Разочарование в рабовладении: позднесоветская египтология на путях неопозитивизма

 
Код статьиS086919080017251-3-1
DOI10.31857/S086919080017251-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры всеобщей истории ОмГУ
Аффилиация: Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского
Адрес: Российская Федерация, Омск
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы234-244
Аннотация

Статья посвящена переменам в позднесоветской египтологии, которые характеризуют новые черты в её развитии, проявившиеся в послевоенное время и максимально развившиеся в 1970–1980-е гг. Автор полагает, что советская египтологическая школа, возводившая себя к наследию школы Б.А. Тураева, в действительности была заново создана В.В. Струве, при этом особенностью её развития было то, что в ней существовал как формальный лидер (сам В.В. Струве), так и неформальный (Ю.Я. Перепёлкин). Это определило то, что пересмотр воззрений на древнеегипетское общество, который происходил в позднесоветский период, несколько отличался от того, как проходила перемена взглядов на историю древней Месопотамии. Несмотря на то, что были попытки ограниченного пересмотра концепции Струве с общетеоретических позиций (И.А. Стучевский), основная линия заключалась в установлении культа работы с источниками, что привело в итоге к последовательной тенденции отказа от употребления современных терминов для описания социальной действительности древнего Египта (О.Д. Берлев, Е.С. Богословский).

Ключевые словаистория древнего Востока, история древнего Египта, советская историография, египтология в СССР
Источник финансированияИсследование выполнено при поддержке гранта РФФИ (проект № 20-09-41014) «От Святой Земли до рабовладельческой формации: история Древнего Ближнего Востока в российской исторической науке XX в.».
Получено30.10.2021
Дата публикации22.06.2022
Кол-во символов37893
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 У всех отраслей гуманитарного знания в России сложная судьба (в основном благодаря советскому опыту), но при этом у каждой она сложна по-своему. В случае с египтологией мы имеем дело с довольно интересным феноменом утверждаемой преемственности, призванным замаскировать как минимум один разрыв традиции и одно важное её смещение.
2 Дело в том, что современная российская египтология возводит себя к фигуре Б.А. Тураева (1868–1920), который являлся не только признанным историком и создателем первого настоящего учебника (курса лекций) по истории древнего Востока, но и создателем научной школы, которая в действительности стала исходной формой для научного сообщества египтологов в нашей стране. Несмотря на то что революционные события разметали представителей этой школы, многие из них продолжили заниматься научной деятельностью в СССР. В частности, В.В. Струве (1889–1965), ставший фактическим главой советских востоковедов в 1930-е гг.
3 Струве, хотя и делал некоторые критические замечания в адрес прошлого этапа науки, последовательно подчёркивал преемственность советской египтологии с российской и не скрывал, что относит себя к ученикам Тураева [Струве, 1938, с. 13]. И хотя первоначально эта позиция не всегда устраивала представителей партийной верхушки [Бухарин, Крих, 2020, с. 199–201], трактовка Струве в итоге совпала с общим поворотом историографии сталинского времени в сторону признания ценности национальной традиции: лучшие представители русской «буржуазной» науки назывались «прогрессивными», а преемственность с ними, тем самым, становилась дополнительным легитимирующим фактором для советской научной школы.
4 Все эти обстоятельства и способствовали маскировке того факта, что в ранний советский период произошёл не переход школы Тураева в новое качество, а принципиальное её переформатирование. Тематика, стиль письма, базовые идеи и терминологический аппарат, сам способ организации и взаимодействия советских египтологов начиная с 1930-х гг. не имели почти ничего общего с тем, как выглядела русская египтология в начале 1920-х гг., и эти перемены невозможно определить только как внутреннюю эволюцию – следовательно, речь может идти именно о разрыве традиции, который по ряду причин оказался на уровне риторики смягчён как раз теми, кто его в итоге осуществил.
5 Но помимо указанного разрыва в представлении советской египтологии о себе самой появилось также и одно специфическое смещение акцентов, связанное с особыми характеристиками советского пространства науки и выражающееся в том, что центральная в ней фигура для самих египтологов оказалась в итоге в роли неформального лидера, который не занимал значимых должностей в академических институциях и никогда не выступал организатором науки. Речь идёт, конечно, о Ю.Я. Перепёлкине (1903–1982), который хотя и явно не стремился к тому, чтобы выходить на авансцену отечественной науки, тем не менее оказался фактическим учителем и вдохновителем для нескольких крупных специалистов (М.А. Коростовцева, Е.С. Богословского), создал специальные исследования, которые считались образцовыми, и наконец, написал несколько обобщающих очерков древнеегипетской истории, которые сыграли роль университетских учебников, а также наметили ту общую канву, в которой работали (и работают) отечественные египтологи. Эти тексты, в отличие от подобных, созданных В.В. Струве или конкурировавшим со Струве В.И. Авдиевым (1898–1978), пережили свою эпоху и переиздавались в постсоветское время наряду с текстами Б.А. Тураева1. 1. А.О. Большаков считает, что можно говорить о трёх школах в отечественной египтологии: Тураева, Струве и Перепёлкина. Это вполне логичное деление, если, конечно, учитывать специфику научной школы в гуманитарных науках советского периода [Большаков, 2011, с. 5; Крих, 2019], но оно наталкивается на несколько сложностей при определении «школьной» принадлежности конкретных фигур: например, Коростовцев очень многому научился у Перепёлкина и одновременно стал учёным именно под опекой Струве.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 572

Оценка читателей: голосов 0

1. Авдиев В.И. История древнего Востока. Л.: ОГИЗ, Государственное издательство политической литературы, 1948.

2. Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. М: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1972.

3. Берлев О.Д. Древнейшее описание социальной организации Египта. Проблемы социальных отношений и форм зависимости на древнем Востоке. М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1984. С. 26–34.

4. Берлев О.Д. Цифровые данные по угону населения покорённых стран в Египет. Государство и социальные структуры на древнем Востоке. М: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1989. С. 86–108.

5. Богословская И.В. Воспоминания вдовы мастера. Богословский Е.С. Новые источники по истории Египта XV–X вв. до н.э. СПб.: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2019. С. 229–237.

6. Богословский Е.С. «Слуги» фараонов, богов и частных лиц (к социальной истории Египта XVI–XIV вв. до н.э.). М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1979 (1).

7. Богословский Е.С. Собственность и должностное владение в древнем Египте (По материалам из Дēр эль-Медина). Вестник древней истории. 1979 (2). № 1. С. 3–23.

8. Богословский Е.С. Государственное регулирование социальной структуры древнего Египта. Вестник древней истории. 1981. № 1. С. 18–34.

9. Богословский Е.С. Древнеегипетская экономика на пути к возникновению денег. Вестник древней истории. 1982. № 1. С. 3–12.

10. Богословский Е.С. Об основных производителях материальных и духовных ценностей в Египте второй половины II тысячелетия до н.э. Проблемы социальных отношений и форм зависимости на древнем Востоке. М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1984 (1) С. 52–80.

11. Богословский Е.С. «Рабы» в текстах из Дер Эль-Медина. Проблемы социальных отношений и форм зависимости на древнем Востоке. М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1984(2). С. 81–127.

12. Богословский Е.С. Фактор государства в структурообразовании египетского общества второй половины II тысячелетия до н.э. Государство и социальные структуры на древнем Востоке. М: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1989. С. 109–127.

13. Большаков А.О. Ленинградский Египтологический кружок: у истоков советской египтологии. Культурно-антропологические исследования. Вып. 2. Новосибирск, 2011. С. 5–10.

14. Бухарин М.Д., Крих С.Б. Историк Востока в эпоху перемен: работы В.В. Струве и совещание в ООН АН СССР в июле 1936 г. Восток (Oriens). 2020. № 6. С. 196–206. DOI: 10.31857/S086919080012653-5.

15. Васильев Л.С., Стучевский И.А. Три модели возникновения и эволюции докапиталистических обществ. Вопросы истории. 1966. № 5. С. 77–90.

16. Всемирная история. Том I. Ред. Ю.П. Францев. М.: Госполитиздат, 1955.

17. Дандамаев М.А. Нерабские формы зависимости в древней Передней Азии (к постановке вопроса). Проблемы социальных отношений и форм зависимости на древнем Востоке. М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1984. С. 5–25.

18. Дандамаев М.А. Государство, религия и экономика в древней Передней Азии (характерные особенности). Государство и социальные структуры на древнем Востоке. М: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1989. С. 4–16.

19. Зельин К.К. Принципы морфологической классификации форм зависимости. Вестник древней истории. 1967. № 2. С. 7–31.

20. Ильин-Томич А.А. Социальный переворот в Египте в трудах В.В.Струве. Вестник Университета Дмитрия Пожарского. 2016. Т. 4. Вып. 2. С. 35–46.

21. Историография истории древнего Востока. Т. 1. Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2008.

22. История древнего Востока. Под ред. В.И. Кузищина. М.: «Высшая школа», 1979.

23. Карпюк С.Г., Крих С.Б. Работа над «Всемирной историей» в довоенный период: поиски управленческой модели. Вестник древней истории. 2018. Т. 78. № 4. С. 1011–1031. DOI: 10.31857/S032103910002917-1.

24. Кацнельсон И.С. Характер войн и рабовладение в Египте при фараонах-завоевателях XVII–XX династий. Вестник древней истории. 1951. № 3. С. 40–54.

25. Крих С.Б. Быть марксистом: крест советского историка. Мир историка. Историографический сборник. Выпуск 8. Омск: Издательство ОмГУ, 2013 (1). С. 54–78.

26. Крих С.Б. Образ древности в советской историографии. М.: КРАСАНД, 2013 (2).

27. Крих С.Б. И.М. Дьяконов против В.В. Струве: полемика на полях Шумера. Вестник древней истории. Т. 76. № 4. 2016. С. 1011–1029.

28. Крих С.Б. Научная школа древней истории в СССР: казус Н.М. Никольского. Лістападаўскія сустрэчы – XIII. Мінск, 2019. С. 173–176.

29. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М.: Наука, 1975.

30. Орехов Р.А. «Письма из старой конфетницы» (по архивным материалам Т.Н. Савельевой). Восток (Oriens). 2021. № 3. С. 231–248. DOI: 10.31857/S086919080015031-1.

31. Перепёлкин Ю.Я. Хозяйство староегипетских вельмож. M.: Наука, 1988.

32. Перепёлкин Ю.Я. История Древнего Египта. СПб.: «Летний сад» – Журнал «Нева», 2000.

33. Речение Ипувера. Лейденский папирус № 344. М.; Л.: Соцэкгиз, 1935.

34. Струве В.В. Изучение истории древнего Востока в СССР за период 1917–1937 гг. Вестник древней истории. 1938. № 1(2). С. 13–22.

35. Струве В.В. Отзыв на работу М.А. Коростовцева «Рабство в древнем Египте в эпоху XVIII дин[астии] (18.01.1940). Русская секция Научно-исторического архива Санкт-Петербургского Института Истории РАН (РС НИА СПбИИ РАН), ф. 274б оп.1, д. 1, л. 180–184.

36. Струве В.В. История древнего Востока. Л.: Госполитиздат, 1941.

37. Струве В.В. Общественный строй эллинистического Египта. Вопросы истории. 1962. № 2. С. 67–95.

38. Стучевский И.А. Храмовая форма царского хозяйства Древнего Египта. М.: Издательство восточной литературы, 1962.

39. Стучевский И.А. Колониальная политика Египта в эпоху XVIII династии (научно-популярный очерк). М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1967.

40. Стучевский И.А. Земледельцы государственного хозяйства древнего Египта эпохи Рамессидов. М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1982.

41. Стучевский И.А. Рамсес II и Херихор. Из истории древнего Египта эпохи Рамессидов. М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1984.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх