Идентификационные и самоидентификационные термины удин-христиан по материалам армянских и удинских письменных источников

 
Код статьиS086919080016492-8-1
DOI10.31857/S086919080016492-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник Института Археологии и этнографии НАН РА
Аффилиация: Институт археологии и этнографии НАН РА
Адрес: Ереван, Армения
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы116-128
Аннотация

После упразднения второго царства Кавказской Албании, сопровождавше- гося процессом исламизации ее народов, остатки христиан-албан, сохранявших албан- скую идентичность до XVIII в., были сконцентрированы в северо-западной части бывшей Албании – на территории исторических областей Шеки и Кабала. Эти области являлись религиозными и светскими центрами Албании античного и раннесредневекового времени, а также периода второго Албанского царства. Созданный в VII веке миф – нарратив об апостоле Егише в Албании – способствовал «национализации» христианства в регионе Шеки–Кабала. Параллельно с исламизацией и потерей общей албанской идентичности у исламизированных кавказоязычных групп постепенно вырисовывались процессы станов- ления узко-этнического «я», «мы» и значительное количество разнообразных названий, близких к этнонимам. Христианско-албанское же самовосприятие вплоть до XVIII в. было сконцентрировано у хранителей культа апостола Егише. Наиболее ярко выражен- ной группой с албанской идентичностью были удины, являвшиеся одними из основных представителей населения Шеки-Кабалиснкого региона. В течение XVIII в. большинство удин было насильственно исламизировано и в отличие от исламизированных албанских народов ассимилировано. В среде остатков христиан-удин отпала культурно-политиче- ская важность «албанского национально-религиозного диссидентства», возникли новые процессы самоопределения, приведшие к разноуровневым групповым этно-религиозным примыканиям. Религиозная общность с Армянской церковью и армянским народом отрази- лась в простонародном удинском слове кштон и литературном армянском слове лусаворча- кан. Фиксируемыми в печатных письменных источниках, а в случае удин-последователей Армянской апостольской церкви также в эпитафиях формулировками «утиязычное племя армянского вероисповедания», «hай уди» (армянский удин) и «гюрджи уди» (грузинский удин) подчеркивался удинский компонент, удинская часть конфессионального целого через этнонимическую терминологию. Этнонимические обозначения «ути/уди», «утиязычное племя», «утиязычная нация» отражали собственно узкую этническую принадлежность. В удинском языке отсутствует слово, маркирующее этничность – эквивалент слов «народ», «нация», их заменяют заимствованные из тюркского языка слова xalq, milleti.

Ключевые словаКавказская Албания, Шеки, Кабала, апостол Егише, Армянская церковь, тюркоязычные удины, исламизация
Получено27.08.2021
Дата публикации29.10.2021
Кол-во символов30481
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Вплоть до XVIII в. на севере современного Азербайджана преобладало местное кавказско-албанское население в лице мусульман-суннитов – лезгин, цахуров, рутулов, аварцев, ингилойцев, хапутлинцев, джеков, крызов, хиналугцев и др., а также удин-христиан. Отдавая дань скептицизму о более или менее точной этнической идентификации и локализации современных этнонимов и этнонимов XVIII века с этнонимами тысячелетней и более древней давности, а также проблемному вопросу прямой преемственности не всегда ясных этно-языковых идентификационных названий населения бывшей Кавказской Албании [Аликберов, 2015, с. 129–147], укажу только, что для данной статьи вполне достаточен контурный консенсус в понимании топографии, этнонимики и названий северо-западной части Кавказской Албании – Шаки (Шеки) и Кабалы. В их локализации разногласий нет.
2 В регионе Шаки и Кабалы в начале XVIII в. большинство населения составляли христиане, в частности, удины с примесью пришлого с юга армянского населения. Такой расклад имел свои предпосылки из-за особенного значения регионов Шаки и Кабалы в политико-религиозной жизни раннесредневековой Кавказской Албании и в период второго царства Албании IХ–XI вв.
3 Известно, что духовный центр в дохристианской Албании был в зоне Шаки, где располагалась храмовая область Селены-Анахиты во главе с верховным жрецом – вторым лицом после царя Албании [Strab. XI, IV, 7], а светский центр – в столице Кабале (лат. Cabalaca, греч. Χαβαλα; арм. Kapałak/Կապաղակ) вплоть до образования Албанского марзпанства в V в. и появления новой столицы – город Партав. В VII в. при албанском католикосе Егиазаре (680–686), бывшим епископом Шаки, при попытке освобождения от юрисдикции армянского католикосата была создана легенда, нарратив новой версии о распространения христианства в Албании [Акопян, 1987, c. 196–199]. Согласно этой легенде, христианство в Албании было распространено не через Армению, как повествовала христианская традиция с IV в., а собственным путем, через «албанского», отличного от Армении и армян, апостола Елиша (в армянских источниках – Եղիշե, Ełishe, Егише; ивр. ‏אֱלִישַׁע‏‎ – Элиша), пришедшего непосредственно из Иерусалима в I веке, минуя Армению: «С тремя учениками он прибыл в гавар Ути… в Гисе построил церковь и отслужил обедню. На этом месте была основана наша, Восточного края, церковь. И стало [то место] духовной столицей и местом просвещения жителей Востока» [Каланкатуаци, 1984, гл. I, 6, c. 25–26]. В опубликованной в 1991 г. статье я пыталась показать, что в данном сообщении Каланкатуаци «гавар Ути» соответствует региону Шаки, где и поныне находятся сакрализованные места деятельности апостола Егише [Аракелян (Харатян), 1991, с. 69–86].
4 Созданная легенда о «собственном апостоле» в определенном смысле «албанизировала / национализировала» распространение христианства в Албании, создавая предпосылки для независимости Албанской апостольской церкви. В дальнейшем, независимо от степени зависимости и/или свободы собственно Албанского католикосата, роль Шаки и нарратив об апостоле Егише помимо других начинаний приобрели сильные социокультурные и даже этноцентрические функции среди христиан-албан. Слово «апостол», по-армянски аракйал (этимологически от слова аракел [առաքել] – «послать, посылать, отправлять, переслать, пересылать», в церковном языке – «апостол», греч. ἀπόστολος«посол, посланник, представитель»), со временем стало и антропонимом Аракел, а апостол Елиша в народной речи стал известен, как Егиш Аракел. Названные в нарративе места деятельности Елиша сакрализовались и стали играть заметную роль в религиозных практиках албан. Памятники и церкви Егише Аракела были распространены в ареале левобережья Куры, в особенности в регионах Шаки, Кабалы и Ареши. До сих пор среди удин передаются фольклорные рассказы о Егише Аракеле, но в устном нарративе бывший апостол этнизирован – удинизирован [Харатян, 2001, с. 49–61; 2010, с. 19–75; Харатян-Аракелян, 2010, с. 435–495].

Всего подписок: 3, всего просмотров: 671

Оценка читателей: голосов 0

1. Aл-Мукаддаси, Шамс ад-Дин. Лучшее разделение для познания климатов. Пер. В.М. Бейлиса. Восточное историческое источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. Вып. 2. М.: Наука, 1994.

2. Акопян А. Албания-Алуанк в греко-латинских и древнегреческих источниках. Ереван: Издательство Академии Наук Армянской ССР, 1987.

3. Акопян А.А. К хронологии завершения этноконсолидации удинов и лезгин (период ослабления Арабского халифата). Albania Caucasica. Вып. 1. М.: ИВ РАН, 2015. С. 129–147.

4. Аликберов А.К. Народы и языки Кавказской Албании. О языковом континууме как альтернативе койне. Язык письменности и «язык базара». Albania Caucasica. Вып. 1. М.: ИВ РАН, 2015. С. 81–116.

5. Алишан, Гевонд. Топографическое описание Великой Армении. Венеци: Св. Лазарь, 1855.

6. Анания, Католикос армян. О восстании дома Албании, [о том, что] время от времени рукоположение [албанского Католикоса] происходило вне престола Святого Просветителя. Арарат. 1897. № 3. С. 124–144.

7. Аракелян (Харатян) Г. Почитание Егище Аракела среди удин и к вопросу локализации провинции Ути. Вестник общественных наук АН РА. 1991. № 6. С. 69–86.

8. Арасханiанц А.Н. Экономический быт государственных крестьян Нухинского уезда, Елисаветпольской губернии. Материалы для изучения экономического быта Государственных крестьян Закавказского края. T. VI. Ч. I. Тифлис, 1887.

9. Армяно-русские отношения в первой трети XVIII в. Сборник документов. Т. 2. Ч. 2. Ереван: Издательство Академии Наук Армянской ССР, 1967.

10. Бакиханов, Аббас-Кули-Ага. Гюлистан-и Ирам. Редакция, комментарии, примечания и указатели З.И. Буниятова. Баку: Элм, 1991.

11. Балаян М.Г. Антипрестольный албанский католикосат в Ч’алет’е (XV в.). Albania Caucasica. Вып. 1. M.: ИВ РАН, 2015. С. 252–260.

12. Бархутарянц М. Страна Алуанк и соседи. Тифлис, 1893. 2-e изд.: Страна Алуанк и соседи. Арцах. Ереван: Гандзасар, 1999.

13. Гукасян В. Удино-азербайджанско-русский словарь. Баку: Элм, 1974.

14. Гукасян В.Л. Кавказский языковой ареал и вопрос субстрата. Лингвистическая география и проблема истории языка. Ч. 1. Нальчик, 1981. С. 101–108.

15. Джалалянц С. Путешествие по Великой Армении. Т. 2. Тпхис, 1858.

16. Драсханакертци, Иованнес. История Армении. Пер. с древнеарм., вступ. cт. и коммент. М.О. Дарбинян-Меликян. Ереван: Советакан грох, 1986.

17. Есайи, Католикос Агванский из Гасан Джалалянов. Краткая история страны Агванк. Иерусалим: Типография Апостолского престола святого Иакова, 1868.

18. Каланкатуаци, Мовсэс. История страны Алуанк. Перевод с древнеарм. Ш.В. Смбатяна. Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1984.

19. Карапетян А. Слова «Чагаг», «Чала» и их топонимичческие приминения. Историко-филологический журнал. 1982. № 2. С. 153–161.

20. Крымский А. Страницы из истории северного или кавказского Азербайджана (классической Албании), Шеки. Памяти академика Н.Я. Марра. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1938. С. 369–384.

21. Лалаян Е. Раскопки в сел. Нидж и Варташен Нухинского уезда. Известия Кавказского отдела Московского археологического общества. Вып. 5. Тифлис, 1919. С. 37–47.

22. Лалаян Е. Удины Нижа и Вардашена с этнографической точки зрения. Ереван, 1926.

23. Летопись Картли. Перевод Г.В. Цулая. Тбилиси: Мецниереба, 1982.

24. Марр Н. Аркуанъ, монгольское название христиан, в связи с вопросом об армянах-халкидонитах. Византийский временник. Т. XII. СПб., 1906. С. 1–68.

25. Меликсет-Бек Л. Грузинские источники об Армении и армянах Т. 1 (5–12 вв.). Ереван, 1934.

26. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента в X–XI веков. М.: Издательство восточной литературы, 1963.

27. Мурадян П.М. Христианские древности грузино-армяно-Дагестанской контактной зоны в начале XIV века. Albania Caucasica. Вып. I. М.: ИВ РАН, 2015. С. 236–237.

28. Овсепян Г. Очерки об утийских и мусульманизированных армянах. Тпхис, 1904.

29. Описание Шекинской провинции, составленное в 1819 г. генерал-майором Ахвердовым. Тифлис, 1866.

30. Памятник Католикоса Симеона. Диван истории армян. Т. 3. Подготовил к изданию с биографией и комментариями Гют Аганянц. Тифлис: Типография Шарадзе, 1894.

31. Петрушевский И.П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI – начале XIX вв. Л.: Издательство ЛГУ, 1949.

32. Саргис, Камал. Об обычаях, праздниках и быте удинского села Ниж. Рукопись в Матенадаре им. Маштоца, архив Сенекерима Тер-Акопяна, папка 72.

33. Тер-Гевондян А. Замечания о слове «Востикан». Patma-banasirakan handes (Историко-филологический журнал). Ереван, 1962. №. 4. С. 243–248.

34. Харатян Г. Апостол Егише и его миссия. Армянские святые и святыни. Ереван: Айастан, 2001. С. 49–61.

35. Харатян Г. К вопросу об апостоле Егише, Григорисе и христианизации Кавказской Албании (По поводу публикации рукописи кавказско-албанского алимпсеста). Bazmavep: Арменоведческий-филологический-литературный журнал. Том CLXVIII. № 1–2. Венеция, Св. Лазарь, 2010. С. 19–75.

36. Харатян Г.C. «Алванские этнонимы» армяских источников в современной ономастике лезгиноязычных групп. Albania Caucasica. Вып. I. М.: ИВ РАН, 2015. С. 160–172.

37. Харатян-Аракелян Г. Религия и верования удин в XIX–XX вв. Handes Amsorya. Т. CXXIV. Вена–Ереван, 2010. С. 435–495.

38. Чамчянц М. История Армении с начала мироздания до года Господня 1784. Т. 3. Венеция, 1786.

39. Ширвани А. Этнографические материалы села Нидж Аз.ССР. Рукопись в архиве ин-та Археологии и этнографии НАН РА, папка 35.

40. Эзов Г.А. Сношения Петра Великого с армянским народом. Документы. СПб.: Императорская Академия наук, 1898.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх