumatic Christianity in postcolonial societies. Boston: Brill, 2014.

29. Sperber E., Hern E. Pentecostal Identity and Citizen Engagement in Sub-Saharan Africa: New Evidence from Zambia. Politics and Religion. No. 4. 2018. Pp. 830–862.

30. Spirit and Power: a 10-Country Survey of Pentecostals. The Pew Forum on Religion and Public Life. 2006. https://www.pewforum.org/ 2006/10/05/spirit-and-power (accessed: 23.07.2021).

31. Todd M.J. Pentecostal/Charismatic Christianity. https://inlnk.ru/ qdZ22 (accessed: 23.09.2021).

32. Tolerance and Tension: Islam and Christianity in Sub-Saharan Africa. The Pew Forum on Religion and Public Life. 2010.

33. Tweneboah S. Pentecostalism, Witchdemonic Accusations, and Symbolic Violence in Ghana. Pneuma. 2015. No. 3. Pp. 375–393.

34. Ukah A. Neither Jew nor Greek? Class, Ethnicity, and Race in the Pentecostal Movement in Africa Politics. Pentecostalism and Politics in Africa. African Histories and Modernities. Palgrave Macmillan, Cham, 2018.

35. Wariboko N. African Pentecostal Political Philosophy: New Directions in the Study of Pentecostalism and Politics. Pentecostalism and Politics in Africa. African Histories and Modernities. Palgrave Macmillan, Cham, 2018.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх