Две глиняные женские статуэтки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

 
Код статьиS086919080017601-8-1
DOI10.31857/S086919080017602-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: участник научного коллектива по проекту РНФ19-18-00369; научный сотрудник Отдела Древнего Востока
Аффилиация:
Научный коллектив по проекту РНФ19-18-00369 «Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России (на материале памятников коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина и архивных источников)» в МГУ имени М.В. Ломоносова
ГМИИ имени А.С. Пушкина
Адрес: Москва, Россия
Должность: участник научного коллектива по проекту РНФ19-18-00369; Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН
Аффилиация:
Научный коллектив по проекту РНФ19-18-00369 «Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России (на материале памятников коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина и архивных источников)» в МГУ имени М.В. Ломоносова
Институт востоковедения Р
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: научный сотрудник Отдела Древнего Востока
Аффилиация: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Адрес: Российская Федерация
Должность: участник научного коллектива по проекту РНФ19-18-00369; доцент исторического факультета
Аффилиация:
Научный коллектив по проекту РНФ19-18-00369 «Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России (на материале памятников коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина и архивных источников)» в МГУ имени М.В. Ломоносова
МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Москва, Россия
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы245-263
Аннотация

Статья продолжает серию публикаций женских обнаженных статуэток из древнеегипетского собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Она посвящена двум необычным лепным глиняным фигуркам времени конца Среднего царства – начала Нового царства (ГМИИ I, 1a 5889, I, 1a 7076), которые рассматриваются в контексте других статуэток данного типа. Для их иконографии характерны непропорциональная голова неправильной формы с дискообразным завершением, широкие плечи, вытянутые вдоль тела руки, узкая талия, широкие бедра, увеличенный треугольник внизу живота, пупок, отмеченные точками поясничные ямки, сильно выступающие округлые ягодицы, длинные ноги, плохо проработанные ладони и ступни. Их лица имеют обобщенные черты: большие небрежно прочерченные глаза без зрачков, выступающий нос-«клюв», проколотые уши. Особое внимание уделено прическам и украшениям статуэток. В отверстиях дискообразного завершения головы могли крепиться льняные ниточки, имитирующие волосы, с глиняными и фаянсовыми бусинами, ракушками. В качестве украшений обычно изображали: ленту на лбу, пояски из вдавленных точек, браслеты на руках, нательные бусы из вдавленных точек, налепные одно-, двух-, реже трехчастные ожерелья с узорами или без узоров, ожерелья из одного или нескольких рядов вдавленных точек, редко серьги в ушах. В статье рассматриваются вопросы происхождения статуэток и влияния на их возникновение иных культур древности – нубийской и ближневосточной. Авторы приходят к выводу, что, несмотря на возможное существование связей с другими регионами, рассматриваемые глиняные фигурки централизованно создавались в Долине Нила и были близки по своей иконографии и значению к другим женским образам, существовавшим в Египте того времени.

Ключевые словаженские статуэтки, плодородие, украшения, прически, Хатхор, Древний Египет, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках проекта РНФ 19-18-00369 «Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России (на материале памятников коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина и архивных источников)».
Получено16.06.2022
Дата публикации22.06.2022
Кол-во символов48587
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Настоящая статья продолжает серию публикаций женских обнаженных статуэток1 из древнеегипетского собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина [Томашевич, Анохина 2020; Анохина, Томашевич 2021]. В ней рассматриваются две необычные, вылепленные из глины фигурки времени конца Среднего – Нового царства (ГМИИ I, 1a 5889, I, 1a 7076). 1. К женским обнаженным статуэткам мы не относим статуэтки на постаменте, которые, требуют отдельного исследования и, вероятно, имели другое значение.
2 Древнеегипетские женские обнаженные статуэтки имеют давнюю историю изучения, причем интерес к пониманию семантики этих образов со временем не угасает [Petrie, 1927, p. 59; Hornblower, 1929; Матье, 1939; Bruyère, 1939, p. 109–150; Desroches-Noblecourt, 1953; Tooley, 1989, p. 305–368; 2017; 2020(1); 2020(2); Pinch, 1993, p. 198–234; Waraksa, 2008; 2009; Томашевич, 2009; Ходжаш, 2009; Teeter, 2010; Morris, 2011; Rose, 2020, p. 124–194 и др.]2. В последнее десятилетие появилось сразу несколько оригинальных трактовок, основанных на привлечении широкого круга разнообразных источников – от археологических до письменных [Waraksa 2008; 2009; Morris 2011; Tooley 2017; 2020(1); 2020(2)]. На сегодняшний день наиболее распространенной является интерпретация таких статуэток в связи с идеями плодородия, рождения и посмертного возрождения, а также с представлениями о богине Хатхор как покровительницы всех этих сфер. Действительно, кажется, что иконография статуэток и контекст находок этому соответствуют. Но как отмечает английская исследовательница Энджела Тули, разные по стилю и типу фигурки должны были иметь множество значений и функций в зависимости от того, когда, где и кем они использовались [Tooley, 2020(1), p. 167]. 2. В этих работах можно найти более подробную библиографию.
3 Типов женских обнаженных статуэток можно выделить несколько. Помимо лепных глиняных статуэток, это плоские деревянные раскрашенные фигурки (paddle dolls, «куклы-вёсла»3) и близкие к ним объемные деревянные статуэтки времени XI – начала XII династий; статуэтки из фаянса, кости, дерева, камня с редуцированными ногами конца Среднего царства – Второго переходного периода; и три типа, датируемые эпохой Нового царства – Третьего переходного периода: статуэтки из известняка или глины, изображающие лежащих на ложе женщин; фаянсовые и глиняные статуэтки, сделанные в форме; плоские глиняные статуэтки4. 3. Эти фигурки имеют форму плоских дощечек, напоминающих маленькие вёсла. Отсюда происходит их обозначение, нелепо звучащее в русском переводе – «куклы-вёсла».

4. Женские статуэтки Позднего периода следует рассматривать отдельно вследствие их предельно разнообразной иконографии.
4 Описание статуэток ГМИИ
5
pic1_1

6
pic1_2

7
pic1_3

8

Рис. 1. Статуэтка ГМИИ I, 1a 5889, © ГМИИ

9

Статуэтка I, 15889 [Берлев, Ходжаш, 2004, с. 480 (№ 202)] (рис. 1)

10 Размер: высота 19,9 см, ширина 4,6 см, толщина 2,3 см.
11 Сохранность: склеена из трех частей по линиям разломов: ниже колен, по талии и чуть ниже уровня локтей.
12 Описание: статуэтка изображает стройную женщину с длинными ногами (ступни переданы условно), узкой талией, выступающими ягодицами, широкими прямыми плечами, вытянутыми вдоль тела руками (прижатые к бедрам кисти рук чрезмерно удлинены). У статуэтки непропорциональная голова неправильной формы с завершением в виде диска, в котором проделано пять отверстий. Лицо передано условно: глаза прочерчены двумя тонкими линиями, сильно выступающий и большой нос-«клюв», как бы составляющие нижнюю часть диска большие проколотые уши, рот никак не обозначен. На теле статуэтки довольно аккуратно вылеплена грудь, линиями отмечен треугольник внизу живота, точкой – пупок (?)5, поясничные ямки над ягодицами тоже в виде двух точек. Много внимания мастер уделил украшениям: лента на голове6, двухчастное крупное ожерелье (только на груди), поясок на бедрах, показанный двумя рядами точек, браслеты на запястьях в виде двух прочерченных линий. 5. На том месте, где должен находиться пупок, проходит линия скола.

6. Подробнее о лентах в волосах египтянок см. ниже.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 458

Оценка читателей: голосов 0

1. Анохина Е.А., Томашевич О.В. Мир древнеегипетской женщины: женские обнаженные статуэтки в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Цивилизации классического Востока в памятниках собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Под ред. И.А. Ладынина, О.А. Васильевой, А.А. Немировского. М.; СПб.: Издательство РХГА, 2021. С. 45–68.

2. Берлев О.Д., Ходжаш С.И. Скульптура Древнего Египта в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. М.: Восточная литература, 2004.

3. Лебедев М.А. Проблема организации древнеегипетских экспедиций за материалами на рудники и в каменоломни за пределами Нильской долины в эпоху Древнего и Среднего царств. Дисc. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. М., 2011.

4. Малых С.Е. Зеркало жизни: керамика из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина как источник по эволюции экономики и общества Древнего Египта. Цивилизации классического Востока в памятниках собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Под ред. И.А. Ладынина, О.А. Васильевой, А.А. Немировского. М.; СПб.: Издательство РХГА, 2021. С. 8–44.

5. Массон В.М., Сарианиди В.И. Среднеазиатская терракота эпохи бронзы. Опыт классификации и интерпретации. М.: Главная редакция восточной литературы, 1973.

6. Матье М.Э. Коптские и египетские магические женские статуэтки. Труды Отдела Востока Государственного Эрмитажа. 1939. Т. I. С. 171–184.

7. Сокровища Египта. Иллюстрированный путеводитель по Египетскому музею в Каире. Под ред. А. Бонджоанни, М. Соле Кроче. М.: АСТ-Астрель, 2003.

8. Томашевич О.В. Das Ewigweibliche. Петербургские египтологические чтения 2007–2008. Памяти Олега Дмитриевича Берлева. К 75-летию со дня рождения. Доклады. Отв. ред. А.О. Большаков. CПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2009. С. 304–314.

9. Томашевич О.В. Ритуал zSS wAD в честь богини Хатхор в эпоху Древнего царства. Восток, Европа, Америка в древности. Под ред. С.Ю. Сапрыкина, И.А. Ладынина. М.: Издательство Московского Университета Москва, 2010. С. 86–94.

10. Томашевич О.В., Анохина Е.А. Египетские редуцированные женские статуэтки в собрании ГМИИ имени А.С. Пушкина. Восток (Oriens). 2020. № 3. С. 193–210.

11. Ходжаш С.И. Статуэтки «конкубин» из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Петербургские египтологические чтения 2007–2008. Памяти Олега Дмитриевича Берлева. К 75-летию со дня рождения. Доклады. Отв. ред. А.О. Большаков. CПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2009. С. 315–317.

12. Backhouse J. ‘Scènes de Gynécées’. Figured Ostraca from New Kingdom Egypt: Iconography and Intent. Oxford: Archaeopress, 2020.

13. Barrelet M.-T. Figurines et reliefs en terre cuite de la Mésopotamie antique. Paris: Librairie Orientaliste Paul Geuthner, 1968.

14. Beyond Beauty: Transforming the Body in Ancient Egypt. London: Two Temple Place, 2016.

15. Bourriau J. Umm el-Ga'ab: Pottery from the Nile Valley Before the Arab Conquest. Cambridge: Cambridge University Press, Fitzwilliam Museum, 1981.

16. Bourriau J. Pharaohs and Mortals. Egyptian Art in the Middle Kingdom. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 1989.

17. Bourriau J., Nicholson P.T., Rose P. The Pottery. Ancient Egyptian Materials and Technology. P.T. Nicholson, I. Shaw (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 2000. Pp. 121–147.

18. Brunner-Traut E. Die wochenlaube. Mitteilungen des Instituts für Orientforschung. 1955. Bd. 3. S. 11–30.

19. Brunner-Traut E. Das Muttermilchkrüglein: Ammen mit Stillumhang und Mondamulett. Die Welts des Orients. 1970. Bd. 5. S. 145–164.

20. Brunton G. Qau and Badari III. London: British School of Archaeology in Egypt, 1930.

21. Bruyère B. Rapport sur les fouilles de Deir el Médineh 16. Cairo: l’Institut français d’archéologie orientale, 1939.

22. Budin S.L. Images of Woman and Child from the Bronze Age: Reconsidering Fertility, Maternity, and Gender in the Ancient World. Cambridge: Cambridge University Press, 2011.

23. Budin S.L. The Nude Female in the Southern Levant: a Mixing of Syro-Mesopotamian and Egyptian Iconographies. Cult and Ritual on the Levantine Coast, and Its Impact on the Eastern Mediterranean Realm. Ed. A-M. Maila Afeiche. Beirut: Minstère de la culture, Direction Générale des Antiquités, 2015. Pp. 315–335.

24. Budin S.L. Jar Handles, Nudity, and the Female. Gender and Methodology in the Ancient Near East: Approaches from Assyriology and Beyond. S.L. Budin, M. Cifarelli, A. Garcia-Ventura, A. Millet Albà (eds.). Barcelona: Edicions de la Universitat de Barcelona, 2019.

25. Castel G., Gout J.-F., Soukiassian G., Levi P., Leyval D. Gebel Zeit: Pharaonische Bergwerke an den Ufern des Roten Meeres. Antike Welt. 1985. Bd. 16 (3). S. 15–28.

26. Castel G., Régen I. Figurines féminines de Gebel el-Zeit (Egypte). Figurines féminines nues: Proche-Orient, Egypte, Nubie, Méditerranée orientale, Asie centrale (VIIIe millénaire av. J.-C. – IVe siècle ap. J.-C.); actes du colloque de Strasbourg, 25–26 juin 2015 Paris. S. Donnat, R. Hunziker-Rodewald, I. Weygand (eds.). Paris: De Boccard, 2020. Pp. 27–40.

27. Castel G., Soukiassian G. Les mines de galène pharaoniques du Gebel el-Zeit (Égypte). Bulletin de la Société française d'égyptologie. 1988. T. 112. Pp. 37–53.

28. Cherpion N. 25 ans de découvertes archéologiques sur les chantiers de l'IFAO 1981–2006, Exposition au Musée égyptien Le Caire 9 septembre – 13 octobre 2007. Cairo: Institut Français D'archéologie Orientale, 2007 (работа осталась недоступной).

29. Delange E. Catalogue des statues égyptiennes du Moyen Empire 2060–1560 avant J.–C. Paris: Éd. de la Réunion des musées nationaux, 1987.

30. Derchain Ph. La perruque et le crystal. Studien zur Altägyptischen Kultur. 1975. Bd. 2. S. 55–74.

31. Desroches–Noblecourt Ch. “Concubines du mort” et mères de famille au Moyen Empire. A propos d’une supplique pour une naissance. Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale. 1953. T. 53. Pp. 7–47.

32. Downes D. Excavations of Esna 1905–1906. Warminster: Aris and Phillips, 1974.

33. Feucht E. Das Kind im Alten Ägypten: Die Stellung des Kindes in Familie und Gesellschaft nach altägyptischen Texten und Darstellungen. Frankfurt am Main; New York: Campus Verl., 1995.

34. Fletcher A.J. Ancient Egyptian Hair: A Study in Style, Form. and Function. Unpublished doctoral thesis. Manchester University, 1995.

35. Fletcher A.J. The Decorated Body in Ancient Egypt: Hairstyles, Cosmetics and Tattoos. The Clothed Body in the Ancient World. L. Cleland, M. Harlow, L. Llewellyn-Jones (eds.). Oxford: Oxbow Books, 2005. Pp. 3–13.

36. Friedman R. New Tattoos from Ancient Egypt: Defining Marks of Culture. Ancient Ink. The Archaeology of Tattooing. L. Krutak, A. Deter-Wolf (eds.). Seattle; London: University of Washington Press, 2017. Pp. 11–36.

37. Gamer-Wallert I. Drei Votivfiguren vom Gebel el-Zeit. Gegengabe. Festschrift für Emma Brunner-Traut. Ed. I. Gamer-Wallert. Tübingen: Attempto Verlag, 1992. S. 83–93.

38. Gillam R.A. Priestesses of Hathor. Their Function, Decline and Disappearance. Journal of the American Research Center in Egypt. 1995. Vol. 32. Pp. 211–237.

39. Grajetzki W. Tomb Treasures of the Late Middle Kingdom: The Archaeology of Female Burials. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2014.

40. Hammett A. The Use of Clay Balls In Ancient Egypt: A Ritual of Fertility, Rite of Passage and a Contractual Agreement? Master of Philosophy thesis. University of Kent, 2017.

41. Hart C. An Examination and Analysis of the Role of the Iconographic Rosette Motif in the Egyptian Artistic Repertoire: A Case Study. Egypt 2015: Perspectives of Research. Proceedings of the Seventh European Conference of Egyptologists (2nd-7th June, 2015, Zagreb – Croatia). Eds. M. Tomorad, J. Popielska-Grzybowska. Oxford: Oxuniprint, 2017. Pp. 59–69.

42. Hayes W.C. The Scepter of Egypt. Vol. 1. Cambridge, Mass.: Havard University Press, 1953.

43. Hayes W. C. The Scepter of Egypt. Vol. 2. 4rd ed. Cambridge, Mass.: Havard University Press, 1990.

44. Heuzey L. Catalogue des figurines antiques de terre cuite. Figurines orientales et figurines des îles asiatiques. Paris: Musée du Louvre, 1923.

45. Hornblower G.D. Predynastic Women and their Successors. The Journal of Egyptian Archaeology. 1929. Vol. 15. Pp. 29–47.

46. Jensen V. The Cemeteries of Deir el-Ballas: Non-elite Burials of the 17th – 19th Dynasties and their Relationship to the Royal Palace. University of California, Berkeley, 2019.

47. Jéquier G. Notes et remarques. Recueil de travaux relatifs à la philologie et à l'archéologie égyptiennes et assyriennes. 1915. Vol. 37. Pp. 113–127.

48. Keimer L. Remarques sur le tatouage dans l’Égypte ancienne. Cairo: l’Institut français d’archéologie orientale, 1948.

49. Kopp P. Stadt und Tempel von Elephantine. 31./32/Grabungsbericht. XI. Zu den Kleinfunden: Weibliche Figurinen. Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts Abteilung Kairo. 2005. Bd. 61. S. 82–90.

50. Moeller N. Tell Edfu: Preliminary Report on Seasons 2005–2009. Journal of the American Research Center in Egypt. 2010. Vol. 46. Pp. 81–111.

51. Moorey P.R.S. Ancient Near Eastern Terracottas. Oxford: Ashmolean Museum, 2005.

52. Moreno García J.C. Métaux, textiles et réseaux d’échanges à longue distance entre la fin du IIIe et le début du IIe millénaire: les “Paddle dolls”, un indice négligé? Du Sinaï au Soudan: Itinéraires d’une égyptologue. Mélanges Dominique Valbelle. N. Favry, Cl. Somaglino, P. Tallet (eds.). Paris: De Boccard, 2017(1). Pp. 173–194.

53. Moreno García J.C. Trade and Power in Ancient Egypt: Middle Egypt in the Late Third/Early Second Millennium BC. Journal of Archaeological Research. 2017(2). Vol. 25/2. Pp. 87–132.

54. Morris E. Paddle Dolls and Performance. Journal of the American Research Center in Egypt. 2011. Vol. 47. Pp. 71–103.

55. Naville E., Hall H.R., Ayrton E.R., Clarke S., Currelly C.T. The XIth Dynasty Temple at Deir el-Bahari, Part I. London: Egyptian Exploration Fund, 1907.

56. Nyord R. ‘An Image of the Owner as He Was on Earth’: Representation and Ontology in Middle Kingdom Funerary Images. Company of Images. Modelling the Imaginary World of Middle Kingdom Egypt (2000–1500 BC). G. Miniaci, M. Betrò, S. Quirke (eds.). Leuven; Paris; Bristol: Peeters, 2017. Pp. 337–359.

57. Patch D. (ed.) Dawn of Egyptian art. New York, New Haven: Metropolitan Museum of Art, 2012.

58. Peet E.T. The Cemeteries of Abydos. Part II. 1911–1912. London: Egypt Exploration Fund, 1913.

59. Peyronel L. Popular Iconographies in a Country Environment. Clay Figurines from Royal Palace G and the Coroplastic of Inner Syria during EB IVA. Ebla and Its Landscape. Early State Formation in the Ancient Near East. P. Matthiae, N. Marchetti (eds.). Walnut Creek: Left Coast Press Inc., 2013. Pp. 73–87.

60. Petrie W.M.F. Diospolis Parva: the Cemeteries of Abadiyeh and Hu. London: Egypt Exploration Fund, 1901.

61. Petrie W.M.F. Objects of Daily Use. London: British school of archaeology in Egypt, 1927.

62. Pinch G. Votive Offerings to Hathor. Oxford: Griffith Institute, 1993.

63. Raue D. Cultural Diversity of Nubia in the Later 3rd – Mid 2nd Millennium BC. Handbook of Ancient Nubia. Ed. D. Raue. Berlin; Boston: De Gruyter, 2019. Pp. 293–334.

64. Ritner R. Household Religion in Ancient Egypt. Household and Family Religion in Antiquity. J. Boder, S.M. Olyan (eds.). Oxford; Maldon, MA.: Blackwell Publishing Ltd., 2008. Pp. 171–196.

65. Rose C. Change and Continuity: Birth Practices from the Middle Kingdom through the New Kingdom. PhD dissertation. University of Pennsylvania, 2020.

66. Steindorff G. Aniba II. Service des Antiquites de l’Egypte. Mission archeologique de Nubie 1929‒1934. Gluckstadt, Hamburg: J.J. Augustin, 1937.

67. Stevens A. Private Religion at Amarna: the Material Evidence. Oxford: Archaeopress, 2006.

68. Teeter E. Baked Clay Figurines and Votive Beds from Medinet Habu. Chicago: Oriental Institute, 2010.

69. Tooley A.M.J. Middle Kingdom Burial Customs: A Study of Wooden Models and Related Material. Dissertation. University of Liverpool, 1989.

70. Tooley A.M.J. Notes on type 1 truncated figurines: the Ramesseum ladies. Company of Images. Modelling the Imaginary World of Middle Kingdom Egypt (2000–1500 BC). G. Miniaci, M. Betrò, S. Quirke (eds.). Leuven; Paris; Bristol: Peeters, 2017. Pp. 421–456.

71. Tooley A.M.J Afgeknotte vrouwenbeeldjes tijdens het Middenrijk en de Tweede Tussentijd. MEHEN: Essays over het Oude Egypte 2020. 2020(1). Pp. 166–193.

72. Tooley A.M.J. Notes on Type 1 truncated figurines; part 2: hairstyles and the conceptual development of braided forms. Studien zur Altägyptischen Kultur. 2020(2). Bd. 49. Pp. 243–274.

73. Trapani M. Statuette femminili al MAE di Torino. Rivista Degli Studi Orientali. 2012. Vol. 85. No. 1/4. Pp. 533–551.

74. Ucko P.J. Anthropomorphic Figurines of Predynastic Egypt and Neolithic Crete, with Comparative Material from the Prehistoric Near East and Mainland Greece. London: Andrew Szmidla, 1968.

75. Waraksa E.A. Female Figurines (Pharaonic Period). UCLA Encyclopedia of Egyptology. Ed. W. Wendrich. 2008. http://digital2.library.ucla.edu/viewItem.do?ark=21198/zz000s3mm6 (accessed: 09.11.2021).

76. Waraksa E.A. Female Figurines from the Mut Precinct: Context and Ritual. Fribourg, Göttingen: Academic Press, Vandenhoeck Ruprecht: 2009.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх