Национальное и интернациональное в современной мексиканской архитектуре

 
Код статьиS0044748X0011909-8-1
DOI10.31857/S0044748X0011909-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Кубанский государственный университета
Адрес: Российская Федерация, Краснодар
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 11
Страницы96-110
Аннотация

В статье анализируются национальные и интернациональные черты в архитектуре современной Мексики, в частности, представлены основные этапы развития мексиканской архитектуры с учетом влияния как общемировых тенденций развития, так и испанских архитектурных стилей. Отмечается особое влияние барокко (мексиканское ультрабарокко), проявлявшееся, прежде всего, в культовом строительстве. На всех этапах развития мексиканской архитектуры в ней формировались национальные черты. В раннеколониальный период это проявлялось в обращении к местному варианту аборигенного искусства — искусства текитки (tequitqui), главным образом, в оформлении и декоре. Автор раскрывает истоки и признаки разных этнически окрашенных элементов, связанных с доколониальными культурами (форма пирамиды в разных ракурсах, «мексиканский цвет» в красочной палитре внешнего и внутреннего оформления, учет ландшафта и пр.). В статье рассмотрены примеры творчества некоторых наиболее известных мексиканских архитекторов последних десятков лет, художественные принципы их работы, а также стихийного «народного» использования образов и форм доколумбовых культур в современной типовой архитектуре. Автор полагает, что нынешнему этапу развития архитектуры Мексики будет дано хорошо узнаваемое, международное национально окрашенное название, подобно тому, как это произошло с так называемым новорусским стилем.

Ключевые словаархитектура современной Мексики, национальное и интернациональное, влияние форм и образов древних культур
Получено14.07.2020
Дата публикации30.10.2020
Кол-во символов33092
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Архитектура Мексики XVI—XVIII веков: от текитки до ультрабарокко

2 Современная архитектура — гордость Мексики. Ее появление является следствием и результатом многовекового развития как страны, так и мирового художественного и технического прогресса. Впервые по-настоящему громко мексиканская архитектура заявила о себе на выставке, состоявшейся в Риме в 1957 г. Известный итальянский теоретик и историк архитектуры Бруно Дзеви (1918—2000 гг.), оценивая представленный на выставке мексиканский модернизм, сочетавший в себе доколумбовые мотивы и современную архитектуру, определил его как «мексиканский гротеск». Б.Дзеви посчитал, что подобная архитектура является «орудием пропаганды», в то время как истинное назначение архитектуры — прежде всего выполнять определенную временем конструктивную функцию [1]. Отзыв итальянского критика показывает, что использование в архитектуре национальной составляющей, ее практическое применение должно быть уместным. Именно поэтому поиск механизма органичного включения этнокультурного компонента — актуальная тема, особенно в современных условиях глобализации, когда специфику тому или иному явлению и факту часто придает именно этот компонент.
3 Население Мексики, как известно, имеет гетерогенное расово-этни-ческое происхождение, что отразилось и на ее нынешнем национальном составе. Процесс образования нации как политической характеристики народа занимает много времени и зависит как от внутренних, так и от внешних факторов. В Мексике он проходил в XIX — начале XX вв. На протяжении этого времени народы страны формировали представление о себе как о единой исторической общности, а не только как о носителе специфической этнической, народной культуры. Большинство человеческих обществ, их культурная составляющая претерпели кардинальные преобразования, связанные как с внутренними, так и с внешними изменениями, влияниями и взаимодействиями. Что касается рассматриваемой нами архитектуры, то она также является определенным аспектом истории развития общества; исследуя ее памятники, можно выделить значительные исторические разломы.
4 В самом начале формирования национальной архитектуры, когда в Мексике встретились две несовместимые концепции мировосприятия — аборигенная и европейская, победу одержала европейская, которая стала ведущей, в том числе и в архитектуре. Господствовавшие в XVI в. в Испании романский, готический и ренессансный стили «пересекли» океан. В итоге в Мексике в первые десятилетия после испанского завоевания сформировалась собственная региональная архитектура, не продолжающая аборигенные, но и не копирующая традиции метрополии. Наиболее яркие примеры этой региональной архитектуры относятся, прежде всего, к культовому строительству. Однако важно отметить, что она была замечена и оценена учеными лишь в середине ХХ в. и получила название текитки (tequitqui), или индейско-христианская архитектура. Именно ее образцы стали первым шагом в становлении национальной мексиканской архитектуры.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 234

Оценка читателей: голосов 0

1. Winfield F.N. Architecture media politics. Architecture MPS, LONDON, 2012, vol.1, N 3 (November). Available at: https://architecturemps.com/wp-content/uploads/2012/07/amps-vol-1-no-3-full-paper-avant-garde-in-post-revolutionary-mexico1.pdf (accessed at: 12.12.2019).

2. Moreno Villa J. Lo mexicano en las artes plásticas. México: Fondo de cultura econόmica, 1986, 176 p.

3. Aguilar M. Tequitqui art of sixteenth-century, Mexico: an expression of transculturation. Doctoral dissertation, University of Texas at Austin, 1999. Reproduced as a California State L.A. Course Packed. 2000. Available at: https://www.academia.edu/35094747/Tequitqui_Art_of_Sixteenth_Century_Mexico_An_Expression_of_Transculturation (accessed at: 02.02.2020).

4. Баглай В.Е. Христианская архитектура и искусство текитки: живая связь культур в Мексике XVI в. Москва, Латинская Америка, 2015, № 10, cс. 81-93.

5. Reyes Valerio V. Arte indocristiano: escultura дель Siglo XVI, Instituto Nacional de Antropología e Historia. México, 1978, 326 р. (Repr, 2018), 338 p.

6. Valiñas Varela M.G.History of the Franciscan convent XVI Century in Mexico, the art “Tequitqui”, and their role in the Spanish colonization Social Science Invention. International Journal of Humanities and Social Science Invention (IJHSSI), International, 2018 (October), vol. 7, Iss. 10, ver. III, pp. 2319–7714.

7. Curiel M.G.A. La iglesia y convento de San Luis Obispo, Tlalmanalco. México: UNAM/ FFyL, Colegio de Historia, 1977, 254 p.

8. Curiel M.G.A. Tlalmanalco: historia e iconología del conjunto conventual. México: Universidad Nacional Autónoma de México, 1988, 233 p.

9. Toussant M. Iglesias de Mexico, Vol. 3: Tipos Ultra-Barrocos, Valle de Mexico.Available at: https://www.goodreads.com/book/show/41158711-iglesias-de-mexico-vol-3 (accessed at:11.08.2019).

10. Тимашева Н. Японский архитектор Тойо Итои Музей барокко в Мексике. Available at: https://www.interior.ru/architecture/426-yaponskij-arkhitektor-tojo-ito-i-muzej-barokko-v-meksi-ke.html (accessed at: 08.10.2019).

11. Кириченко Е.И. Архитектура вице-королевства Новая Испания (Мексика). Available at: http://classic.totalarch.com-latinos_17_19/mexico (accessed at: 04.11.2019).

12. Шелешнева Н.А. Архитектура Мексики (краткий исторический очерк). Available at: http://classic.totalarch.com/latinos_17_19/mexico (accessed at: 01.10.2019).

13. Figueroa L.R. Colores y texturas de la arquitectura contemporánea Mexicana: Available at: https://blog.bestday.com.mx/colores-y-texturas-de-la-arquitectura-contemporanea-mexicana/ (accessed at: 12.03.2020).

14. Designboom. Available at: https://www.designboom.com/architecture/casa-roel-isaac-broid-assadi-pulido-mexico-02-24-2016/ (accessed at: 12.03.2020).

15. Белоголовский В., Калач А.: «Представьте, если бы все крыши в нашем городе были зелеными!» Available at: https://rus.architecturaldesignschool.com/alberto-kalach-imagine-if-all-rooftops-our-city-were-green-74575 (accessed at: 18.03.2020).

16. Постоева Н. Дом Барта Принса в Калифорнии [Postoeva, Nataliya. Dom BartaPrinsa v Kalifornii [The House of Bart Prince in California] (In Russ.). Available at: https://www.interior.ru/place/5308-dom-barta-prinsa-v-kalifornii.html (accessed at: 05.03.2020).

17. Senosiain J. Organic Architecture, Mexico City, Mexico, AM Editores. 2008, 173 p.

18. Teopanzolco Cultural Center. Isaac Broid + PRODUCTORA. Available at: https://www.archdaily.com/883746/teopanzolco-cultural-center-isaac-broid-plus-productora66 (accessed at: 08.02.2020).

19. Sánchez J. The Latest Architecture and News. Available at: archdaily.com// https://www.archdaily.com/tag/javier-sanchez (accessed at: 17.02.2020).

20. López Luz P. Pyramid. Barcelona, Publisher: RM, 2015, 112 p.

21. Сhladek J.Pablo López Luz – Pyramid. Available at: https://josefchladek.com/book/pablo_lopez_luz_-_pyramid. (accessed at: 21.02.2020).

22. Meier A. The Pre-Columbian Origins of Mexico’s Modernist Architecture. Hyperallergic, 31.08.2015. Available at: https://hyperallergic.com/232930/the-pre-columbian-origins-of-mexicos-modernist-architecture/ (accessed at: 14.02.2020).

23. Lopez Luz P. TUMBLR. Available at: https://www.tumblr.com/search/Pablo+Lopez+Luz (accessed at: 23.03.2020).

24. Bigurra V. The pre-Columbian origins of Mexico’s modernist architecture. Mexico news network Monday, September 7, 2015. Available at: https://hyperallergic.com/232930/the-pre-columbian-origins-of-mexicos-modernist-architecture/ (accessed at: 18.03.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх