Жизнеописания Дже Цонкапы как отдельное направление в буддийской исторической литературе: ранний период

 
Код статьиS086919080017637-7-1
DOI10.31857/S086919080017636-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Адрес: Российская Федерация, Улан-Удэ
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы173-183
Аннотация

В статье рассматривается ранний период исторического генезиса известных намтаров иконической фигуры тибетского буддизма Дже Цонкапы Лобсанга Дагпы Пэла [тиб. rje tsong kha pa blo bzang dgrags pa dal, 1357–1419], основоположника школы Гелуг [тиб. dge lugs]. В тибетской литературе отдельную нишу заняли произведения агиографического жанра намтар – памятники духовной жизни великих буддийских подвижников, подобные житиям святых в христианской церковной литературе. Среди общего пласта тибетских биографий особо выделяются своим количеством и разнообразием биографии Дже Цонкапы. Цель исследовательской работы – доказать, что биографии Дже Цонкапы создают собственное отдельное направление. В задачи исследования на первом этапе входит рассмотрение ранних намтаров Цонкапы в связи с происхождением исторического источника, его содержанием и личностью автора. Материалом служат биографии Дже Цонкапы на тибетском языке из архива ЦВРК ИМБТ СО РАН и электронного ресурса TBRC (the Tibetan Buddhist Resource Center). Научный интерес вызывают наиболее значительные намтары Цонкапы на раннем этапе их возникновения. Новизна исследования заключается в восполнении пробела малой изученности биографии Дже Цонкапы в российском востоковедении, что будет также раскрывать историю появления и развития школы Гелуг, получившей распространение в России. Результаты исследования заключаются в выделении семи ранних намтаров Цонкапы, два из которых были созданы при жизни Цонкапы, а пять после ухода в Нирвану. Два прижизненных намтара: автобиография Цонкапы «Прекрасные цели» и сочинение йогина Лходрака ««Аудиенция у махасиддхи Лходрака». Пять посмертных намтаров: сочинения ближайших учеников Цонкапы – Кхедруб Дже «Удивительное жизнеописание великого досточтимого ламы Цонкапы: брод веры», «Засеивание драгоценных семян – лаконичных слов из океаноподобного тайного намтара Цонкапы», Тогдена Джампела Гьяцо «Дополнение к Большому намтару Дже Цонкапы: компендиум благих учений», «Чудесный рассказ: чрезвычайно тайная биография Цонкапы» и Таши Палдэна «Тайный намтар-моление к святому Дже-ламе».

Ключевые словаЖизнеописание Дже Цонкапы, Лобсанг Дагпа, намтар, буддизм, Тибет, школа Гелуг, буддийское жизнеописание
Источник финансированияРабота выполнена в рамках государственного задания: «Памятники письменности народов России и Внутренней Азии на восточных языках и архивные документы XVIII – нач. XXI вв. в контексте межцивилизационного взаимодействия, № 121031000302-9».
Получено26.11.2021
Дата публикации22.06.2022
Кол-во символов27760
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Введение

2 Жанр намтар1 представляет собой особый вид исторической буддийской литературы, в котором главным героем выступает тот подвижник, чья деятельность оказала огромное влияние на умы последователей и развитие буддизма. Функционально намтары выступают своеобразным учебным пособием для учеников, поскольку все деяния учителя служат им примером для собственного духовного развития. На основе воззрения о причинно-следственной связи поступков и результатов, признания прошлых и будущих жизней, утверждается, что изучение намтара с верой (тиб. dad pa) и вдохновенным устремлением (тиб. mos pa) создает причину встречи в будущих рождениях с главным героем. Помимо знакомства с жизнью учителей и развития стремления следовать сходным образом, ученики создают причинно-следственную связь, которая становится основой для достижения кармических результатов. 1. Тибетское слово намтар состоит из двух слов: нампар (тиб. rnam par) – «полное» и тарва (тиб. thar ba) – «освобождение». Полное освобождение от сансары – круговерти страданий, в которую заключены, согласно буддийским воззрениям, живые существа. Тибетское название жизнеописания – намтар – подразумевает историю жизни, ведущую к освобождению.
3 По объему материала намтары разделяют на пространные, подробно описывающие события жизни и деятельность, средние и краткие, описывающие лишь самые значительные события в жизни. По содержанию существует традиционная дифференциация намтаров на внешние, внутренние и тайные. Внешние намтары (тиб. phyii rnam thar), как это следует из прилагательного, описывают наиболее явные и заметные стороны жизни человека. Внутренние намтары (тиб. nang gi rnam thar), в принципе, являются в первую очередь автобиографиями. Однако к ним также относят биографии, написанные близкими учениками и помощниками от третьего лица. Иногда повествование ведется поочередно и от первого, и от третьего лица. Это происходит из-за сложности передаваемой информации мистического содержания, такой как сны, практики медитации и духовные реализации Учителя. Тайные намтары (тиб. gsang ba’i rnam thar) идентифицируются на основе одной или нескольких особенностей: рассказы о прошлых и будущих жизнях, подтверждение божественного уровня человека, контакт с божествами в видениях, снах и некоторые другие особенности [Sonam, 2020, p. 58].
4 Известно, что из всех тибетских учителей Цонкапе посвящено наибольшее число намтаров, написанных в самое различное время. Намтары Цонкапы создавали его ближайшие ученики, ученые на протяжении последующих столетий2, также в настоящее время появляются большие жизнеописания Цонкапы у современных авторов [Thurman, 2006, p. 289; Thupten Jinpa , 2019, p. 552]. В 2019 г. к празднованию шестисотлетия ухода в Нирвану Дже Цонкапы выходит новое жизнеописание «Цонкапа: Будда в Стране снегов», написанное геше Тубтен Джинпой – личным переводчиком Его Святейшества Далай-ламы XIV. По его словам, новая биография ориентирована, прежде всего, на современного читателя и пытается ответить на следующие ключевые вопросы: «Кем был Лама Цонкапа? Что он представляет собой в тибетском буддизме? Как он пришел к обожествленному статусу, который продолжает использоваться в доминирующей в тибетском буддизме школе Гелуг? Какова актуальность, если таковая имеется, тех идей и наследия Дже Цонкапы для нашей современной мысли и культуры?» [Thupten Jinpa, 2019, p. 14]. 2. К поздним крупным известным намтарам Цонкапы относятся произведения «Ожерелье из удивительных драгоценных камней» (1845 г.) Лобсанг Тинлей Намгьяла и «Источник всего блага и счастья» (1786 г.) Чахара-геше Лобсанга Цультима.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 427

Оценка читателей: голосов 0

1. Го Шерап Гьяцо (Shes rab rgya mtsho). Skyes chen gyi bzhud lam (Лекция Го Шерап Гьяцо по краткой биографии Цонкапы: путь прихода и ухода великого человека). Rtsom pa po'i dpe skrun khang, 2016 (на тибетском языке).

2. Джампел Гьяцо ('Jam dpal rgya mtsho). Tsong kha pa'i rnam thar chen mo'i zur 'debs rnam thar legs bshad kun 'dus (Дополнение к Большому намтару Дже Цонкапы: компендиум благих учений). Gsung 'bum / tsong kha pa (zhol). New Delhi: Mongolian lama guru deva, 1978–1979(1). Vol. 1. Pp. 147–168 (на тибетском языке).

3. Джампел Гьяцо ('Jam dpal rgya mtsho). Tsong kha pa'i rnam thar shin tu gsang ba ngo mtshar rmad du byung ba'i gtam (Чудесный рассказ: чрезвычайно тайная биография Цонкапы). Gsung 'bum / tsong kha pa (zhol). New Delhi: Mongolian lama guru deva, 1978–1979(2). Vol. 1. Pp. 209–214 (на тибетском языке).

4. Дже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. Пер. с тибетского языка А. Кугявичуса под общ. ред. А. Терентьева. Т. 1. СПб.: Нартанг, 1994.

5. Дже Цонкапа (Je Tsongkhapa). Rtogs brjod mdun legs ma (Повествование о реализациях: прекрасные цели). Rje btsun tsong kha pa chen po’i rnam thar phyogs bsgrigs, 4 vols. Pe cin: Krung go’i bod rigs pa’i dpe skrun khang, 2015 (на тибетском языке).

6. Кедруб Гелег Пелзанг (Mkhas grub dge legs dpal bzang). Rje btsun bla ma tsong kha pa chen po'i ngo mtshar rmad du byung ba'i rnam par thar pa dad pa'i 'jug ngogs (Удивительное жизнеописание великого досточтимого ламы Цонкапы: брод веры). Xining: Mtsho sngon mi rigs dpe skrun khang, 1982 (на тибетском языке).

7. Кедруб Гелег Пелзанг (Mkhas grub dge legs dpal bzang). Tsong kha pa'i gsang ba'i rnam thar rgya mtsho lta bu las cha shas nyung ngu zhig yongs su brjod pa'i gtam rin po che'i snye ma (Засеивание драгоценных семян – лаконичных слов из океаноподобного тайного намтара Цонкапы). Gsung 'bum / tsong kha pa (zhol), Vol. 1. Pp. 169–200. New Delhi: Mongolian lama guru deva, 1978–1980 (на тибетском языке).

8. Лобсан Тинлей (blo bzang ‘phrin las). ’Jam mgon chos kyi rgyal po tsong kha pa chen po’i rnam par thar pa thub bstan mdzes pa’I rgyan gcig ngo mtshar nor bu’i phreng ba (Биография мягкого покровителя царя Дхармы великого Цонкапы: ожерелье из удивительных драгоценных камней, единственное украшение Учения Муни). Lhasa: Bod ljongs mi dmangs dpe skrun khang, 2009 (на тибетском языке).

9. Наранцэцэг Д. Богд Зонхавын намтар. Цахар гэвш Лувсанцултим (Биография Дже Цонкапы. Чахар-геше Лобсанг Цультим). Улаанбаатар хот, 2004 (на монгольском языке).

10. Наранцэцэг Д. Дээд их Богд лам Зонхавын гайхамшигт намтар сүсэг орохын олом хэмээх оршив (Переправа вхождения в веру: удивительное жизнеописание великого святого ламы Дже Цонкапы). Улаанбаатар хот, 2012 (на монгольском языке).

11. Нгаванг Джампа (Ngag dbang byams pa). Rtogs brjod rin po che 'dun legs ma'i 'grel pa mkhas pa'i gzhung lam (ka) (Комментарий к «Драгоценному повествованию о реализациях: прекрасные цели», называемый Главная дорога ученых). Gsung 'bum/ngag dbang byams pa. New Delhi: Ngawang sopa, 1973. Vol. 1. Pp. 8–158 (на тибетском языке).

12. Чахар-геше Лобсанг Цультим (cha har dge bshes blo bzang tshul khrims). tsong kha pa chen po'i rnam thar go sla bar brjod pa bde legs kun gyi 'byung gnas (Источник всего блага и счастья: жизнеописание всеведущего Дже Цонкапы, изложенное легким для понимания образом). Собрание сочинений. T. 2. Ксилограф. Тибетский фонд Центра восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН, инв. № 156 (на тибетском языке).

13. Чже Цонкапа. Счастливая судьба. http://savetibet.ru/2011/12/16/tsongkhapa.html (accessed 29.12.2021).

14. Namdrol M.A. Khedrubje Gelek Pelzang. Treasure of Lives. 2007. https://treasuryoflives.org/biographies/view/Khedrubje-Gelek-Pelzang/8027 (accessed: 15.09.2021).

15. Namdrol M.A. Jampel Gyatso. The Treasure of Lives. 2008. https://treasuryoflives.org/biographies/view/Jampel-Gyatso/3744 (accessed: 12.08.2021).

16. Rje btsun tsong kha pa chen po’i rnam thar phyogs bsgrigs (Антология жизнеописаний великого досточтимого Цонкапы). В 4-х тт. Pe cin: krung go’i bod rigs pa’i dpe skrun khang, 2015 (на тибетском языке).

17. Sonam Tsering. The Role of Texts in the Formation of the Geluk School in Tibet during the Mid-Fourteenth and Fifteenth Centuries. Columbia University, 2020.

18. Thupten Jinpa. Tsongkhapa: A Buddha in the Land of Snows (Lives of the Masters). Boulder, Colorado: Shambhala, 2019.

19. Thurman R. The Life and Teachings of Tsongkhapa. Dharamsala: Library of Tibetan Works and Archives, 2006.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх