Малоазийские предметы в раннескифских памятниках Закубанья (Северный Кавказ)

 
Код статьиS086919080017755-7-1
DOI10.31857/S086919080017755-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Государственный Эрмитаж
Адрес: Санкт-Петербург, Карпинского 22-125
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 6
Страницы90-101
Аннотация

 

<em >Находки предметов древневосточного и малоазийского производства в раннескифских памятниках являются основой для разработок по хронологии скифской культуры периода архаики. Трудности в определении времени и места производства импортных вещей обусловлены их эклектичностью, связанной с формированием в<em >VIII<em > в. до. н.э. особого художественного стиля, вобравшего в себя достижения искусства Малой Азии, Северной Сирии, Финикии, Ирана и Урарту. В Северном Причерноморье произведения этого эклектичного стиля появились в 660<em >–<em >640 гг. до н.э., причем большая их часть сосредоточена в памятниках Закубанья (Келермес, Костромской курган, Семиколенный могильник).

 

<em >Статья посвящена публикации предметов, связанных с Малой Азией, из собрания Государственного Эрмитажа. Один из них это венчик сосуда с вдавлением под крышку из Келермесского кургана 1, раскопанного Н.И. Веселовским. Сосудов с подобной профилировкой в материалах памятников к северу от Кавказского хребта практически нет, однако они массово представлены в Гордионе и памятниках бассейна реки Кызылырмак в восточной Фригии, что позволяет соотнести сосуд из Келермеса с малоазийским регионом.

 

<em >Предмет из двух частей (шаровидный сосуд и подставка) с декором из фризов с шествиями сфинксов и петухов был куплен в Майкопе в 1908 г. В 1909 г. при первоначальной публикации изображения сфинксов были определены как финикийский или малоазийский орнамент. Следы на дне сосуда и композиционное единство оформления доказывают, что обе части составляют одно целое и длительно использовались вместе. Небольшие технические отличия и разница в «почерке» торевтов свидетельствуют в пользу изготовления частей разными мастерами из одной мастерской. Благодаря изучению техники и привлечению широкого круга аналогий удалось связать предмет с ионийскими или лидийскими мастерскими и предположить, что он является моделью котла.

 

 

Ключевые словаМалая Азия, Келермес, Майкоп, скифские памятники, сосуд с закраиной под крышку, Иония, Лидия, торевтика, фризы, модель котла
Получено18.12.2021
Дата публикации24.12.2021
Кол-во символов40372
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Предметы импортного производства – одна из важнейших категорий археологических находок, позволяющих синхронизировать археологические комплексы с памятниками других территорий и соотносить с историей мировых цивилизаций. Кочевническое население Северного Причерноморья оставило свой след в письменной истории в основном благодаря Геродоту и его знаменитой «Мельпомене», созданной в V в. до н.э. Для более ранних периодов используются данные ассирийских источников, касавшихся в основном политического взаимодействия кочевников с государствами Древнего Востока. События на далекой северной родине «гимирри» и «ишкуза» по понятным причинам в этих источниках не отражались и могут быть реконструированы исключительно благодаря анализу археологических комплексов и импортных предметов в них. Именно вещи древневосточного производства из раннескифских памятников являются основой для разработок по хронологии скифской культуры периода архаики.
2
Рябкова_рис.1_мб_

Рис. 1 Предметы малоазийского производства из скифских курганов

3

Изучение драгоценных предметов древневосточного производства из скифских памятников началось еще в XIX в. с началом систематических археологических исследований на юге России и продолжается до сих пор. Подробный анализ истории изучения предметов импортной торевтики приведен в работе В.А. Киселя «Шедевры ювелиров Древнего Востока из скифских курганов», являющейся на сегодняшний день самым полным исследованием драгоценных вещей периода скифской архаики [Кисель, 2003]. В результате это исследования было установлено, что все импортные предметы можно разделить на 3 группы: предметы ближневосточного производства, используемые кочевниками по их прямому назначению, вещи нехарактерные для кочевников, но переделанные и приспособленные ими к своим запросам и вещи, специально изготовленные ближневосточными мастерами для кочевников. И если среди вещей первых двух групп большую часть составляют изделия Ассирии и Урарту, то предметы, ориентированные на вкусы скифов, вышли из рук урартских, иранских и малоазийских мастеров. Анализ стилистики вещей, изготовленных для кочевников, позволил автору прийти к выводу о заимствованиях большей их части из урартского, ассирийского и иранского искусства. Наименьшая часть может быть связана с сиро-финикийской и малоазийской (хеттской, ионийской) художественными школами. Сам процесс производства этих предметов представляется как совместная работа собранных «в скифскую мастерскую (мастерские?) торевтов из Урарту, Ассирии, Ирана, а также какого-то малоазийского государства (Фригии? Лидии?)» [Кисель, 2003, c. 101–102]. Вероятно, ярко выраженная эклектичность этих вещей и сложность определения центра их производства может быть объяснена не только работой разноплеменной мастерской при скифской ставке, но скорее значительными культурными трансформациями, произошедшими из-за перемен в политической ситуации в Малой Азии. Во второй половине VIII в. до н. э. ассирийская имперская политика массовой депортации, следовавшей за покорением новых территорий, приводила к перемещениям целых народов, включая ремесленников и мастеров, на огромные расстояния. В итоге разрушались и исчезали мастерские и производственные центры, которые прежде базировались на покоренных землях. Умения разноплеменных мастеров и художников из разных регионов находили применение при воплощении масштабных строительных проектов ассирийских владык и создании предметов роскоши для формирующейся поликультурной имперской элиты [Gunter, 2014, p. 251]. Так формировался эклектичный художественный стиль, вобравший в себя достижения искусства Малой Азии, Северной Сирии и Финикии, Ирана и Урарту.1 Благодаря торговле, военным походам и дипломатическому обмену предметы этого стиля из царских центров Ассирии распространялись в разных направлениях, достигая Эгейского мира на западе и даже территорий за границами Ассирии на востоке.

1. О формировании ирано-урартского изобразительного «койне» и его влиянии на искусство Ионии и скифского мира см.: [Ghirshman, 1964, p. 295–343].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 514

Оценка читателей: голосов 0

1. Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии VII–IV веков до н.э. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2003.

2. Алексеев А.Ю. Золото скифских царей в собрании Эрмитажа. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2012.

3. Бессонова С.С., Бруяко И.В., Алп Н. Пара бронзовых ножей из музея г. Карс. Stratum plus. 2018. № 3. C. 221–264.

4. Букина А.Г. Круговращенье колеса гончарного. Ранние греческие расписные вазы. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2005.

5. Букина А.Г., Петракова А.Е., Алексинский Д.П. Коринфские вазы и их античные имитации. Каталог коллекции. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015.

6. Галанина Л.К. Келермесские курганы. М.: Палеограф, 1997.

7. Иессен А.А., Пиотровский Б.Б. Моздокский могильник. Л.: [б. и.], 1940.

8. Кисель В.А. Шедевры ювелиров Древнего Востока. СПб: Востоковедение, 2003.

9. Козенкова В.И. Кобанская культура: Западный вариант. Свод археологических источников. Вып. 3. В2–6. М.: Наука, 1989.

10. Лордкипанидзе О.Д. (ред). Ванское городище Вани I. Археологические исследования 1947–1969 гг. (на грузинском яз.). Тбилиси: Мецниереба, 1972.

11. Маслов В.Е. К проблеме хронологии древностей келермесского горизонта. Российский археологический ежегодник. № 2. 2012. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2012. С. 342–359.

12. Отчет Императорской археологической комиссии за 1908 г. Спб.: Типография главного управления уделов, 1912 г.

13. Погребова М.Н., Раевский Д.С. Ранние скифы и Древний Восток. М.: Наука, 1992.

14. Рябкова Т.В. Поселение Тарасова Балка – памятник раннего железного века в Закубанье (Предварительная публикация). Археология без границ: коллекции, проблемы, исследования, гипотезы. Труды Государственного Эрмитажа. Вып. 77. Спб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. C. 359–373.

15. Рябкова Т.В. Формирование раннескифского культурного комплекса Келермесского могильника в Закубанье. Stratum plus. 2019. № 3 С. 319–338.

16. Рябкова Т.В. О комплексе одного из Семиколенных курганов в собрании Эрмитажа. Археологические Вести. 2020. № 26. C. 272–282.

17. Смирнов А.Я. Восточное серебро. Атлас древней серебряной и золотой посуды восточного происхождения, найденной преимущественно в пределах Российской империи. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1909.

18. Assyria to Iberia at the Dawn of the Classical Age. Eds. J. Aruz, S.B. Graff, Y. Rakic. New York: The Metropolitan Museum of Art publ., 2015.

19. Boardman J. Early Greek Vase Painting: 11th–6th Сenturies ВС. London: Thames & Hudson, 1998.

20. Boardman J. The Greeks Overseas. The Early Colonies and Trade. 4th ed. London: Thames & Hudson, 2011.

21. Сevizo?lu H. A Painted Relief Stand from Clazomenae: General Characteristics and Individual Style. Archaic and Classical Western Anatolia: New Perspectives in Ceramic Studies. Ed. G. Tsetskhladze. Leuven: Peeters, 2018. Pp. 21–41.

22. Ghirshman R. The Art of Ancient Iran. New York: Golden Press, 1964.

23. Graff S.B. Demons, Monsters and Magic. Assyria to Iberia at the Dawn of the Classical Age. Ed. J. Aruz. New York: The Metropolitan Museum of Art publ., 2014. Pp. 263–272.

24. Gunter A.C. Beyond «Orientalizing»: Encounter among Culters in the Eastern Mediterreanen. Assyria to Iberia at the Dawn of the Classical Age. Ed. J. Aruz. New York: The Metropolitan Museum of Art publ., 2014. Pp. 248–255.

25. Hermann G. Ancient Ivory. Masterpieces of the Assyrian Empire. London: Thames & Hudson, 2017.

26. Maxboubian H. Art of Ancient Iran. Copper and Bronze. The Houshang Maxboubian Family Collection. London: ?Philip Wilson Publishers, 1997.

27. Muscarella O.W. Bronze and Iron. Ancient Near Eastern Artifacts in The Metropolitan Museum of Art. New York: The Metropolitan Museum of Art publ., 1988.

28. Ozgen I. The Lydian Treasure Heritage Recovered. Ankara: Republic of Turkey Ministry of Culture General Directorate of Monuments and Museums, 1996.

29. Sams G.K. The Early Phrygian Pottery. The Gordion Excavations Final Reports. 4. University Museum Monograph 79. Philadelphia, 1994.

30. The Metropolitan Museum of Art. Greece and Rome. New York: The Metropolitan Museum of Art publ., 1987.

31. Treister M.Yu. The Toreutics of Colchis in the 5th–4th Centuries BC Lokal Traditions, Outside Influences, Innovations. Ancient Civilizations from Scythia to Siberia. 2007. No. 13. Pp. 67–106.

32. Okse T.A. The Eastern Border of Phrygia. Phrygia in Antiquity: from the Bronze Age to the Byzantine Period. Ed. G. Tsetskhladze. Leuven – Paris – Bristol: Peeters, 2019. Pp. 161–188.

33. Vanden Berghe L., De Meyer L. Urartu, een vergeten cultuur uit het bergland Armenie. Gent: Сentrum voor kunst en Cultur, 1982.

34. Winter I.J. Carchemish ?a ki?ad puratti. Anatolian Studies. 1983. Vol. XXXIII. Pp. 177–197.

35. Young R.S. Three Great Early Tumuli. The Gordion Excavations Final Reports. 1. University Museum Monograph 43. Pennsylvania: Pennsylvania University Press, 1981.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх