От папских послов к мученикам веры: попытка обобщения францисканской проповеди в Китае в XIII–XVIII вв.

 
Код статьиS086919080016686-1-1
DOI10.31857/S086919080016686-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующая Отделом истории Востока Института востоковедения РАН
Аффилиация: Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН. Доцент Восточного факультета Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы216-227
Аннотация

Статья представляет собой попытку систематизации проповеди ордена францисканцев в Китае, начиная с папских посольств к Великим ханам, завоевавшим Срединную империю и основавших династию Юань, до конца XVIII в. Автор группирует информацию по нескольким крупным периодам, предлагая пятиэтапную периодизацию францисканской деятельности на Дальнем Востоке и рассматривая в настоящей публикации первые два. Отмечается смена проповеднической парадигмы в течение семисот веков непостоянного присутствия ордена миноритов в Китае: если первые разведывательные миссии, достигшие определенного успеха в проповеди некитайским подданным монгольских императоров, носили преимущественно дипломатический характер, то в Новое время миссия, пользовавшаяся поддержкой испанской системы patronato (патронажа), прицельно концентрируется на проповеднической деятельности, в особенности, среди бедных слоев населения. С XVI в. начинается смена всей логистической парадигмы дальневосточного миссионерства. Если в Средние века Папе Римскому было достаточно отправить к «татарам» несколько босоногих францисканцев, то в Новое время церковь уже вынуждена считаться с разделившими мир странами-инициаторами эпохи Великих географических открытий, в первую очередь, с Испанией и Португалией, двумя тогдашними сверхдержавами, каждая из которых поддерживала «своих» проповедников, конкурируя за влияние на Индию, Китай и Японию и придавая стоявшим перед орденами задачам христианской проповеди дополнительное политическое измерение, нагруженное соперничеством и интригами. Статья представляет собой продолжение материала того же автора, посвященного теоретическим основам францисканской катехизации нехристианских народов, опубликованной ранее в журнале «Восток» [Дубровская, 2020(1)].

Ключевые словаФранциск Ассизский, францисканцы в Китае, теория миссионерской проповеди, инкультурация, католические миссии в Китае, иезуиты в Китае, Спор о ритуалах
Источник финансированияСтатья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № FZNF-2020-0001 «Историко-культурные традиции и ценности в контексте глобальной истории»).
Получено10.09.2021
Дата публикации29.10.2021
Кол-во символов26649
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 С самого начала своего существования орден, основанный св. Франциском Ассизским (1181/1182–1226), делал упор на проповедь за пределами Западного мира. Начиная с папских послов к монгольским правителям в XIII в. и до настоящего времени Серафические братья, как называют себя францисканцы, бесстрашно и упорно стремились в Монголию и Китай, добиваясь немалых успехов как на дипломатическом поприще, так и в сфере катехизации. По ряду исторических причин присутствие миноритов в Китае не могло оставаться непрерывным: терпимость правителей Поднебесной к проповедникам-иноземцам напрямую зависела как от конкретной политической ситуации, так и от национальной принадлежности самих правителей. Императоры иноземных династий (Юань, Цин) зачастую относились к монахам благосклоннее, чем представители автохтонной династии Мин или руководство Китайской республики. Но и в рамках Цинской маньчжурской династии чередовались периоды приятия и неприятия христианского учения и его проповедников. В статье делается попытка провести периодизацию францисканского присутствия и деяний в Китае и обобщить опыт серафической проповеди и ее достижений.
2 История францисканской миссии (по-китайски орден называется 方濟會; фанцзихуэй) в Срединной империи разлагается на пять основных периодов, два из которых будут рассмотрены в предложенной статье.
3

1. Папские послы к монголам (1245–1370 гг.)

4 Первый этап деятельности миноритов на Дальнем Востоке начинается с отбытия из Лиона в 1245 г. в монгольские степи фра Джованни (Иоанна) да Пьян дель Карпине (Плано Карпини; Giovanni da Piano de Carpine; 1182–1252) и заканчивается свержением монгольской династии Юань (1271–1368). Святой Престол доверил монахам ряд важных посольских миссий в условиях надвигавшейся на христианскую Европу монгольской угрозы. Францисканцы выполняли разведывательные функции в ставках чингизидах, собирая информацию об их намерениях и способах ведения войны (эти задачи не входили в противоречие с проповедью по заветам Св. Франциска [Rachewiltz, 1971; Дубровская, 2020(1)], хотя порой и отступали на второй план), пытались даже заручиться их военной поддержкой на фоне круга проблем, связанного с Гробом Господним [Дубровская, 2021(2)].
5 После завоевания Венгрии и превращения Руси в удел Джучи речь шла о самосохранении Европы. На Лионском соборе 1245 г. папа Иннокентий IV (ум. 1254), заявив, что если Запад не сумеет противостоять монголам, христианство окажется под угрозой уничтожения, снарядил разведывательную миссию в степь [Roux, 1993, p. 312–313]. Так в Китай и Монголию отправился соратник и ученик св. Франциска 65-летний Плано Карпини, не имевший представления ни о странах, которые проезжал, ни об их языках, ни о собственном пути следования. Тем не менее Карпини достиг столицы Чингизидов – Каракорума и 22.07.1246 г., на Большом Курултае, в день восшествия Гуюка (1206–1248) на великоханский престол вручил ему папское послание «Сum non solum…» («Не только лишь при помощи…») [Jackson, 2005, p. 88]. Получив ответное письмо, Карпини удостоился прощальной аудиенции и вернулся назад в 1247 г. [Montalbano, 2015, p. 590]. В 1921 г. письмо Гуюка Иннокентию IV было обнаружено в ватиканских архивах: Гуюк требовал подчинения папы и его приезда в ставку для изъявления покорности1, сам же Карпини докладывал, что монголы готовы за 18 лет завоевать Европу [Graffin, 1922–1923, p 10]. 1. Цит. по: [Michaud, 1994, p. 28].

Цена публикации: 0

Всего подписок: 2, всего просмотров: 552

Оценка читателей: голосов 0

1. Джиованни дель Плано Карпини. История Монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны. Пер. А.И. Малеина. М.: Гос. Изд-во геогр. лит., 1957.

2. Дубровская Д.В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие. М.: ИВ РАН, КРАФТ+, 2001.

3. Дубровская Д.В. Монах Рубрук между Западом и Востоком. Портал «Вокруг света». 07.05.2008(1) http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/622/ (accessed 05.07.2020).

4. Дубровская Д.В. Несторианская стела из Сиани. Эпиграфика Востока. 2008(2). № XXVII. С. 121–147.

5. Дубровская Д.В. Говорящие с птицами по-китайски. Теоретические основы францисканской проповеди в Срединной империи. Восток (Oriens). № 5. 2020(1). С. 205–213.

6. Дубровская Д.В. Все пути ведут из Рима. Христианские миссии в Поднебесной империи от несториан (VII в.) до папы Франциска. М.: ИВ РАН, 2020(2).

7. Дубровская Д.В. Трактат «О Дружбе» Маттео Риччи как одна из причин успеха проповеди христианства в минском Китае. Восток (Oriens). 2020(3). № 3. С. 175–186.

8. Дубровская Д.В. Патриарх Несторий и «Сияющая религия» цзинцзяо: китайский лик византийской ереси. Восточный курьер. 2020(4). № 3–4. С. 230–244.

9. Дубровская Д.В. «Черные монахи» против «Черных ряс»: истоки вражды между орденом доминиканцев и орденом иезуитов в Китае в XVI–XVIII вв. История. 2020(5). № 11(97). DOI: 10.18254/S207987840012619-9 (https://ras.jes.su/history/s207987840012619-9 (accessed 28.07.2021) (in Russian).

10. Дубровская Д.В. Лоянская колонна – второй эпиграфический памятник «Сияющей религии» (цзинцзяо) и китайский «несторианский» канон. Восток (Oriens). 2021(1). № 1. С. 144–157.

11. Дубровская Д.В. Последний рыцарь Иерусалима. Восточный курьер. 2021(2). № 1–2. С. 214–227.

12. Дубровская Д.В. Пресвитер Иоанн: деконструкция легенды. Вестник ИВ РАН. 2021(3). № 1. С. 104–116.

13. Дубровская Д.В. Францисканские миссионеры, аланская гвардия и вороной скакун, подчинивший юаньскому Китаю Папу Римского. История. 2021(4). № 4 (102). DOI: 10.18254/S207987840015586-3 (https://arxiv.gaugn.ru/s207987840015586-3-1/. (accessed 23.07.2021) (in Russian).

14. Сун Лянь (宋廉). Юаньши (元史; История династии Юань). Пекин: 中華書局 (Чжунхуа шуцзи), 1976.

15. Шэнюй гуансюнь (聖諭廣訓; Расширенное толкование Священного указа). Циндин сыку цю- аньшу хуэйяо (钦定四庫全書薈要; Высочайше утвержденное полное собрание книг по четырем разделам). Чанчунь: Цзилинь чубаньшэ (吉林出版社), 2005. С. 16–20.

16. Bays D.H. A New History of Christianity in China. Singapore: John Wiley & Sons, 2011.

17. Boxer C.R. (Ed.). South China in the Sixteenth Century: Being the Narratives of Galeote Pereira, Fr. Gaspar da Cruz, O.P. and Fr. Martín de Rada, O.E.S.A. (1550–1575). London: Routledge, 1953.

18. Brucker J. Épisodes d’une confiscation, 1762. Les manuscripts jésuites de Paris. Revue Études. 1901. Vol. 88. Pp. 497–519.

19. Brucker J. Le Père Matthieu Ricci fondateur des missions de Chine (1552–1610). Revue Études. 1910. Vol. 124. Pp. 5–27.

20. Cacciotti A., Melli M. (Eds). I Francescani e la Cina. Un’opera di oltre sette secoli. Milano: Edizioni Biblioteca Francescana, 2013.

21. Carballo J.R. Francescani in Cina. 19 January 2010. http://www.fides.org/it/attachments/Francescani_in_Cina.doc (accessed: 29.08.2020).

22. Chronica XXIV Generalium Ordinis Minorum, cum pluribus appendicibus inter quas excellit hucusque ineditus Liber de Laudibus S. Francisci. Analecta Franciscana. Vol. III. B.A. Bessa (Ed.). Quaracchi: Ad Claras Aquas, 1897.

23. Clark A.E. China’s Saints: Catholic Martyrdom During the Qing (1644–1911). Lanham: Lexington Books, 2011.

24. D’Elia P. M. The Catholic Missions in China: A Short Sketch of the History of the Catholic Church in China from the Earliest Records to Our Own Days. Shanghai: The Commercial Press, 1934.

25. Dubrovskaya D. Alans: The Missing Link between the Orient and the Occident during the Genghisid Era. Languages and Cultures in the Caucasus. Papers from the International Conference “Current Advances in Caucasian Studies”. V.S. Tomelleri, M. Topadze, A. Lukianowicz (Eds.). München, Berlin: Peter Lang, 2011. Pp. 69–79.

26. Graffin R. Les Mongols et la Papauté. Revue de L’Orient Chrétien. 1922–1923. T. III (XXIII). Pp. 1–28.

27. Habig M.A. Marignoli and the Decline of Medieval Missions in China. Franciscan Studies. New Series. 1945. Vol. 5. No. 1. Pp. 21–36.

28. I Nuovi e piu Accerati Dati Cronologici del Beato Odorico. VI Centenario del B. Odorico da Pordenone. Udine: Conventa di San Francesco, 1930. No. 3. Pp. 41–43.

29. Jackson P. The Mongols and the West, 1221–1410. London: Pearson Education, 2005.

30. Kim H.Y. Asian and Oceanic Christianities in Conversation: Exploring Theological Identities at Home and in Diaspora. Amsterdam: Rodopi, 2011.

31. Lach D.F. Asia in the Making of Europe. Vol. 1. The Century of Discovery. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1965.

32. Les Missions Etrangères. Trois siecles et demi d'histoire et d'aventure en Asie. Paris: Editions Perrin, 2008.

33. Li Tang. Rediscovering the Ongut King George: Remarks on a Newly Excavated Archaeological Site. From the Oxus River to the Chinese Shores: Studies in East Syriac Christianity in China and Central Asia. Li Tang, D.W. Winkler (Eds). Wien: Lit Verlag, 2013. Pp. 255–266.

34. Liščák V. Franciscan Missions to China and the Czech Crown Lands (from the 16th to the 18th Century). Archiv orientalni. 2014. No. 82. Pp. 515–538.

35. Margiotti F. L’attegiamento dei francescani spagnoli nella questione dei riti cinesi. Vol. 38. Madrid: Archivo Ibero-Americano, 1978.

36. Matrod H. Notes sur le Bienheureux Odoric de Pordenone (1265–1331), extrait des “Etudes Franciscaines”. Paris: Société et Librairie Saint-François d’Assise, 1920.

37. Menegon E. Jesuits, Franciscans and Dominicans in Fujian: The Anti-Christian Incidents of 1637–1638. Monumenta Serica. Monograph Series XLII. Scholars from the West. Giulio Aleni, S.J. (1582–1649) and the Dialogue between Christianity and China. Brescia, Sankt Augustin: Die Deutsche Bibliothek, 1997. Pp. 220–262.

38. Mensaert G. Sinæ II. Tempore hodierno (1579–1957). Historia Missionum Ordinis Fratrum Minorum. Vol. I. Asia Centro-orientalis et Oceania. Roma: Secretariatus missionum O.F.M., 1967. Рр. 129–165.

39. Michaud Ya. Chap. XI. Mongols et Mamlûks: L’état de monde musulman vers 709/1310. Textes Spirituels d’Ibn Taymiyya. Le Musulman. Paris: Association des étudiants Islamiques de France, 1994. Pp. 26–31.

40. Montalbano K. A. Misunderstanding the Mongols: Intercultural Communication in Three Thirteenth-Century Franciscan Travel Accounts. Information & Culture. 2015. No. 50 (4). Pp. 588–610.

41. Moule A.C. Christians in China before the Year 1550. Minneapolis: Martino Fine Books, 2011.

42. Moule A.C. The Primitive Failure of Christianity in China. The International Review of Missions. 1931. Vol. 20. Iss. 3. Pp. 456–459.

43. Mungello D.E. The Great Encounter of China and the West, 1500–1800 (Critical Issues in World and International History). New York, Toronto, Plymouth, UK: Rowman & Littlefield Publishers, 2009.

44. O’Toole G.B. John of Montecorvino, First Archbishop of Peking. Bulletin of the Catholic University of Peking. 1929. No. 6. Pp. 36–37.

45. Pellio P. Chrétiens d’Asie Centrale et d’Extrême Orient. T’oung Pao, 1914. Vol. 15. No. 5. Pp. 623–644.

46. Rachewiltz I. Papal Envoys to the Great Khans. Stanford: Stanford University Press, 1971.

47. Roux J–P. Histoire de l'Empire Mongol. (Biographies Historiques). Paris: Fayard,1993.

48. Standaert N. (Ed.) Handbook of Christianity in China. Vol. 1: 635–1800. Leiden: Brill, 2001.

49. The Congregation for the Evangelization of Peoples. 2021. https://www.vatican.va/roman_curia/congregations/cevang/documents/rc_con_cevang_20100524_profile_en.html (accessed 28.07.2021).

50. Wyngaert A. Van Den (Ed.) Sinica Franciscana. Vol. I. Quaracchi: Collegium s. Bonaventurae, 1929.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх