[Рец. на:] Ванчикова Ц.П. Буддизм в Монголии: история, духовенство, монастыри. Отв. ред. Б.В. Базаров. - Иркутск: Изд-во "Оттиск", 2019. - 292 с.: илл. ISBN 978-5-6042914-3-6

 
Код статьиS086919080018262-5-1
DOI10.31857/S086919080018262-5
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Ванчикова Ц.П. Буддизм в Монголии: история, духовенство, монастыри. Иркутск: Оттиск, 2019. 292 с.: илл. ISBN 978-5-6042914-3-6
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент, Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Россия, Москва, Моховая 11
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы263-266
Аннотация

 

 

 

Ключевые слова
Получено17.01.2022
Дата публикации07.03.2022
Кол-во символов10138
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Монголия исторически является одним из основных, наряду с Тибетом и Китаем, центров тибетского или тибето-монгольского буддизма. Там жил третий в иерархии после Далай-ламы и Панчен-ламы хубилган - Джебцзун-Дамба-хутухта; располагались сотни монастырей и тысячи монахов, некоторые из которых внесли немалый вклад в историю буддизма. Сегодня Монголия - практически единственное демократическое государство, где более половины населения причисляют себя к последователям тибетского буддизма. Далай-лама XIV и другие крупные ламы не раз связывали с Монголией и буддийскими регионами России будущие тибетского буддизма в мире. Несмотря на вышесказанное, изучение буддизма в Монголии всегда оставалось периферийной областью буддологии, поскольку большинство исследователей занимались и занимаются преимущественно историей буддизма в Тибете. При том что первые фундаментальные исследования по буддизму в Монголии появляются довольно рано - во второй половине XIX в. (А.М. Позднеев, Б.Я. Владимирцов) - число крупных работ по этой теме не велико. Как правило, они посвящены отдельным периодам истории, аспектам и персоналиям: Алтан-хану и монголо-цинским отношениям (Й.Эльверског, Т.Д. Скрынникова), Восьмому и Девятому Богдо-гэгэну (О. Батсайхан), теократической государственности и репрессиям 1930-х гг. (С.Л. Кузьмин, К. Каплонски), Зава Дамдину (М. Кинг), истории монастырей (К.Телеки) и др. Много сделано в области перевода и комментирования источников (П.Б. Балданжапов, А.Д. Цендина, Й. Эльверског, В.Уоллес, В.Л. Успенский, Р.Н. Крапивина и др.). Однако число работ, дающих цельную картину истории буддизма в Монголии можно сосчитать по пальцам: коллективная монография 2015 г. под редакцией Весны Уоллес (Buddhism in Mongolian History, Culture, and Society), общая работа по религиям Монголии Вальтера Хайссига (The Religions of Mongolia), отчасти монография С.Л. Кузьмина «Теократическая государственность и буддийская церковь Монголии в начале ХХ века» - не так уж и много.
2 В этом смысле монография доктора исторических наук, профессора, главного научного сотрудника Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Цымжит Пурбуевны Ванчиковой является первым исследованием, посвященным истории буддизма у монголов с древности до наших дней. Книга состоит из трех частей. В первой дается краткая история буддизма у монголов, вторая посвящена буддийскому духовенству, третья — монастырям.
3 Первое, что хочется отметить в книге, это введение, где автор кратко, но на достаточно высоком уровне знакомит читателя с проблематикой изучения монгольского буддизма: какие существуют белые пятна, какая существует литература (на западных, русском и монгольском языках).
4 В исторической части книги Ц.П. Ванчикова приводит достаточно убедительные аргументы в защиту одного из подходов к периодизации буддизма в Монголии. Дело в том, что существует два основных подхода к периодизации буддизма на территории Монголии. Первый восходит к знаменитому монгольскому ламе и историку Зава Дамдину(1864-1937), который выделял три этапа: ранний - от эпохи хунну и до Чингис-хана, средний - времен империи, и третий - с XVI в. Сторонники второго подхода начинают историю буддизма у монголов со времени правления хана Хубилая (1215-1294). Обе точки зрения по-своему обоснованы и имеют право на существование. Ц.П. Ванчикова придерживается первой точки зрения, опираясь на результаты лингвистических - заимствования буддийских терминов еще в доуйгурскую эпоху - и археологических - буддийские реликвии в монгольских городищах — данные. Довольно детально в книге рассматривается принятие буддизма ханом Хубилаем и его распространение в империи Юань. Даже общеизвестные эпизоды истории буддизма у монголов автор дополняет малоизвестными деталями, отсылками на источники и литературу, попутно намечая темы для будущих исследований. Например, упоминая о посланиях Пагба-ламы, Ц.П. Ванчикова отмечает, что это ценнейший источник по истории буддизма, пока не введенный в научный оборот. Также примечательно, что Ц.П. Ванчикова приводит данные, подтверждающие, что в так называемый "темный" период монгольской истории (14-16 вв.) буддизм у монголов не исчезает, а напротив, усиливает свои позиции. Достаточно подробно в монографии описана деятельность монгольских ханов - Алтан-хана, Абатай-хана и Лигдэн-хана, которые внесли большой вклад в распространение буддизма в XVI-XVII вв. Перечислены в книге и основные законы и уложения, регламентировавшие деятельность буддийских институтов в стране.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 164

Оценка читателей: голосов 0

1. Кузьмин С.Л. Теократическая государственность и буддийская церковь Монголии в начале XX века. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2016.

2. Heissig W. The Religions of Mongolia. Transl. from the German edition by Geoffrey Samuel. London: Routledge and Kegan Paul, 1980.

3. Tucci G., Heissig W. Die Religionen Tibets Und Der Mongolei. Stuttgart: Verlag W. Kohlhammer, 1970.

4. Wallace Vesna A., ed. Buddhism in Mongolian History, Culture, and Society. New York: Oxford University Press, 2015.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх