Деятельность и полномочия соправителя царя в Селевкидской Вавилонии: пример Антиоха I

 
Код статьиS086919080009907-4-1
DOI10.31857/S086919080009907-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: аналитик
Аффилиация: РГГУ
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы51-64
Аннотация

Институт соправительства играл важную роль в самых разнообразных сферах жизни селевкидского государства. Прежде всего, он рассматрива-ется как инструмент легитимной передачи власти от царя его наследнику. Второй его важной функцией была административная. Наследник престо-ла, будучи правителем вверенной ему части царства, в сущности, выполнял функции верховного администратора этих территорий. Однако именно эта сторона соправительства освещена существенно слабее по сравнению с пер-вой, династической. Главная трудность заключается в отсутствии каких-либо свидетельств об административной деятельности селевкидских со-правителей в античной нарративной традиции. Основным источником служит ряд вавилонских хроник (BCHP 5–8), относящихся ко времени перво-го в истории государства соправительства Селевка I и его сына Антиоха I (294–281 гг. до н.э.). 

Эти тексты обладают особой ценностью в том числе и потому, что се-левкидские престолонаследники (включая Антиоха I) чаще всего получали в управление восточные сатрапии царства, в связи с чем немало времени про-водили в Вавилонии. Благодаря данным хроник стало возможным узнать о роли соправителя во многих аспектах социально-экономической жизни реги-она – регулировании земельных вопросов, активном участии в строитель-стве и восстановлении культовых сооружений (например, храмовых ком-плексов Эсагилы и Эзиды), участии в религиозных ритуалах, контактах с локальными элитами и др. И хотя имеющиеся источники характеризуют ситуацию на протяжении сравнительно небольшого временного отрезка – в течение одного поколения, надо полагать, что полученные результаты в общих чертах могут прояснить природу власти и сущность администра-тивных функций «младшего царя» в целом. Таким образом, институт со-правительства должен рассматриваться в том числе и как элемент слож-ной системы управления провинциями в державе Селевкидов.

Ключевые словаэллинизм, Селевкиды, эллинистическая Вавилония, институт соправительства, Антиох I
Получено09.06.2020
Дата публикации22.06.2020
Кол-во символов38679
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Институт соправительства – важная составляющая эллинистической монархии. Правители сильнейших династий – Селевкиды, Антигониды, Птолемеи, Атталиды – прибегали к подобной практике в различные периоды своей истории, желая сформировать максимально удобные условия для мирной и легитимной передачи власти от правящего царя к его преемнику, которым обычно (хотя и не обязательно) являлся старший сын правителя1. Наиболее показательной считается селевкидская модель соправительства. Во-первых, в этом государстве такое разделение власти практиковалось особенно часто и просуществовало на протяжении более чем ста лет2. Во-вторых, именно от Селевкидов осталось больше всего информации (хотя все равно весьма скудныой) о сущности данного явления в эпоху эллинизма в целом. 1. * Работа выполнена в рамках гранта РНФ «Дискурс государственной власти в древних обществах и рецепция его элементов в мировых и российских общественно-политических практиках», код проекта 19-18-00549.

2. Точно засвидетельствованные соправительства в династии Селевкидов: при Селевке I – Антиох I (294–281 гг.; здесь и далее все указанные датировки – до н.э.); при Антиохе I – Селевк (280/279–266 гг.) и Антиох II (266–261 гг.), при Антиохе III – Антиох Младший (210/209–193/192 гг.) и Селевк IV (189–187 гг.), при Антиохе IV – Антиох, сын Селевка IV (175–170 гг.), и Антиох V (165–164 гг.). Предполагаемые, но не вполне доказанные соправительства: при Антиохе II – Селевк II (246 г.), при Селевке II – Антиох Гиеракс (ок. 236 г.), при Селевке III – Антиох III (223/222 г.).
2 Наши сведения о селевкидских соправителях зачастую ограничиваются лишь лаконичными упоминаниями в датировочных формулах клинописных текстов или малоазийских надписей или скупыми строками нарративной традиции3. Притом античным историкам известна лишь внешнеполитическая деятельность соправителей – их участие в военных кампаниях и дипломатических акциях. И даже такие данные подаются существенно искаженными и приправленными всевозможными сплетнями4. Этот неутешительный факт вполне объясним: древние авторы (а это преимущественно римские историки) не были достаточно хорошо осведомлены о том, что на самом деле происходило в довольно отдаленные времена (III–II вв. до н.э.) в столь далеких от них краях. Ситуация в какой-то мере компенсируется лишь клинописными хрониками из эллинистической Вавилонии, которые сообщают отрывочные сведения о внутриполитической деятельности селевкидских соправителей. Эти тексты ценны не только как «внутренний» и современный описываемым событиям источник: в селевкидской практике наследника престола нередко назначали правителем именно восточных областей царства. Его главной резиденцией была Селевкия-на-Тигре – столица Верхних сатрапий царства, находившаяся относительно недалеко от Вавилона. Таким образом, значительный объем деятельности «младшего царя» приходился именно на этот регион, а значит, вавилонские хроники должны передавать информацию фактически «из первых рук». 3. Некоторое исключение представляет собой письмо Антиоха Младшего, сына Антиоха III, гражданам Магнесии-на-Меандре (ΙMagnesia 19 = OGIS 232 = RC 32) касательно учреждения культа Артемиды Левкофриены. Его же авторству, возможно, принадлежат и два царских послания теосцам; подробнее: [Ma, 2000, p. 317–321].

4. Самый яркий пример – расхожий сюжет об убийстве царями собственных сыновей. Разумеется, такие трагедии иногда действительно имели место и не только в древние времена. В истории эллинизма, кажется, не вызывают сомнений сообщения о том, что диадох Лисимах убил своего наследника Агафокла или о том, что царь Македонии Филипп V имел отношение к смерти своего сына Деметрия. Обстоятельства этих убийств изложены достаточно подробно, а сами свидетельства не имеют противоречий. Иначе дело обстоит со слухами о казнях селевкидских царевичей Селевка (Антиохом I) и Антиоха (Антиохом III). Несостоятельность этих обвинений показана в статьях: [Берзон, 2015(1), с. 60–61; 2015(2)].
3 На данный момент исследователи располагают четырьмя хрониками (BCHP 5–8), в которых освещается деятельности mār šarri («сына царя») в городе Вавилоне и его окрестностях. Две из них известны достаточно давно: «Хроника об Антиохе и храме Сина» (BCHP 5)5 и «Хроника об Антиохе, Бактрии и Индии» (BCHP 7) имеются в изданиях А.К. Грейсона (ABC 11 и ABC 13A соответственно) и Ж.Ж. Гласснера (CM 32 и CM 36), однако на данный момент наиболее полными можно считать транслитерации, выполненные Р. ван дер Спеком и его коллегами. Ими же были прочитаны и два новых, прежде не введенных в научный оборот текста – «Хроника о руинах Эсагилы» (BCHP 6) и «Хроника можжевелового сада» (BCHP 8). Работая над данной статьей, я опиралась в первую очередь именно на эти новейшие транслитерации, хотя, разумеется, более ранние издания также были учтены6. 5. См. комментарий Дж. Дель Монте к этой хронике: [Del Monte, 1997, p. 194–195].

6. [Van der Spek, 2006, p. 284–303; Idem. Chronicle concerning Antiochus and the Sin temple (BCHP 5; URL: >>>> ; >>>> ); Idem. Ruin of Esagila chronicle (BCHP 6; URL: >>>> ; >>>> Idem. Antiochus and India chronicle (BCHP 7; URL: >>>> >>>> ); Idem. Juniper garden chronicle (BCHP 8; URL: >>>> ; >>>> )].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 853

Оценка читателей: голосов 0

1. Балахванцев А.С. Политическая история ранней Парфии. Москва: ИВ РАН, 2017.

2. Берзон Е.М. К вопросу о титулатуре соправителя в царстве Селевкидов. Antiquitas Aeterna. Вып. 4. Под ред. А.В. Махлаюка и О.Л. Габелко. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2014. С. 105–118.

3. Берзон Е.М. Антиох – наследник и соправитель великого царя Антиоха. Проблемы истории, филологии, культуры. 2015(1). № 2. С. 52–64.

4. Берзон Е.М. Был ли заговор? К династической истории первых Селевкидов. Восток (Oriens). 2015(2). № 5. С. 19–27.

5. Бикерман Э. Государство Селевкидов. Пер. с фр. Л.М. Глускиной. Отв. ред. И.С. Свенцицкая. М.: Наука, 1985.

6. Габелко О.Л. К династической истории эллинистической Каппадокии: царский дом Ариаратидов. Античный мир и археология. Вып. 13. Саратов: Изд-во СГУ, 2009. С. 92–119.

7. Климов О.Ю. Пергамское царство. Проблемы политической истории и государственного устройства. Санкт-Петербург: Изд-во факультета филологии и искусств СПбГУ; Нестор-История, 2010.

8. Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. Москва: Наука, 1979.

9. Кузьмин Ю.Н. Деметрий II – соправитель Антигона Гоната. Antiquitas Aeterna. Вып. 1. Казань: Отечество, 2005. С. 59–72.

10. Кузьмин Ю.Н. Аристократия Берои в эпоху эллинизма. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2013.

11. Саркисян Г.Х. О городской земле в селевкидской Вавилонии. Вестник древней истории. 1953. № 1. С. 59–73.

12. Смирнов С.В. Первый опыт соправительства в государстве Селевкидов. Вестник древней истории. 2009. № 4. С. 159–168.

13. Aperghis G.G. The Seleukid Royal Economy. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.

14. Bernard P. Nouvelle contribution de l'épigraphie cunéiforme à l'histoire hellénistique. Bulletin de correspondance hellénique. 1990. Vol. 114. Pp. 513–541.

15. Boiy T. Late Achaemenid and Hellenistic Babylon. Leuven: Peeters Publishers, 2004.

16. Bopearachchi O. La politique monétaire de la Bactriane sous les Séleucides. Topoi. Orient-Occident. Suppl. 6. 2004. Pp. 349–369.

17. Breebaart A.B. King Seleucus I, Antiochus, and Stratonice. Mnemosyne. 1967. Vol. 20, No. 2. Pp. 154–164.

18. Brodersen K. Der liebeskranke Königssohn und die seleukidische Herrschaftsauffassung. Athenaeum. 1985. Vol. 63. S. 459–469.

19. Capdetrey L. Le pouvoir séleucide. Territoire, admnistration, finances d'un royaume hellénistique (312–129 avant J.-C.). Rennes: PU Rennes, 2007.

20. Cohen G. The Hellenistic Settlements in the East from Armenia and Mesopotamia to Bactria and India. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 2013.

21. Corò P. Seleucid Tablets from Uruk in the British Museum. Text Editions and Commentary. Venezia: Edizioni Ca’Foscari, 2018.

22. Del Monte G.F. Testi dalla Babilonia Ellenistica. Vol. I: Testi Cronografici. Pisa; Roma: Istituti editoriali e poligrpici internazionali, 1997.

23. George A.R. House Most High: The Temples of Ancient Mesopotamia. Winona Lake: Eisenbrauns, 1993.

24. George A.R. Xerxes and the Tower of Babel. The World of Achaemenid Persia. History, Art and Society in Iran and the Ancient Near East. Proceedings of a conference at the British Museum 29th September–1st October 2005 / J. Curtis and St J. Simpson (eds.). London; New York: I.B. Tauris, 2010. Pp. 471–480.

25. Glassner J. J. Mesopotamian Chronicles. B. Foster (ed.). Leiden; Boston, 2005.

26. Grainger J.D. A Seleukid Prosopography and Gazetteer. Leiden; New York; Köln: Brill, 1997.

27. Grainger J.D. The Rise of the Seleukid Empire (323–223): Seleukos I to Seleukos III. Barnsley: Pen & Sword, 2014.

28. Gygax M.D. Zum Mitregenten des Ptolemaios II. Philadelphos. Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. 2002. Bd. 51, No. 1. S. 49–56.

29. Habicht C. Kronprinzen in der Monarchie der Attaliden? Gerión Anejos. 2005. Vol. 9. Pp. 119–126.

30. Holton J.R. The Ideology of Seleukid Joint Kingship: The Case of Seleukos, son of Antiochos I. The Seleukid Empire 281–222 BC: War within the Family. K. Erickson (ed.). Swansea: The Classical Press of Wales, 2018. Pp. 101–128.

31. Horowitz W. Antiochus I, Esagil, and A Celebration of the Ritual for Renovation of Temples. Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale. 1991. No. 1. Pp. 75–77.

32. Houghton A., Lorber C., Hoover O. Seleucid Coins. A Comprehensive Catalogue. P. 1–2. New York: The American Numismatic Society; Lancaster; London: Classical Numismatic Group, 2002–2008.

33. Kogan L. Genealogical Classification of Semitic. Boston; Berlin: De Gruyter, 2015.

34. Kosmin P. Seleucid Ethnography and Indigenous Kingship: The Babylonian Education of Antiochus I. The World of Berossos. Proceedings of the 4th International Colloquium on “The Ancient Near East between Classical and Ancient Oriental Traditions”, Hatfield College, Durham 7th–9th July 2010. J. Haubold, G.B. Lanfranchi, R. Rollinger, J. Steele (eds.). Wiesbaden: Harrassowitz Verl., 2013. Pp. 199–212.

35. Kuhrt A. Berossus’ Babylonika and Seleucid Rule in Babylonia. Hellenism in the East. The interaction of Greek and non-Greek civilizations from Syria to Central Asia after Alexander. A. Kuhrt, S. Sherwin-White (eds.). London: Duckworth, 1987. Pp. 32–56.

36. Linssen M.J.H. The Cults of Uruk and Babylon. The Temple Ritual Texts as Evidence for Hellenistic Cult Practice. Leiden: Brill, 2004.

37. Ma J. Antiochus III and the Cities of Western Asia Minor. Oxford: Oxford University Press, 2000.

38. Mastrocinque A. Manipolazione della storia in eta' ellenistica: i Seleucidi e Roma. Roma: 'Erma di Bretschneider, 1983.

39. McEwan G. Priest and Temple in Hellenistic Babylonia. Wiesbaden: F. Steiner Verl., 1981.

40. Mehl A. Seleukos Nikator und sein Reich. Lovanii: Studia Hellenistica, 1986.

41. Monerie J. D'Alexandre à Zoilos. Dictionnaire prosopographique des porteurs de nom grec dans les sources cunéiformes. Stuttgart, F. Steiner Verl., 2014.

42. Murnane W.J. Ancient Egyptian Coregencies. Chicago: University of Chicago Publ., 1977.

43. Ogden D. The Legend of Seleucus. Kingship, Narrative and Mythmaking in the Ancient World. Cambridge: Cambridge University Press, 2017.

44. Pinches T.G. The Cuneiform Inscriptions of Western Asia. Vol. V. London: Lithographed by R.E. Bowler, 1884.

45. Sachs A.J., Wiseman D.J. A Babylonian King List of the Hellenistic Period. Iraq. 1954. Vol. 16, No. 2. Pp. 202–212.

46. Sherwin-White S. Babylonian Chronicle Fragments as a Source for Seleucid History. Journal of Near Eastern Studies. 1983. Vol. 42, No. 4. Pp. 265–270.

47. Sherwin-White S., Kuhrt A. From Samarkhand to Sardis: a new approach to the Seleucid Empire. Berkeley; Los Angeles: Duckworth, 1993.

48. Skuse M.T. Coregency in the reign of Ptolemy II: Findings from the Mendes Stela. The Journal of Egyptian Archaeology. 2017. Vol. 103, No. 1. Pp. 89–101.

49. Smith S. Babylonian Historical Texts Relating to the Capture and Downfall of Babylon. London: Methuen, 1924.

50. Strootman R. Courts and Elites in the Hellenistic Empires: The Near East After the Achaemenids, c. 330 to 30 BCE. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2014.

51. Van der Spek R.J. The Astronomical Diaries as a Source for Achaemenid and Seleucid History. Bibliotheca Orientalis. 1993. Vol. 50, No. 1/2. Pp. 91–101.

52. Van der Spek R.J. The Size and Significance of the Babylonian Temples under Successors. La transition entre l'empire achéménide et les royaumes hellénistiques (vers 350 300 av. J. C.). Actes du colloque organisé au Collège de France par la « Chaire d'histoire et civilisation du monde achéménide et de l'empire d'Alexandre » et le « Réseau international d'études et de recherches achéménides » (GDR 2538 CNRS), 22 23 novembre 2004. P. Briant, F. Joannès (eds.). Paris: De Boccard, 2006. Pp. 261–307.

53. Waerzeggers C. The Babylonian Chronicles: Classification and Provenance. Journal of Near Eastern Studies. 2012. Vol. 71, No. 2. Pp. 285–298.

54. Waerzeggers C. Manuscript and archive: who wrote and read Babylonian chronicles? Conceptualizing Past, Present and Future: Proceedings of the Ninth Symposium of the Melammu Project held in Helsinki, Tartu, May 18–24, 2015. S. Fink, R. Rollinger (eds.). Münster: Ugarit-Verlag, 2018. Pp. 335–346.

55. Zamazalová S. The Education of Neo-Assyrian Princes. The Oxford Handbook of Cuneiform Culture. K. Radner, E. Robson (eds.) Oxford: Oxford University Press, 2011. Pp. 313–333.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх