Древнекитайская экономическая мысль и французский академический контекст 1930-х годов: диссертация Ли Чжаои

 
Код статьиS086919080015545-6-1
DOI10.31857/S086919080015545-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт Дальнего Востока РАН
Адрес: Москва, РФ, 117997 Москва, Нахимовский пр-т, 32
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы219-230
Аннотация

В статье рассматривается вклад исследователя первой половины ХХ в. Ли Чжаои в изучение воздействия древнекитайской мысли на экономическое учение французских физиократов. В качестве ключевой особенности концепции Ли Чжаои выделена трактовка школ даосизма, конфуцианства и легизма как носителей идеи естественного закона, ставшей основополагающей для физиократов. Истолкование китайских учений о морали, ритуале, пути-Дао и законе-фа как различных пониманий естественного закона было нацелено на обоснование китайского воздействия на европейскую мысль эпохи Просвещения. Ли Чжаои считал изучение пришедшей в Европу экономической мысли древнего Китая необходимым для целостного понимания мировой истории экономических учений. Отличительной особенностью исследования Ли Чжаои стало использование европейских концепций, прежде всего анархизма и индивидуализма, для выявления специфики древнекитайской мысли через сопоставления с идеями Ж.-Ж. Руссо, П.А. Кропоткина, М.А. Бакунина, М. Штирнера. Учеба во Франции сформировала у китайского ученого интерес к идеям кооперации. Обращение к наследию Ли Чжаои в современном Китае связано с ростом внимания к проблемам проникновения китайских идей во внешний мир и их признания мировым научным сообществом. История воздействия на французских физиократов XVIII в. была редким примером вклада Китая в развитие мировой экономической науки, призванным стать источником вдохновения для будущих межкультурных взаимодействий. Повышению интереса к идеям Ли Чжаои в Китае способствовало упоминание его имени в работе известного экономиста Й. Шумпетера. В статье рассмотрена история возвращения имени Ли Чжаои в китайский научный оборот в период реформ. Сделан вывод, что официальная политика продвижения во внешний мир «философии и общественных наук с китайской спецификой» будет способствовать поддержанию интереса к истории влияния Китая на европейскую мысль.

Ключевые словаэкономическая наука, республиканский Китай, Ли Чжаои, древнекитайская мысль, французские физиократы, Просвещение
Получено21.08.2021
Дата публикации24.08.2021
Кол-во символов32101
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В Китае начиная с 1980-х гг. научное сообщество уделяет большое внимание теме взаимодействия культур и заимствования знаний. Первоначально китайские авторы были сосредоточены на проблемах влияния Запада на Китай и усвоения западных научных познаний. Ныне в центре внимания находится вопрос китайского воздействия на западную культуру и науку. В процессе развития мировой экономической мысли подобных прецедентов было немного, что придает им в глазах китайских ученых особую ценность.
2 Проблема китайского влияния на французских физиократов XVIII в. уже вышла за рамки исторического исследования и превратилась в источник вдохновения при обсуждении будущей роли Китая на глобальной интеллектуальной сцене. Это повысило ценность старых публикаций на данную тему, увидевших свет в прошлом столетии. Забытые имена их авторов становятся частью современных обсуждений мирового статуса китайской мысли.
3 На рубеже XX–XXI вв. в научный оборот вернулось наследие китайского ученого Ли Чжаои. В 1936 г. он защитил во Франции на факультете права Дижонского университета диссертацию «Основные течения китайской экономической мысли в древности (с VI в. до н.э. по III в. до н.э.) и их влияние на формирование доктрины физиократов» [Ly, 1936]. Работа была нацелена на выявление китайского воздействия на западную экономическую теорию через демонстрацию содержательного сходства древнекитайских идей с европейской мыслью эпохи Просвещения. Обзор школ древнекитайской мысли предшествовал в диссертации обсуждению китайского вклада в становление современной экономической науки. Ли Чжаои попытался выделить «физиократические» аспекты китайской традиции. Он утверждал, что, в отличие от Древней Греции и Древнего Рима, в Китае «в период античности были развитые и иногда даже систематизированные течения экономической мысли» [Ly, 1936, p. 7]. Это позволило заявить об исторических преимуществах китайской традиции: «Китайская экономическая мысль высокой античности имеет большую важность для истории экономических учений, поскольку она предоставляет нам собрание ценных документов, в то время как другие цивилизации в этот период представляются напротив очень бедными в этой сфере» [Ly, 1936, p. 7].
4

Систематизация китайских учений

5 Ли Чжаои исследовал идеи даосизма, конфуцианства, моизма и легизма доциньского периода. Важной особенностью работы стало использование европейских концепций для выявления специфики древнекитайских идей. Ли Чжаои охарактеризовал учения Лао-цзы и Чжуан-цзы как «анархический натурализм» [Ly, 1936, p. 12]. Он пояснил, что Лао-цзы возложил ответственность за войны на «искусственную цивилизацию», оторвавшую народ от естественной простоты Дао. Для спасения людей следовало разрушить цивилизацию и ее порождения: общественные институты, авторитеты, законы, мораль. Основатель даосизма осуждал стремление к роскоши, призывая жить в «райской простоте и полной свободе». С помощью недеяния или невмешательства – «у вэй» – обществом должно править Дао как совершенный естественный закон.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 858

Оценка читателей: голосов 0

1. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995.

2. Кропоткин П. Современная наука и анархия. Петербург; Москва: Голос труда, 1920.

3. Онкен А. История политической экономии до Адама Смита. М.: Тип. М.А. Александрова, 1908.

4. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о науках и искусствах. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. Т. 2. М.: Педагогика, 1981. С. 20–42.

5. Стабурова Е.Ю. Анархизм в Китае. 1900–1921. М.: Наука, 1983.

6. Физиократы. Ф. Кенэ, А.Р.Ж. Тюрго, П.-С. Дюпон де Немур. Избранные экономические произведения. М.: Эксмо, 2008.

7. Шумпетер Й.А. История экономического анализа. Т. 1. СПб.: Экономическая школа, 2001.

8. Ли Чжаои (Li Saou Y李肇义). Чжуннун сюэпай шоу Чжунго гудай чжэнчжи цзинцзи сысян инсян чжи каочжэн (Исследование влияния политических и экономических идей древнего Китая на физиократов; 重农学派受中国古代政治经济思想影响之考证). Шэхуэй яньцзю (Социальные исследования; 社会研究). 1938. Т. 1. № 3. С. 1–30.

9. Си Цзиньпин синь шидай Чжунго тэсэ шэхуэйчжуи сысян сюэси цуншу (Библиотека изучения идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи; 习近平新时代中国特色社会主义思想学习丛书). Ред. Се Фучжань (谢伏瞻). Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ, 2019 https://www.bookuu.com/ebook.php?act=detail&id=77753&sn=59 (accessed: 10.01.2021).

10. Тан Цинцзэн (唐庆增). Чжунго цзинцзи сысянши (История китайской экономической мысли; 中国经济思想史). Пекин: Шанъу иньшугуань, 2010.

11. Тань Минь (谈敏). Фаго чжуннун сюэпай сюэшо дэ Чжунго юаньюань. (Китайские источники учения французских физиократов; 法国重农学派学说的中国渊源). Шанхай: Шанхай жэньминь чубаньшэ, 1992.

12. Тань Минь (谈敏). Цюйцзин цзи (Сборник извилистого пути; 曲径集). Шанхай: Шанхай цайцзин дасюэ чубаньшэ, 2015.

13. У Баосань (巫宝三). У Баосань цзи (Сочинения У Баосаня; 巫宝三集). Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюэ чубаньшэ, 2003.

14. Цзоу Цзиньвэнь (邹进文). Цзиньдай Чжунго цзинцзисюэ дэ фачжань – и люсюэшэн боши луньвэнь вэй чжунсинь дэ каоча (Развитие современной китайской экономической науки: исследование докторских диссертаций китайских студентов, обучавшихся за границей; 近代中国经济学的发展 – 以留学生博士论文为中心的考察). Пекин: Чжунго жэньминь дасюэ чубаньшэ, 2016.

15. Шумпетер Й. [约瑟夫•熊彼特]. Цзинцзи фэньси ши. Ди и цзюань (История экономического анализа. Т. 1; 经济分析史, 第1卷). Пекин: Шанъу иньшугуань, 1991.

16. Chen Huan-chang. The Economic Principles of Confucius and His School. 2 vols. New York: Columbia University, Longmans, Green & co., 1911.

17. Daszyńska-Golińska S. La Chine et le Système physiocratique en France. Varsaviae: Cura et sumptibus Universitatis Liberae Polonae, 1922.

18. Gonnard R. Histoire des Doctrines Économiques. [Vol. II]. De Quesnay à Stuart Mill. Paris: Nouvelle librairie nationale, 1922.

19. Ly Siou Y. Les Grands Courants de la Pensée économique chinoise dans l'Antiquité (du VIe au IIIe siècle avant J.-C.) et leur Influence sur la Doctrine physiocratique. Paris: Jouve & Cie, 1936.

20. Ma Li. L’art de gouverner chinois dans les périodiques de langue française de 1750 à 1789. Montpellier: Presses universitaires de la Méditerranée, 2020. https://books.openedition.org/pulm/4376 (accessed: 10.01.2021).

21. Maverick L.A. Chinese Influence upon the Physiocrats. Economic History. Vol. 3. No. 13. 1938. Pp. 54–67.

22. Quesnay F. Despotisme de la Chine. Œuvres Économiques Et Philosophiques de F. Quesnay, Fondateur Du Systeme Physiocratique. Francfort: J. Baer and Paris: J. Peelman et Cie, 1888. Pp. 564–659.

23. Struve P. L’idée de loi naturelle dans la science économique. Revue d'économie politique. 1921. Vol. 35. No. 3. Pp. 294–317; No. 4. Pp. 463–482.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх