Внешнеполитические доктрины исламистских организаций Пакистана (конец 1940-х – начало 1970-х гг.) в контексте исламского понимания международного права

 
Код статьиS086919080017212-0-1
DOI10.31857/S086919080017212-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры истории Южной Азии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва, Моховая ул., дом 11.
Должность: доцент кафедры индоиранских и африканских языков Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва, проспект Вернадского, 76
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы40-50
Аннотация

В статье анализируются особенности того, как пакистанские исламисты определяют для себя внешнеполитические ориентиры и задачи государства. Основы этого видения были заложены именно в рассматриваемый авторами статьи начальный период существования Пакистана, когда исламисты были поставлены перед необходимостью вырабатывать своё собственное видение роли и места Пакистана в мире, а также транслировать своё отношение к официальной внешней политике пакистанского правительства. Поскольку и то и другое осуществлялось в соответствии с исламским нормами, в настоящем исследовании даётся общий обзор соответствующих доктрин и прослеживается, каким образом они преломились в пакистанском контексте.

Кроме того, в статье доказывается, что на этом же этапе определились специфические внутрипакистанские факторы, влиявшие на мировоззрение исламистов – в том числе в вопросах внешней политики. В качестве основных факторов такого рода авторы статьи выделяют, во-первых, отношение правительства страны к исламистам и степень их доступа к власти; во-вторых, - то, какое место отводилось «исламской теме» в рамках внешнеполитического курса государства.

Для Пакистана, создававшегося как государство мусульман, с первых же дней его существования остро встал вопрос о роли ислама в жизни страны. Поиски ответа на этот вопрос сильно усложнили внутриполитические процессы; и эти же причины обусловили целый ряд трудностей, с которыми Пакистан столкнулся при налаживании межгосударственных контактов. Религия стала неотъемлемой частью образа, транслируемого во внешний мир, при том, что к конкретным шагам в укреплении всемирной исламской солидарности пакистанские власти переходить не спешили.

Детальная проработка указанной проблематики позволяет понять, в каких обстоятельствах вырабатывались внешнеполитические взгляды пакистанских исламистов, и установить, как эти взгляды сочетались с догматическим исламским видением международного права.

Ключевые словаПакистан, ислам, исламистские партии, международное право.
Получено03.12.2021
Дата публикации11.05.2022
Кол-во символов27581
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Приход исламистов к власти демократическим путем в современном мире не представляется чем-то невозможным: прецеденты наблюдались в Турции, Египте, Палестине и Индонезии [Mudasir, 2016, p. 237].
2 Пакистан, с одной стороны, имеет в этом отношении определенный исторический опыт, а с другой – демонстрирует тенденции к росту религиозных настроений и на современном этапе.
3 Исследователи высказывают противоречивые мнения о том, привносит ли растущая популярность исламистов дополнительные вызовы в международные отношения или, наоборот, открывает новые возможности для урегулирования конфликтных вопросов.
4 Так или иначе, включенность исламистских организаций в политические системы мусульманских государств является свершившимся фактом, имеющим далеко идущие последствия для глобальной политики. Для объективной оценки этих последствий представляется необходимым определить специфику внешнеполитических установок исламистских партий в историческом контексте.
5 В настоящей статье данная задача решается на примере Пакистана – государства, в котором исламисты, хотя и не находятся у власти напрямую, но тем не менее уже на протяжении длительного времени наращивают свое влияние, а исламистские партии составляют неотъемлемую часть пакистанской политики с момента возникновения государства.
6 Рассматриваемый нами период – от момента образования государства в 1947 г. до начала 1970-х гг. – в этой связи представляет особый интерес. Данный период, названный в историографии периодом «объединенного Пакистана» [Nuruzzaman, 2010], охватывает время существования Пакистана в его первоначальных границах – до выделения Бангладеш в 1971 г.1. 1. Поскольку точкой отсчета внутриполитического кризиса, приведшего к образованию Бангладеш, стали всеобщие выборы 1970 г., для решения исследовательских задач представляется целесообразным принять именно 1970 г. в качестве верхней временной рамки.
7 Именно на этом, раннем, этапе существования Пакистана происходило его утверждение как субъекта международного права, что подразумевало в числе прочего выработку внешнеполитического курса и формулирование позиций по основным вопросам глобальной и региональной политики. Схожий процесс – хотя и в меньших масштабах – протекал внутри пакистанских исламистских объединений. Им необходимо было вынести в публичное пространство собственные внешнеполитические ориентиры, которые бы одновременно способствовали укреплению позиций исламистов внутри Пакистана и соответствовали предписаниям Корана и Сунны. С задачей удалось справиться: забегая вперед, можно констатировать, что заложенные в данный период установки в той или иной форме прослужат исламистским организациям до конца ХХ в.
8 В свете вышесказанного представляется необходимым провести системный анализ тех норм, которые лежат в основе исламского видения международного права.
9

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В ИСЛАМЕ

10 Целый ряд исследователей указывают на то, что в основе международных отношений как академической дисциплины заложены прозападные подходы; соответственно международные институты строятся исключительно на западно-ориентированных нормах [Islam and International Relations, 2016, p. 1].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 418

Оценка читателей: голосов 0

1. Егоров Е.Н. Движение «Таблиги Джамаат»: идеология и методы деятельности на примере Кыргызстана. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2015. Том 11. № 1. С. 151–167.

2. Игнатенко А.А. От Филиппин до Косово http://www.ng.ru/ideas/2000-10-12/8_islam.html (accessed: 22.09.2019).

3. Коран. Пер. И.Ю. Крачковского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

4. Пакистан, страны Южной Азии и Среднего Востока. Под ред. В.Я. Белокреницкого, С.Н. Каменева и В.Н Москаленко. М.: Научная книга, 2004 [Pakistan, the States of South Asia and Middle East. Ed. V.Ya. Belokrenitskiy, S.N. Kamenev, V.N. Moskalenko. Moscow: Nauchnaya Kniga, 2004.

5. A History of Pakistan and Its Origins. Ed. C. Jaffrelot. London: Anthem Press, 2004.

6. Ayubi N. Political Islam. London and New York: Routledge, 1993.

7. Bishku M.B. In Search of Identity and Security: Pakistan and the Middle East, 1947–77. Journal of Conflict Studies. 1992. Vol. 12. No 3. Pp. 30–51.

8. Delvoie L.A. The Islamization of Pakistan's Foreign Policy. International Journal. 1995. Vol. 51. No. 1. Pp. 126–147.

9. Islam and International Relations: Contributions to Theory and Practice. Ed. D. Abdelkader, N. Manabilang Adiong, R. Mauriello. New York: Palgrave Macmillan, 2016.

10. Jalal A. Partisans of Allah: Jihad in South Asia. Cambridge and London: Harvard University Press, 2008.

11. Khadduri M. War and Peace in the Law of Islam. Baltimore: The John Hopkins Press, 1955.

12. Khan S.S. Pakistan and the Organization of Islamic Conference. Pakistan Horizon. 2003. Vol. 56. No. 1. Pp. 59–77. www.jstor.org/stable/41394012 (accessed: 05.02.2020).

13. Kidwai R. Everyone Misinterprets Ghazwa-e-Hind, but a Jamiat Scholar Explains What It Really Means https://theprint.in/opinion/everyone-misinterprets-ghazwa-e-hind-but-a-jamiat-scholar-explains-what-it-really-means/301686/ (accessed: 05.04.2021).

14. Mudasir N. Islamic Political Parties and the Nature of Politics in Pakistan. Asian Journal of Political Science. 2016. Vol. 24. No. 2. Pp. 237–265.

15. Nawab M. The Ulama in Pakistani Politics https://dr.ntu.edu.sg/bitstream/10356/90455/1/RSIS-WORKPAPER_110.pdf (accessed: 25.01.2020).

16. Nuruzzaman M. Federalism and State Disintegration – United Pakistan, 1947–1971: Some Historical Lessons for Afghanistan and Iraq. Journal of Asian and African Studies. 2010. Vol. 45. No. 5. Pp. 504–521.

17. Rahman F. Islam. Chicago: Chicago University Press, 1979.

18. Sunan an-Nasa'i https://sunnah.com/nasai/25/91 (accessed: 04.06.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх