Сопоставление археологических и этнографических источников в изучении древнерусского костюма в трудах отечественных археологов

 
Код статьиS086954150004185-3-1
DOI10.31857/S086954150004185-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: к. и. н., доцент
Аффилиация: Тверской государственный университет
Адрес: ул. Желябова 33, Тверь, 170100, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№1
Страницы134-148
Аннотация

В статье рассматривается проблема взаимосвязи древнерусского костюма и русского традиционного костюма XIX — начала XX в. и ее изучение археологами и этнографами. Предположение о древности некоторых форм одежды XIX — начала XX в. позволило использовать этнографические материалы в изучении древнерусского костюма, его типологии и реконструкции. Чаще всего предметом археолого-этнографических исследований становились покрой рубахи, женский головной убор и набедренная одежда типа поневы. Сегодня с уверенностью можно говорить об архаичности таких видов одежды, как поликовая рубаха и понева. Прослеживаются параллели в формах найденных археологами и описанных этнографами головных уборов, рубах и их деталей. В то же время вопросы эволюции кроя поликовой и лямочной одежды, поневы остаются недостаточно изученными.

 

Ключевые словакостюм, одежда, археологические источники, этнографические источники, Древняя Русь, покрой, сарафан, понева, рубаха
Получено24.03.2019
Дата публикации26.03.2019
Кол-во символов30588
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Для исследователя древнего костюма знание этнографических описаний одежды чрезвычайно важно, поскольку именно оно позволяет заполнять лакуны, вызванные недостатком источников. Как правило, этнографические данные используются в археологических исследованиях костюма в двух вариантах. Первый — сравнительный анализ: найденные фрагменты или изображения средневековых одежд сопоставляются с образцами XIX — начала XX в., в результате чего исследователь получает более ясное представление о типе древней одежды. Это особенно важно, когда археологические остатки одежды фрагментированы — тогда этнографические данные позволяют уточнить, каков мог быть крой костюма или отдельные приемы его изготовления.
2 Второй вариант — использование одежды, описанной этнографами, как своеобразного “фона” для реконструкции древнего костюма, данные о котором практически отсутствуют, но есть представление об отдельных аксессуарах и месте их размещения. На этот “фон” накладываются украшения и застежки средневекового костюма, и делаются выводы о характере их ношения и принадлежности к определенному виду одежды. При этом наиболее часто привлекаемыми оказываются данные о крое вещей (напр., туникообразных и поликовых рубах, воротников-стоечек, косовороток, опястий или зарукавий), называемых в научной литературе архаичными, а также о манере ношения аксессуаров (ожерелий, поясов и т.п.). Примером могут служить и воссоздаваемые в музейной и реконструкторской практике костюмы, в которых часто используется описанный этнографами крой.
3 Еще во второй половине XIX в. этнографические памятники стали использоваться в исследованиях средневековых древностей Руси. Сравнительный анализ характеристик материальной и духовной культуры позволил сделать вывод о наличии преемственной связи между крестьянской культурой XVIII–XIX вв. и древнерусской культурой. Этот вывод прослеживается в трудах Д.Н. Анучина, Е.В. Барсова, Н.П. Кондакова, А.С. Уварова, И.Е. Забелина и других авторов. Этот вывод относится и к исследованиям древнерусского костюма. Так, В.С. Воронов предполагал, что корни позднейших этнографических данных можно найти в “раскопочном материале” (Воронов 1924: 21, 31). М.Г. Рабинович отмечал, как много дает исследователю сопоставление древних материалов с поздними предметами одежды и народного искусства — вышивкой, резьбой и росписью (Рабинович 1986: 40). Проблеме археолого-этнографических параллелей в реконструкциях материальной культуры и общественных систем прошлого посвящен значительный объем научной литературы (см., напр., историографический обзор: Кениг 2010). В настоящей статье анализируется опыт сопоставления археологических и этнографических источников в изучении древнерусского костюма и накопленных к настоящему времени материалов, позволяющих конкретизировать или пересмотреть представления о взаимосвязи отдельных элементов русского костюма Средневековья и Нового времени.

всего просмотров: 2468

Оценка читателей: голосов 0

1. Беловинский Л.В. Типология русского народного костюма. М.: Родникъ, 1997.

2. Брайчевская Е.А., Колединский Л.В. Древнерусская мужская свита. Уникальная находка ХII–ХIII вв. из Витебска // Матэрыялы па археологii Беларусi. 2001. № 3. С. 265–267.

3. Брайчевська О.А. Одяг // Історія української культури. Т. 1 / Отв. ред. П.П. Толочко. Київ: Наукова думка, 2001.

4. Воронов В.С. Крестьянское искусство. М.: Гос. изд-во, 1924.

5. Гринкова Н.Я. Родовые пережитки, связанные с разделением по полу и возрасту // Советская этнография. 1936. № 2. С. 21–34.

6. Дашкова И.А., Дворников А.С., Хохлов А.Н. Предварительные итоги исследования комплекса древнерусских памятников у деревень Холмово-Суходол в 1985–1987 годах // Археологические исследования в Верхневолжье / Отв. ред. Ф.Х. Арсланова. Тверь: Тверской гос. ун-т, 1993. С. 89–142.

7. Дучыц Л.В. Касцюм жыхароў Беларусi X–XIII стст. (паводле археал. звестак). Минск: Беларуская навука, 2005.

8. Елкина И.И. Текстиль из археологических раскопок Вязьмы // Археология и история Пскова и Псковской земли. Вып. 23 (53). М.: ИА РАН, 2008. С. 284–298.

9. Ефимова Л.В. Ткани из финно-угорских могильников 1 тыс. н.э. // Краткие сообщения Института археологии. 1966. Вып. 107. С. 127–134.

10. Жилина Н.В. Косы и усерязи тверской боярыни // Тверской археологический сборник. 2007. Вып. 8. Т. II. С. 219–227.

11. Жилина Н.В. Древнерусские клады IX–XIII вв. Классификация, стилистика и хронология украшений. М.: Либроком, 2014.

12. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991.

13. Зоц Е.П., Зоц С.А. Женский костюм и его детали по материалам курганного могильника Новоселки 2 // Женская традиционная культура и костюм в эпоху Средневековья и Новое время. Вып. 2 / Ред. Н.В. Жилина, Ю.В. Степанова. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2012. С. 66–75.

14. Зубкова Е.П., Орфинская О.В. Предварительные итоги исследования текстиля из погребения № 3 Старовознесенского IV раскопа в Пскове // Археология и история Пскова и Псковской земли. Вып. 22 (52). М.: ИА РАН, 2007. С. 56–75.

15. Кениг А.В. Этноархеология как метод археологических реконструкций (на примере тазовских селькупов). Екатеринбург; Ханты-Мансийск: Изд-во АМБ, 2010.

16. Климова Т.А. Фрагменты текстиля из Гочевского курганного некрополя (раскопки П.С. Рыкова, В.С. Львовича и В.Н. Глазова) // Известия Алтайского государственного университета. Серия: История. Политология. 2012. Вып. 4/1 (76). С. 300–304.

17. Кочкуркина С.И., Орфинская О.В. Приладожская курганная культура: технологическое исследование текстиля. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2014.

18. Куфтин Б.А. Материальная культура русской мещеры. Ч. 1: рубаха, понева, сарафан // Труды Государственного музея Центрально-Промышленной области. 1926. Вып. 3.

19. Лавыш К.А., Барвенова А.А. Погребение в Минском храме: погребение княжны? Попытка реконструкции костюма // Женская традиционная культура и костюм в эпоху Средневековья и Новое время. Вып. 2 / Ред. Н.В. Жилина, Ю.В. Степанова. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2012. С. 136–141.

20. Лебедева Н.И., Маслова Г.С. Русская крестьянская одежда XIX – начала XX в. // Русские. Историко-этнографический атлас. Земледелие. Крестьянское жилище. Крестьянская одежда. Середина XIX – начало XX века / Гл. ред. С.П. Толстов. М.: Наука, 1967. С. 193–267.

21. Левашова В.П. Об одежде сельского населения Древней Руси // Археологический сборник. Труды ГИМ. 1966. Вып. 40. С. 112–119.

22. Левинсон-Нечаева М.Н. Ткачество // Очерки по истории русской деревни X–XIII вв. Труды ГИМ. 1959. Вып. 33. С. 9–37.

23. Макаров Н.А. Население русского Севера в XI–XIII вв.: по материалам могильников восточного Прионежья. М.: Наука, 1990.

24. Орфинская О.В. Методы исследования тканей и реконструкция одежды // Некрополь русских великих княгинь и цариц в Вознесенском монастыре Московского кремля. Т. 1. История усыпальницы и методика исследования захоронений / Отв. ред. Т.Д. Панова. М.: Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”, 2009. C. 195–212.

25. Орфинская О.В. Исследования органических материалов из двух захоронений кургана “Холмы” // Археология Подмосковья. М.: ИА РАН, 2011. Вып. 7. С. 412–421.

26. Орфинская О.В. Льняное платье X века из погребения Ц-301 могильника Гнёздово // Археология Подмосковья: материалы научного семинара. Вып. 10. М.: ИА РАН, 2014. С. 257–164.

27. Орфинская О.В. Рубаха с длинными рукавами из культурного слоя XV в. на территории Московского Кремля // Женская традиционная культура и костюм в эпоху Средневековья и Новое время / Ред. Н.В. Жилина, Ю.В. Степанова. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2015. С. 53–59.

28. Орфинская О.В., Степанова Ю.В. К вопросу о формировании русской традиционной одежды с поликами // Этнографическое обозрение. 2013. № 5. С. 114–122.

29. Павлова М.С. Женский костюм и структура традиционного общества: опыт построения модели // Исследование археологических памятников эпохи средневековья / Отв. ред. А.В. Виноградов. СПб.: Нестор-История, 2008. С. 103–138.

30. Павлова Н.П. Текстильные изделия в погребениях поволжских финнов II тысячелетия н.э. Автореф. дис. … канд. ист. наук. МГУ, Москва, 2015.

31. Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX–XIII вв. // Древняя одежда народов Восточной Европы / Отв. ред. М.Г. Рабинович. М.: Наука, 1986. С. 40–61.

32. Рыбаков Б.А. Древности Чернигова // Материалы и исследования по археологии. 1949. № 11. С. 7–99.

33. Рыбаков Б.А. Древние русы // Советская археология. 1953. Вып. XVII. С. 23–104.

34. Сабурова М.А. Женские головные уборы у славян (по материалам Вологодской экспедиции) // Советская археология. 1974. № 2. С. 85–97.

35. Сабурова М.А. О женских головных уборах с жесткой основой в памятниках домонгольской Руси // Краткие сообщения Института археологии. 1975. Вып. 144. С. 18–22.

36. Сабурова М.А. Стоячие воротники и “ожерелки” в древнерусской одежде // Средневековая Русь / Отв. ред. Д.С. Лихачев. М.: Наука, 1976а. С. 226–230.

37. Сабурова М.А. Шерстяные уборы с бахромой из курганов вятичей // Советская этнография. 1976б. № 3. С. 127–132.

38. Сабурова М.А. Древнерусский костюм // Древняя Русь. Быт и культура / Отв. ред. Б.А. Рыбаков. М.: Наука, 1997. С. 93–109.

39. Сабурова М.А. Погребальная древнерусская одежда и некоторые вопросы ее типологии // Древности славян и Руси / Отв. ред. Б.А. Тимощук. М.: Наука, 1988. С. 266–272.

40. Сабурова М.А. Вариант реконструкции женского головного убора по материалам погребений Гочевского могильника // Краткие сообщения Института археологии. 2008. Вып. 222. С. 209–213.

41. Сабурова М.А. Находки деталей одежды в Суздальской земле и их значение для изучения истории формирования русского национального костюма // Женская традиционная культура и костюм в эпоху Средневековья и Новое время. Вып. 2 / Ред. Н.В. Жилина, Ю.В. Степанова. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2012. C. 151–154.

42. Сабурова М.А., Елкина А.К. Детали древнерусской одежды по материалам некрополя Суздаля // Материалы по средневековой археологии Северо-Восточной Руси / Отв. ред. М.В. Седова. М.: ИА АН СССР, 1991. С. 53–77.

43. Савенкова М.М. Поневы из средневекового Новгорода (по материалам археологических раскопок) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 9 (59). Ч. I. С. 150–155.

44. Седов В.В. Одежда восточных славян VI–IX вв. // Древняя одежда народов Восточной Европы / Отв. ред. М.Г. Рабинович. М.: Наука, 1986. С. 30–39.

45. Седов В.В. Очерки по археологии славян. М.: ИА РАН, 1994.

46. Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм. Энциклопедия. СПб.: Искусство, 1998.

47. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 1–3. СПб.: Типография императорской Академии наук, 1890–1912.

48. Степанова Ю.В. Древнерусский погребальный костюм Верхневолжья. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2009.

49. Фехнер М.В. Древнерусское золотное шитье Х–ХIII вв. в собрании ГИМ // Средневековые древности Восточной Европы. Труды ГИМ. Вып. 82. М.: Издательский центр ГИМ, 1993. С. 3–21.

50. Хвощинская Н.В. Финны на западе Новгородской земли (по материалам могильника Залахтовье). СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.

51. Шпилев А.Г. Этнографические параллели к костюму танцующей девушки на браслетах XII в. из ГИМа // Женская традиционная культура и костюм в эпоху Средневековья и Новое время / Ред. Н.В. Жилина, Ю.В. Степанова. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2011. С. 161–167.

52. Энговатова А.В., Орфинская О.В., Голиков В.П. Исследование золототканых текстильных изделий из некрополей Дмитровского кремля // Русь в IX–XIV веках: взаимодействие Севера и Юга / Отв. ред. Н.А. Макаров, А.В. Чернецов. М.: Наука, 2005. С. 176–196.

53. Hägg I. Die Tracht // Birka II: 2. Systematische Analysen der Gräberfunde. Stockholm: Almqvist & Wiksell, 1986.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх