«Русский парень и чеченская девушка»: анализ комментариев к Интернет-публикациям о межконфессиональных браках

 
Код статьиS086919080018246-7-1
DOI10.31857/S086919080018246-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры географии и экологии
Аффилиация: Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
Адрес: Российская Федерация, Ульяновск
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы173-183
Аннотация

Межконфессиональные браки находятся в фокусе внимания этнологов и социологов различных регионов постсоветского пространства. В их трудах неоднократно отмечалось особое значение смешанных браков в качестве маркеров толерантности. Кроме того, многие исследователи признают культурную и социальную значимость смешанных браков и продолжают обращаться к ним в рамках таких масштабных проблем, как миграция, глобализация, взаимодействия религий. Однако, такая сторона вопроса, как отношения к межнациональным и межконфессиональным бракам пользователей сети Интернет осталась без внимания исследователей, что подчёркивает актуальность публикации. Целью статьи является анализ отношений к межконфессиональному браку русского и чеченки, чеченки и русского. Источниковой базой исследования стало 726 комментариев к тематическим статьям о смешанных браках, опубликованных на Яндекс-дзен в период с 24.11.2020 по 6.12.2020. Анализ текстов производился «в ширину» (англ. breadth-first search, BFS), то есть сначала анализировался сам рассказ, затем комментарий к нему, после чего комментарий к комментарию и т. д. Подводя итог проведённым исследованиям, автор заключает, что существует два варианта отношения комментаторов к межконфессиональным бракам. Первый вариант – отрицательное отношение, являющееся отражением в целом негативного настроя условных «россиян» к бракам с чеченцами. Второй вариант – нейтрально-положительное отношение, не рассматривающее религию как фактор дестабилизации таких семей, либо вовсе не берущее в расчёт религиозные, а иногда и этнические различия супругов. Эндогамные браки по-прежнему остаются приоритетными для ряда регионов России, в первую очередь для Северного Кавказа, с его традиционной культурой и усилившимся за последние десятилетия влиянием религии. Тем не менее, исследование выявило что религиозный фактор не является ведущим при оценке смешанных браков комментаторами тематического канала. Чаще всего, описывая своё отношения к тем или иным примерам подобных браков, они апеллируют к другим факторам. Например, к культурным и бытовым различиям этносов.

 
Ключевые словамежконфессиональные браки, смешанные браки, русские, чеченцы, религия, ислам, отношение
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке гранта Президента РФ в рамках научно-исследовательского проекта «Взаимодействие христиан и мусульман России в условиях социокультурных угроз современного мира: от коммуникации организаций до синкретизма религиозного сознания», код МД-2585.2021.2 (2021-2022 гг.)
Получено15.01.2022
Дата публикации07.03.2022
Кол-во символов23593
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 В Российской Федерации с её многовековой многонациональностью и многоконфессиональностью вопросы, связанные с такими явлениями, как межэтнические и межконфессиональные браки, являются важнейшими для всего общества в целом и научного сообщества в частности. С другой стороны споры о природе подобных браков и, как следствие, семей, их допустимости и недопустимости в современных реалиях российского общества, об их роли в процессе диалога и взаимопроникновения культур и традиций всё чаще ведутся в обширном пространстве Рунета, вовлекая людей самых разных взглядов, что делает исследование межконфессиональных браков ещё более актуальным.
3 В публикациях отечественных исследователей неоднократно отмечалось особое значение смешанных браков в качестве маркеров толерантности и интолерантности [Дробижева, Сусоколов, 1981; Сусоколов, 1987; Топилин, 1995; Сизоненко, 2007; Жигунова, Коптяева, 2016; Узакова, Ивченков, Симонович, 2017; Шабыков, 2018], традиционности и нетрадиционности различных обществ [Карцева, 2001; Загирова, 2017], изучались такие аспекты как динамика межэтнических браков [Шабалина, 2002; Коростелёв, 2008; Касымова, 2010], их влияние на диалог культур [Клинцова, 2016, с. 30; Гурко, 2017; Романова и др., 2020; Коровкина, Садретдинова, 2020]. Среди других исследователей, занимавшихся данной проблематикой отметим А. Г. Волкова [Волков, 2014] и Е. Л. Сороко [Сороко, 2014], на материале переписей рассмотревших распространение смешанных браков в СССР и в современной России, Е. С. Лурье [Лурье, 2018], подметившую некоторую растерянность российского, в том числе научного, сообщества, возникшую в постсоветское время, когда межэтнические браки лишились идеологической поддержки государства. В общем и целом, и мы здесь склонны соглашаться с Е.С. Лурье, в «современных исследованиях уже нет ощущения социального заказа, обращения к важной и ценностно осознаваемой теме, нет и новой научной и культурной парадигмы, в которую эти исследования встраиваются» [Лурье, 2018, с. 122–123]. Тем не менее, почти все исследователи признают культурную и социальную значимость смешанных браков и продолжают обращаться к ним в рамках более масштабных проблем, таких, например, как межэтнические отношения, миграция, глобализация, взаимодействия религий. Отметим, что такая сторона вопроса, как отношения к межнациональным и межконфессиональным бракам пользователей сети Интернет, по большей части остаётся не исследованной. Данное обстоятельство подчёркивает своевременность нашей публикации.
4

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

5 Целью статьи является анализ отношений к межконфессиональному браку русского и чеченки, чеченки и русского, основанный на комментариях к тематическим статьям Яндекс-дзен. Особенность данной интернет-платформы является то, что она подбирает публикации, «подстраиваясь» под сферу интересов пользователя. Таким образом, аудитория, подписчики и комментаторы тематических блогов формируется из людей, в той или иной степени осведомлённых о соответствующей области или интересующихся ей. В некотором смысле, аудитория каналов, посвящённых межнациональным и межконфессиональным бракам, является целевой для подобных публикаций и изучение её мнений может внести некоторую ясность на данный аспект межэтнических отношений. Анализ текстов производился «в ширину» (англ. breadth-first search), то есть сначала анализировался сам рассказ, затем комментарий к нему, после чего комментарий к комментарию. Всего было проанализировано 726 комментариев к 3 рассказам: «Как в Чечне относятся к детям от смешанных русско-чеченских браков?» [Как в Чечне…, 2020] (436 комментариев, 274 тыс. дочитываний, 1707 одобрений – «лайков»), «Может ли русский парень жениться на чеченской девушке?» [Может ли русский…, 2020] (141 комментарий, 8 тыс. дочитываний, 135 одобрений) и «Разрешено ли чеченцу жениться на русской девушке?» [Разрешено ли чеченцу…, 2020] (149 комментарий, 4,5 тыс. дочитываний, 82 «лайка»). Все три статьи опубликованы на авторском канале с особенно значимым в контексте исследования названием «Чеченский след», с количеством подписчиков в 46 417 человек и с аудиторией в 1 664 845 человек, и отобранных нами согласно следующим критериям: 1) раскрытие темы смешанных русско-чеченских и чечено-русских браков; 2) упоминание различных аспектов религиозности; 3) наибольшее число комментариев; 4) недавняя дата публикации.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 185

Оценка читателей: голосов 0

1. Арутюнова Е.М., Дробижева Л.М., Евсеева М.А., Кузнецов И.М., Мукомель В.И., Рыжова С.В., Фадеева Е.Ю., Фадеев П.В. Межнациональное согласие в региональном контексте. М.: Института социологии Российской академии наук, 2015.

2. Волков А. Г. Избранные демографические труды: сб. науч. ст. / сост. и науч. ред. А. Г. Вишневский. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014.

3. Главные российские институты: общественная оценка. ВЦИОМ. 26.11.2020. URL: https://old.wciom.ru/index.php?id=236&uid=10647 (дата обращения: 28.03.2021).

4. Григорьева К. С., Хамидова И. А. Сельские жители Чеченской Республики о Москве и москвичах. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 3. С. 230–247.

5. Гурко Т.А. Межэтнические и международные браки в контексте диалога культур. Сила слабых: гендерные аспекты взаимопомощи и лидерства в прошлом и настоящем. Ответственные редакторы Н.Л. Пушкарева и Т.И. Трошина. М.: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 2017. С. 216–218.

6. Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Межэтнические отношения и этнокультурные процессы (по материалам этносоциологических исследования СССР). Советская этнография. М.: Наука, 1981. С. 11–23.

7. Жигунова М. А., Коптяева Е. А. Национально-смешанные браки как вариация этнокультурной идентичности. Вестник Томского государственного университета. История. 2016. № 5 (43). С. 100–104.

8. Загирова Э.М. Влияние типа религиозности на отношение к традиционной семье. Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. № 20 (2). С. 82–103.

9. Зайончковская Ж.А., Полетаев Д.В., Флоринская Ю.Ф., Доронина К.А. Мигранты глазами москвичей. Демоскоп Weekly. 2014. № 605-606. С. 1–28.

10. Как в Чечне относятся к детям от смешанных русско-чеченских браков? Чеченский след. 24.11.2020. URL: https://zen.yandex.ru/media/chechnya/kak-v-chechne-otnosiatsia-k-detiam-ot-smeshannyh-russkochechenskih-brakov-5fbcc3eb4b9b1b331db43954 (дата обращения: 24.01.2021).

11. Карцева Л. В. Семья в условиях трансформации российского общества: Теоретическая модель и эмпирическая реальность: дисс. ... д-ра соц. наук. Казань, 2001.

12. Касымова С.Р. Расширяя границы: межэтнические и межконфессиональные браки в постсоветском Таджикистане (на примере браков таджикских женщин с иностранцами). Laboratorium: журнал социальных исследований. 2010. № 3. С. 126-149.

13. Клинцова М.Н. Межэтнические и межконфессиональные браки в Республике Крым на современном этапе. Миссия конфессий. 2016. № 13 (17). С. 25-31.

14. Коровкина Н.В., Садретдинова Э. В. Религиозная идентичность и приобщение детей к религии в межнациональных семьях (на примере Республики Башкортостан). Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 6 (47). С. 36-42.

15. Коростелев А.Д. Межэтнические и межконфессиональные браки в этнически смешанных селениях Урало-Поволжского региона. Роль конфессий в развитии межнациональных отношений: Россия – Балканы – Поволжье. Труды Международной научной конференции. М.: Институт Российской истории РАН, 2008. С. 113–118.

16. Ксенофобия и национализм. Левада-центр. 23.09.2020. URL: https://www.levada.ru/2020/09/23/ksenofobiya-i-natsionalizm-2/ (дата обращения: 28.03.2021).

17. Лурье С. В. Межэтнические браки в современном российском национальном сценарии. Петербургская социология сегодня. 2018. № 10. С. 122–148.

18. Ляпунова О. Е. Отношение студентов Архангельска к представителям различных этнических групп. Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 51.

19. Может ли русский парень жениться на чеченской девушке? Чеченский след. 6.12.2020. URL: https://zen.yandex.ru/media/chechnya/mojet-li-russkii-paren-jenitsia-na-chechenskoi-devushke-5fccfca98f8c7853ed9e468a (дата обращения: 24.01.2021).

20. Разрешено ли чеченцу жениться на русской девушке? Чеченский след. 28.11.2020. URL: https://zen.yandex.ru/media/chechnya/razresheno-li-chechencu-jenitsia-na-russkoi-devushke-5fc246684c127965dbc19f36 (дата обращения: 24.01.2021).

21. Романова А.П., Черничкин Д. А., Топчиев М. С., Рогов А. В. Причины и механизмы религиозной трансгрессии в среде студенческой молодежи северного Прикаспия. Южно-российский журнал социальных наук. 2020. Т. 21. № 1. С. 104–120.

22. Россияне о межнациональных браках. ВЦИОМ. 27.08.2010. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiyane-o-mezhnaczionalnykh-brakakh (дата обращения: 28.03.2021).

23. Сизоненко З.Л. Межнациональная семья в крупном городе. Социологические исследования. 2007. № 2. С. 140–145.

24. Сороко Е.Л. Этнически смешанные супружеские пары в Российской Федерации. Демографическое обозрение. 2014. Т. 1. № 4. С. 96–123.

25. Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. М.: Мысль, 1987.

26. Токарева Е.С. Межэтнический брак в системе ценностных ориентаций студенческой молодежи. Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5. URL: https://human.snauka.ru/2013/05/3173 (дата обращения: 28.03.2021).

27. Топилин А.В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния. Социологические исследования. 1995. № 7. С. 76–88.

28. Узакова С.А., Ивченков С.Г., Симонович Н. Е. Модели и ценности современной семьи: анализ взглядов специалистов семейной сферы. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2017. Т. 17. № 4. С. 414–418

29. Шабалина Л. П. Современная семья народов Среднего Поволжья: традиции и новации, этнические взаимовлияния. Ульяновск: УлГТУ, 2002.

30. Шабыков В.И. Межэтнические и межконфессиональные браки в восприятии современного горожанина в Республике Марий Эл. Социодинамика. 2018. № 2. С. 23–29.

31. Щеголькова Е.Ю. Межэтнические отношения в оценках россиян: социологический анализ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4 (158). С. 499–520.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх