Малые династии раннесредневековой Бенгалии по сведениям эпиграфики: династия Варманов (ок. 1050-1125)

 
Код статьиS086919080016043-4-1
DOI10.31857/S086919080016043-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, Доцент РГГУ
Аффилиация:
Институт востоковедения РАН
Российский государственный гуманитарный университет
Адрес: Москва, ул. Рождественка, 12
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы48-59
Аннотация

Представлено описание социально-политического и экономического состояния юго-восточных районов Бенгалии на рубеже XI и XII вв., в относительно короткий период существования там династии Варманов, на основании сведений, содержащихся в их надписях. Период правления династии не превышал ¾ века, за это время на престоле Варманов сменились четыре правителя: Джатаварман, его сыновья Хариварман и Самалаварман и сын последнего Бходжаварман, от которых осталось семь источников: две рукописи и пять надписей, из них три жалованных грамоты, составленных от имени Харивармана, Самалавармана и Бходжавармана, и две надписи на крупных объектах, относящихся к времени правления Харивармана и Бходжавармана. Две первые из трёх жалованных грамот имеют плохую сохранность, и потому не могут быть прочитаны полностью, хорошо читается только жалованная грамоты Бходжавармана. Из двух надписей на крупных объектах одна является панегириком брахману Бхатте Бхавадеве, являвшимся министром мира и войны при дворе Харивармана, а другая составлена мелким феодалом во время правления Бходжавармана.

Рассмотрение жалованных грамот династии показывает, что Варманы были ‘региональной’ династией, чьи интересы не простирались далее территории Бенгалии. Их статус позволял им самостоятельно совершать пожалования, но в то же время их можно отнести к мелким независимым правителям, составляющих окружение регионального гегемона – династии Палов. В свою очередь, надписи на крупных объектах, относящиеся к правлению династии Варманов, свидетельствуют о существовании в их княжестве системы администрации нескольких уровней, а также о наличии сложившихся товарно-денежных отношений и интенсивных социальных и экономических связей территорий, подконтрольных Варманам, с остальной Бенгалией, а также с другими регионами не только Индии, но и возможно и более отдалённых стран. Следует также подчеркнуть, что именно в их надписях содержится самое раннее свидетельство присутствия в Бенгалии мусульман.

Ключевые словараннесредневековая Индия, раннесредневековая Бенгалия, исторические источники, эпиграфика, жалованные грамоты, надписи на крупных объектах
Получено27.07.2021
Дата публикации24.08.2021
Кол-во символов35354
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 История раннесредневековой Северной Индии – это, в основном, история малых династий и мелких государственных образований. Более или менее крупных государственных образований и правящих кланов было совсем немного; длительность их правления обычно не превышала полутора-двух веков. Исключения наблюдались крайне редко. Одним из таких исключений была династия бенгальских Палов, правивших в Северной Бенгалии четыре столетия: с середины VIII до второй половины XII вв. Их домен располагался в северной части территории, очертаниями напоминающей ромб, образованный руслами Падмы (продолжение Ганги), Джамуны (продолжение Брахмапутры), Махананды (северный приток Ганги) и Тисты (западный приток Брахмапутры), однако подконтрольные им владения временами простирались на всю Бенгалию вплоть до области Читтагонг на восточном побережье Бенгальского залива, и на часть Бихара, расположенную вдоль русла Ганги, заходя иногда в восточные пределы современного штата Уттар Прадеш, достигая древнего Варанаси.
2 Основной и зачастую единственный источник по истории рассматриваемого периода – эпиграфика или надписи. Североиндийскую раннесредневековую эпиграфику можно условно разделить на три типа: жалованные грамоты на медных табличках, надписи на крупных и на малых объектах [см. Столяров, 2019, с. 14-18].
3 На сегодняшний день известно о 218 источниках – надписях и колофонах1 рукописей, относящихся к Бихару и Бенгалии и содержащих упоминания правителей Палов и соседних с ними династий. При этом к династии Палов и связанным с ними правителям относятся 166 источников, или больше ¾ от общего количества, а остальные 52 содержат упоминания правителей соседних с Палами династий [см. «Общий список источников …» в Столяров, 2020(1), с. 236-278]. Примечательно, что структура распределения по типам внутри этих двух подвыборок существенно различна. Так, среди 166 источников, относящихся к Палам, надписей – 132, из них значительно больше половины – 72 – это надписи на малых объектах, 34 или чуть больше четверти – надписи на крупных объектах, и 26 или почти пятая часть – жалованные грамоты. Напротив, из 52 источников, содержащих упоминания соседей Палов, надписей – 50, из них подавляющее большинство – 39 – это жалованные грамоты, шесть надписей на крупных и пять – на малых объектах. 1. колофон – текст на последней странице рукописной или старинной печатной книги, где сообщаются сведения об авторе, времени и месте создания этого произведения
4 Причина столь разительного расхождения в типологическом распределении источников Палов и их соседей до сих пор остаётся загадкой.
5 Одной из малых династий, соседствовавших с Палами и правившими в юго-восточных районах Бенгалии к северу от русла Мегхны неподалёку от её слияния с Падмой, были Варманы. Полагают, что они в середине XI в. пришли на смену династии Чандров при содействии Карны или Лакшмикарны (ок. 1041-1073) из династии Калачуриев из Трипури, правившей в Центральной Индии. Во всяком случае, это произошло после его набега в Бенгалию, состоявшегося ок. 1048-10492]. 2. о вторжении Карны в Бенгалию свидетельствуют его надписи из Пайкоре [Mirashi, 1955(1)] и Ревы [Mirashi, 1955(2)]. Кроме того, надпись Наяпалы из Сияна содержит сообщение о разгроме армии Карны войсками Наяпалы [Sircar, 1972-73; см. также Столяров, 2020(1), с. 154, 174-175

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 608

Оценка читателей: голосов 0

1. Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма: главные имена, основные термины и доктринальные понятия. М.: Вестком, 2000 [Androsov V.P. Dictionary of Indian-Tibetan and Russian Buddhism: Main Terms and Dogmas. Moscow: Vestcom, 2000] Столяров А.А. Средневековая бенгальская поэма «Рамачарита» (фрагмент). Народы Азии и Африки. 1983. № 3. С. 133-144 [Stolyarov A.A. Mediaeval Bengali Poem “Rāmacharita” (A Fragment). Narody Azii i Afriki. 1983. No 3. Pp 133-144 (in Russian)]. Столяров А.А. История Бенгалии и Бихара эпохи Палов (VIII-XII вв.) по материальным источникам. Часть I. Эпиграфика: историография, источники. М.: ИВ РАН, 2019 [Stolyarov A.A. The History of Bengal and Bihar during the Pāla Epoch (ca 8th-12th cents). Part II. Epigraphics: Historiography, Sources. Moscow: IOS RAS, 2020 (in Russian)]. Столяров А.А. История Бенгалии и Бихара эпохи Палов (VIII-XII вв.) по материальным источникам. Часть II. Эпиграфика: социально-политическая история. М.: ИВ РАН, 2020 [Stolyarov A.A. The History of Bengal and Bihar during the Pāla Epoch (ca 8th-12th cents). Part II. Epigraphics: Social-Political History. Moscow: IOS RAS, 2020 (in Russian)]. Столяров А.А. Важный источник по истории Бенгалии. Эпиграфика Востока. 2020. Вып. 35. С. 188-193. DOI 10.31696/0131-1344-2020-189-193 Banerji R.D. The Belabo Grant of Bhojavarman. Journal & Proceedings of the Asiatic Society of Bengal. New Series. 1914. Vol. 10. – Pp. 121-129 Basak R.G. Belava Copper-plate of Bhojavarmadeva. The Fifth Year. Epigraphia Indica. 1913-14. Vol. 12. Pp. 37-43 Bhattasali N.K. Two Grants of Varmans of Vanga. Epigraphia Indica. 1953-54. Vol. 30. Pp. 255-263 Furui R. Indian Museum Copper Plate Inscription of Dharmapala, Year 26: Tentative Reading and Study. South Asian Studies. London, 2011. – Vol. 27, No 2. – Pp. 145-156. Furui R. Sujanagar Stone Inscription of the Time of Bhojavarman, Year 7. Pratna Samiksha. A Journal of Archaeology. New Series. Kolkata, 2019. Vol. 10. Pp. 115-122 Kielhorn F. Eulogy of Bhaṭṭa-Bhavadeva, Bālavalabhībhujaṅga. Epigraphia Indica. 1900-01. Vol. 6. Pp. 203-207 Majumdar N.G. (ed., tr., notes) Inscriptions of Bengal. Rajshahi, 1929. Vol. 3. Containing Inscriptions of the Chandras, the Varmans and the Senas, and of Isvaraghosha and Damodara. Mirashi V.V., ed. Paikore Stone Inscription of Karna. Corpus Inscriptionum Indicarum. Ootacamund, 1955. Vol. 4: Inscriptions of the Kalachuri-Chedi Era. Pt. 1. Pp. 250-252 Mirashi V.V., ed. Rewa Stone Inscription of Karna: (Kalachuri) Year 800. Corpus Inscriptionum Indicarum. Ootacamund, 1955. Vol. 4: Inscriptions of the Kalachuri-Chedi Era. Pt. 1. Pp. 263-275 Monier-Williams M. A Sanskrit-English Dictionary. Etymologically and Philologically Arranged with Special Reference to Cognate Indo-European Languages. Oxford: Clarendon Press, 1899 Mukherji R., Maity S.K. Corpus of Bengal Inscriptions Bearing on History and Civilization of Bengal. Calcutta : K.L. Mukhopadhyay, 1967. Sircar D.C. Indian Epigraphical Glossary. Delhi, etc.: Motilal Banarsidas, 1966. Sircar D.C. Siyān Stone Slab Inscription of the Time of Nayapāla. Three East Indian Inscriptions of the Early Mediaeval Period. Journal of Ancient Indian History. 1972-73. Vol. 6, Pt. 1-2. Pp. 39-47

Система Orphus

Загрузка...
Вверх