Типы эллинистических военных поселений в царских письмах

 
Код статьиS086919080017553-5-1
DOI10.31857/S086919080017553-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: Московский государственный областной университет
Адрес: Российская Федерация,
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН (ИВ РАН)
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 6
Страницы118-130
Аннотация

Письма-распоряжения царей из династий Селевкидов и Атталидов содержат важные сведения о военных поселениях эпохи эллинизма. К ним относятся письмо Антиоха ΙΙΙ из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия (XII. 148–153), а также три эпиграфических документа: «надпись Икадиона» с о. Файлака (совр. Кувейт, сер. ΙΙΙ – начало ΙΙ в. до н. э.), письмо Антиоха V из Ямнии (Палестина, 163 г. до н.э.) и Евмена ΙΙ из «деревни кардаков» (около Тельмесса в Ликии, 181 г. до н.э.). Сопоставление этих четырех документов позволяет выдвинуть гипотезу о существовании в эллинистическом мире двух типов военных поселений: 1) поселений несущих постоянную службу профессиональных воинов с семьями; 2) военизированных поселений, жители которых занимались преимущественно сельскохозяйственным трудом, но при этом выполняли и военные задачи (например, по охране крепостей). В связи с этим они могли, как и «настоящие» поселенцы, полностью или частично освобождаться от налогов и получать иные льготы. Второй тип поселений, вероятно, следует трактовать как общины, чьи ополчения цари могли использовать в своей военной политике наряду с профессиональной армией.

Ключевые словаэллинизм, царство Селевкидов, Пергамское царство, военные поселенцы, Файлака, Ямния, Ликия, кардаки
Получено19.11.2021
Дата публикации24.12.2021
Кол-во символов29734
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Введение

2 Выбитые в камне письма царей или передающих царские приказы чиновников – один важнейших источников по истории эллинистических военных поселений. Мы хотим поделиться некоторыми наблюдениями, которые появились у нас при изучении этих документов, хотя в связи с ограниченным объемом статьи не претендуем на исчерпывающий охват материала, а оригинальный греческий текст приводим только для двух писем из четырех, поскольку для двух других он легко доступен в интернете.
3

Письмо Антиоха IΙΙ Зевксиду

4 Для начала обратимся к известному письму Антиоха IΙΙ (между 212 и 205 г. до н.э. [Cohen, 1995, p. 212]) из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия (XII. 148–153). Мы перевели письмо заново с учетом имеющихся интерпретаций1, поскольку единственный полный русский перевод «Иудейских древностей» выполнен Г.Г. Генкелем еще до революции и во многом устарел. 1. См. в особенности [Cohen, 1978, p. 5–9]. Греческий текст: >>>>
5 «Царь Антиох приветствует Зевксида, отца своего2. Если ты здоров, хорошо, и я здоров. Узнав, что в Лидии и Фригии замышляется большой мятеж, я решил, что это представляет мне угрозу3, и, посовещавшись с друзьями4 о том, что следует сделать, постановил переселить в крепости и самые важные места две тысячи семей иудеев из Месопотамии и Вавилонии с их снаряжением. Я убежден, что они будут преданными стражами наших интересов по причине их благочестивого отношения к Богу, и знаю об их верности, засвидетельствованной моими предками, и об их усердии, из-за которого ими восхищаются. Поэтому я желаю, чтобы вышеназванные пользовались собственными законами, хотя это и трудно при переселении. После того как ты доставишь их в указанные места, ты дашь каждому из них место для строительства жилья и землю под поле и виноградник, освободишь их от налогов на урожай на десять лет. До тех пор, пока они не начнут получать урожаи, пусть им отмеряют зерно на прокормление тех, кто им служит. И пусть тем из них, кто отбывает военную службу, дадут достаточно, чтобы по причине исходящих от нас благодеяний они выказали себя более преданными нашим интересам. По возможности прояви попечение и о том, чтобы этот народ ни от кого не терпел обиды»5. 2. В данном случае «отец» – это придворный титул [Бикерман, 1985, с. 43].

3. τοῦτό μοι δεῖσθαι. Ср. в словаре Лидделла – Скотта: τὸ δεόμενον – the point threatened (s. v. δέω (Β)).

4. Имеется в виду знаменитый институт «друзей» царя в державе Селевкидов [Бикерман, 1985, с. 41–42; Sherwin-White, Kuhrt, 1993, p. 133].

5. Перевод И.Н. Коровчинского. Подлинность данного письма неоднократно оспаривалась. И все же мы согласны с Г. Коэном, что оно как минимум «показывает обычную процедуру, которой следовали Селевкиды при основании колонии» [Cohen, 1978, p. 6]. Зевксид – крупный военачальник эпохи Антиоха III (о нем см.: [Olshausen, 1972; Grainger, 1997, p. 122–123]), а в более поздний период известна катойкия иудеев во фригийском Гиераполе близ совр. Памуккале [Humann et al., 1898. S. 138, Nr. 212].
6 Нетрудно заметить, что в данном письме описываются военные поселения в собственном смысле слова. Прямым текстом сказано, что две тысячи семей селятся в крепостях (φρούρια)6 и стратегически важных местах, получают землю. При этом мужчины боеспособного возраста несут военную службу (χρεία)7. Цель всего этого также чисто военная – предотвращение восстаний в Лидии и Фригии против власти Селевкидов. 6. Г. Коэн переводит φρούρια в письме Зевксиду как garrisons, но далее уточняет, что могут иметься в виду и fortresses [Cohen, 1978, p. 6, 9; 1995, р. 212]. Словарь Лидделла – Скотта дает для φρούριον первым значение fort, а garrison лишь четвертым с уточнением of a place. Согласно толковому словарю английского языка Мерриама – Уэбстера, слово garrison имеет следующие значения, связанные с местами: military post, permanent military installation (военный пост, военная позиция, постоянное военное сооружение). На наш взгляд, не очень ясно, о каких военных постах и позициях мог бы вести речь Антиох ΙΙΙ в мирное время, а под постоянными военными сооружениями в данном контексте он с наибольшей вероятностью должен был бы понимать те же крепости.

7. См. [Cohen, 1978, p. 8–9]. Землю, судя по всему, должны были обрабатывать упомянутые в письме «те, кто им служит» (θεράποντες). Г. Коэн и А.С. Балахванцев считают, что это были рабы [Cohen, 1978, p. 24; Балахванцев, 2017, с. 52–53], Р. Биллоуз – что λαοί (зависимые крестьяне) [Billows, 1995, p. 170]. А.С. Балахванцев полагает, что у крестьян были бы свои хозяйства, а потому царю незачем было выдавать им зерно. Ср., однако, с практикой выдачи государством зерна египетским λαοὶ βασιλικοί [Свенцицкая, 1989, с. 306]. Данный вопрос представляется дискуссионным и требующим дальнейшего исследования.
7

Надпись с Файлаки

8 Теперь рассмотрим другое письмо, на этот раз выбитое в камне и найденное археологами на о. Файлака (античное название – Икарос) в Персидском заливе (ныне Кувейт). На этом острове были открыты археологические памятники разного времени, в том числе эллинистическая крепость8. 8. Подробнее: [Маккавеев, 2011, с. 42–60; Callot, 1989; Gelin, 2016; Hannestad, 2020].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 535

Оценка читателей: голосов 0

1. Балахванцев А.С. Политическая история ранней Парфии. М.: ИВ РАН, 2017.

2. Бикерман Э. Государство Селевкидов. Москва: Наука, 1985.

3. Голубцова Е.С. Сельская община Малой Азии. III в. до н.э. – III в. н.э. Москва: Наука, 1972.

4. Климов О.Ю. Пергамское царство. Проблемы политической истории и государственного устройства. Санкт-Петербург: Факультет искусств СПбГУ, 2010.

5. Ленская В.С. Младший культовый персонал в Древней Греции. Проблемы истории, филологии, культуры. 2011. № 4. С. 322–336.

6. Маккавеев Н.А. Регион Персидского залива в селевкидо-парфянское время. (Дисс. на соискание ученой степени канд. ист. наук). Москва, 2011.

7. Маккавеев Н.А. К вопросу о статусе селевкидской колонии на о. Файлака (Кувейт). Восток (Oriens). 2015. № 5. С. 64–73.

8. Свенцицкая И.С. Зависимое население на землях городов западной Малой Азии в эпоху эллинизма. Вестник древней истории. 1957. № 3. С. 91–103.

9. Свенцицкая И. С. Эллинистический Египет. История древнего мира. Т. 2. Расцвет древних обществ. М.: Наука, 1989. С. 303–316..

10. Aperghis G.G. The Seleukid Royal Economy. The Finances and Financial Admimistration of the Seleukid Empire. Cambridge – New York: Cambridge University Press, 2004.

11. Austin Μ. The Hellenistic World from Alexander to the Roman Conquest: A Selection of Ancient Sources in Translation. Cambridge: Cambridge University Press, 2006.

12. Bar-Kochva B. The Seleucid Army. Organization and Tactics in the Great Campaigns. Cambridge: Cambridge University Press, 2008.

13. Berlin A. M., Kosmin P. J. The Middle Maccabees: Archaeology, History, and the Rise of the Hasmonean Kingdom. Atlanta: SBL Press, 2021.

14. Billows R. Kings and Colonists. Aspects of Macedonian Imperialism. Leiden – New York – Köln: Brill, 1995.

15. Bosworth A.B. A Historical Commentary on Arrian’s History of Alexander. Oxford: Clarendon Press, 1980.

16. Callot O. Failaka à l’époque hellénistique. L’Arabie préislamique et son environnement historique et culturel. Fahd T. (ed.). Actes du Colloque de Strasbourg, 24–27 juin 1987. Strasbourg: Brill, 1989. Pp. 127–141.

17. Canali De Rossi F. Iscrizioni dello estremo oriente greco. Un repertorio. Bonn: Habelt, 2004.

18. Cohen G. The Seleucid Colonies. Studies in Founding, Administration and Organization. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag GmbH, 1978.

19. Cohen G. Hellenistic Settlements in Europe, the Islands and Asia Minor. Berkeley – Los Angeles – Oxford: University of California Press, 1995.

20. Gachet J. Un habitat du IIe s. av. J.-C. dans la forteresse de Failaka. Failaka Fouilles Françaises 1986–1988. Sous la direction de Y. Calvet et J. Gachet. Lyon : Maison de l’Orient et de la Méditerranée Jean Pouilloux, 1990 (Тravaux de la Мaison de l’Оrient, no 18). Рр. 167–191 http://www.persee.fr/web/ouvrages/home/prescript/article/mom_0766-0510_1990_rpm_18_1_1762 (accessed: 13.11.2021).

21. Gelin M. De retour de mission… Faïlaka au Koweït (4). L’établissement hellénistique. Les Carnets de l’Ifpo. La recherche en train de se faire à l’Institut français du Proche-Orient (Hypotheses.org), 01 juillet 2016 (https://ifpo.hypotheses.org/7321 accessed: 06.03.2019).

22. Grainger J.D. A Seleucid Prosopography and Gazetteer. Leiden – New York – Köln: Brill, 1997.

23. Gygax M.D. Defining Boundaries in the Treaty of Apamea. A Note on a New Edition of Livy’s Fourth Decade. Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte: Romanistische Abteilung. 2020. Vol. 137. No. 1. Pp. 228–234. (https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/zrgr-2020-0007/html accessed: 26.10.2021).

24. Hannestad L. On the Periphery of the Seleucid Kingdom: Failaka Revisited. New Perspectives in Seleucid History, Archaeology and Numismatics. Studies in Honor of Getzel M. Cohen. Berlin – Boston: Walter de Gruyter GMbH, 2020. Pp. 312–332.

25. Humann C., Cichorius C., Judeich W., Winter F. (Hrsg.). Altertümer von Hierapolis. Berlin: Jahrbuch des kaiserlich deutschen Archäologischen Instituts. Vierter Ergänzungsheft (G. Reimer Verlag), 1898.

26. Isaac B. A Seleucid Inscription from Jamnia-on-the-Sea: Antiochus V Eupator and the Sidonians. Israel Exploration Journal. 1991. Vol. 41. No. 1/3. Pp. 132–144.

27. Jeppesen K. A Royal Message to Ikaros. The Hellenistic Temples of Failaka. KUML. 1960. Vol. 10. Pp. 187–198 (https://tidsskrift.dk/kuml/article/view/103114/152164 accessed: 25.01.2019).

28. Jeppesen K. Danish Archaeological Investigations on Failaka, Kuwait. Ikaros: The Hellenistic Settlements. Vol. 3: The Sacred Enclosure in the Early Hellenistic Period: With an Appendix on Epigraphical Finds. Aarhus: Aarhus University Press, 1989.

29. Kosmin P. Rethinking the Hellenistic Gulf: The New Greek Inscription from Bahrain. Journal of Hellenic Studies. 2013. Vol. 133. Pp. 61–79.

30. Lawrence A.W. Greek Aims in Fortification. Oxford: Clarendon Press; New York: Oxford University Press, 1979.

31. Magie D. Roman Rule in Asia Minor. Vol. 2 (Notes): To the End of the Third Century after Christ. Princeton: Princeton University Press, 2017.

32. Maier F.G. Griechische Mauerbauinschriften. Teil 1. Heidelberg: Quelle & Meyer, 1959.

33. Merkelbach R., Stauber J. (Hrsgs.) Jenseits des Euphrat. Griechische Inschriften. Ein epigraphisches Lesebuch. München–Leipzig: K. G. Saur Verlag GmbH, 2005.

34. Olshausen E. Zeuxis. Pauly-Wissowa-Kroll. Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. 1972. Hbd. 19. Col. 381–385.

35. Potts D.T. The Arabian Gulf in Antiquity. Vols. I–II. Oxford: Clarendon Press, 1990.

36. Roueché C., Sherwin-White S.M. Some aspects of the Seleucid empire: The Greek inscriptions from Failaka. Chiron. 1985. Vol. 15. Pp. 1–39.

37. Segre M. Iscrizioni di Licia. Clara Rhodos. 1938. Vol. IX. Pp. 181–208. (https://www.culture.gr/el/service/SitePages/view.aspx?iID=2157 accessed: 25.01.2019).

38. Sherwin-White S., Kuhrt A. From Samarkhand to Sardis: A New Approach to the Seleucid Empire. Berkeley – Los Angeles: University of California Press, 1993.

39. https://epigraphy.packhum.org/text/283175?hs=282-294 (accessed: 25.01.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх