Дискурсная власть Китая: инструменты и стратегия

 
Код статьиS086919080015513-1-1
DOI10.31857/S086919080015513-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт–Петербург, ул. Смольного, д.1/3, 8-й подъезд
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы173-184
Аннотация

Сегодня Китай стремится активно участвовать в формировании международной политической повестки, норм и правил взаимодействия государств. Эта деятельность является одним из главных направлений политики КНР по укреплению международной дискурс-ной власти. Несмотря на то, что исследования информационной политики Китая многочисленны, дискурсная власть пока остаётся вне фокуса исследователей, публикующих работы на русском и английском. В связи с этим автор исследует, как именно КНР интерпретирует понятие дискурсной власти, почему, как и с какой целью её реализует. 

В статье проведён анализ литературы и источников на русском, английском и китайском языках по теме дискурсной власти; изучено происхождение термина в китайском дискурсе и оформление его в качестве политической задачи; изучены основные ведомства и организации, ответственные за формирование дискурсной власти, а также инструменты и механизмы её реализации. Автор выявляет «мягкий» и «жёсткий» варианты реализации дискурсной власти Ки-тая, поясняет различие целей и методов, приводит примеры из внешнеполитической практики КНР. 

Автор приходит к выводу, что необходимость в появлении дискурсной власти, объединившей различные методы информационной политики Китая, возникла в связи с острой внутриполитической борьбой и новыми амбициями страны на международной арене. Развитие дискурсной власти как политического явления подпитывают идеи всё более жёсткой оппозиции Западу. В этой связи дискурсная власть становится важным инструментом противостояния Китая и США в условиях меняющегося баланса сил.

 

Ключевые словадискурсная власть, КНР, политика Китая, китайская пропаганда, мягкая сила, право голоса
Получено22.08.2021
Дата публикации24.08.2021
Кол-во символов27417
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Сегодня Китай стремится привнести в международный дискурс собственные принципы и концепции и укрепить свою роль в глобальном управлении. Активная позиция Пекина неизбежно становится вызовом Вашингтону в сложившейся системе американского доминирования. Поскольку даже «мягкие» способы продвижения китайских культурных ценностей воспринимаются в мире всё с большим недоверием, у руководства КНР возникла потребность разработать более эффективную стратегию. Так во внешней политике страны появился новый инструмент, дискурсная власть (на кит. «хуаюйцюань», 话语), которая, по некоторым оценкам, вскоре потеснит «мягкую» силу [Денисов, 2020, с. 42–43] 1. 1. На английский язык термин переводят как «right to speak», «right to voice», «discourse right», «discourse power». В отечественных работах встречаются такие варианты перевода, как «дискурсивная сила», «дискурсная власть» и «право голоса».
2 Идея о дискурсной власти по-новому упорядочила инструменты и механизмы продвижения инициатив КНР на международной арене. Сегодня изучение феномена может пролить свет на долгосрочные мотивы и цели внешней политики Китая. Особую актуальность такое исследование представляет для России, развивающей стратегическое партнёрство с КНР. В рамках тесного взаимодействия необходимо точно понимать позицию партнёра по ключевым вопросам международной повестки дня. Однако дискурсная власть Китая пока находится вне фокуса внимания российского научного сообщества и западных экспертов [Денисов, Адамова, 2017, c. 76–78]. До сих пор не сложилось однозначного мнения о сути и значении этого явления китайской политики.
3 В отечественной литературе дискурсную власть рассматривают как «смысловую аранжировку» внешнеполитических инициатив, которую осуществляют совместно руководство страны, китайские СМИ и экспертное сообщество [Песцов, 2017, c. 155‒157]. В единственной работе, непосредственно посвящённой китайской дискурсной власти, отмечена её стратегическая роль как инструмента продвижения новых норм на международной арене [Денисов, 2020, c. 78]. В ряде публикаций рассмотрены отдельные направления развития китайского дискурса: влияние нового характера выступлений китайских дипломатов на формирование отношений страны с Европой [Litvak, Pomozova, 2021], вклад публикаций экспертов в формирование политики страны в Арктике [Кобзева, 2017, c. 972].
4 Среди англоязычных работ термин интерпретируется как манипуляция фактами, совершаемая китайским правительством, с целью навязать свою позицию собственным гражданам и либеральной общественности западных стран. [Gustafsson, 2014, p. 424426]. В целом же понятие «дискурсная власть» оценивается как инструмент манипуляции общественным мнением и даже оружие информационной войны [Kania, 2016]. Стоит отметить, что зарубежные дискуссии постепенно пополняются публикациями китайских учёных. Можно отметить работу Кэцзинь Чжао, эксперта Центра глобальной политики Карнеги-Цинхуа, в которой он описал стратегию развития дискурсной власти как «подачу фактов, введение новаторских правил и прорывы в социальной практике» [Zhao, 2016, p. 547]. Тем не менее в англоязычной литературе полноценной работы, посвящённой этому явлению китайской политики, до сих пор не опубликовано.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 607

Оценка читателей: голосов 0

1. Госсовет КНР (中华人民共和国中央人民政府) 2015(1) Чжунгун Чжунъян Иньфа “Чжунго Гунчаньдан Тунъи Чжаньсянь Гунцзо Тяоли (Шисин)” (Центральный Комитет Коммунистической партии Китая издал «Положение о работе Единого фронта Коммунистической партии Китая (Пробная Версия)»). (中共中央印发《中国共产党统一战线工作条例(试行)》). 22.09.2015 http://www.gov.cn/zhengce/2015–09/22/content_937054.htm (accessed: 05.11.2020).

2. Госсовет КНР (中华人民共和国中央人民政府). 2015 (2) Гуаньюй Цзяцян Чжунго Тэсэ Синьсин Чжику Цзяньшэ Дэ Ицзянь Цюаньвэнь (Мнения о продвижении создания нового типа «мозговых центров» с китайскими характеристиками (полный текст)) (《关于加强中国特色新型智库建设的意见》全文). 26.03.2015. http://www.scio.gov.cn/zhzc/8/5/document/1397284/1397284.htm (accessed: 12.11.2018).

3. Госсовет КНР (中华人民共和国中央人民政府). Чжунгун Чжунъян Гуаньюй Цюаньмянь Шэньхуа Гайгэ Жогань Чжунда Вэньти Дэ Цзюэдин. (Решение Центрального комитета Коммунистической партии Китая по нескольким важным вопросам всестороннего углубления реформ) (中共中央关于全面深化改革若干重大问题的决定). 15.11.2013. http://www.gov.cn/jrzg/2013–11/15/content_2528179.htm (accessed: 19.11.2019).

4. ван Дейк, Тён. Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. М: ЛИБРОКОМ, 2013.

5. Денисов И.Е. Концепция «дискурсивной cилы» и трансформация китайской внешней политики при Си Цзиньпине. Сравнительная политика. 2020. Т. 11. № 4. С. 42–52.

6. Денисов И.Е., Адамова Д.Л. Формулы внешней политики Си Цзиньпина: основные особенности и проблемы интерпретации. Китай в мировой и региональной политике. История и cовременность. 2017. № 22. С. 76–89.

7. Дин Хуан, Чжан Чун (丁煌, 张冲). Фань Бэйцзи Гунтунти Дэ Шэсян Юй Чжунго Шэньфэнь Дэ Суцзао—И Чжун Цзянъоу Чжуи Дэ Цзеду (Видение Пан-Арктического сообщества и формирование китайской идентичности – интерпретация конструктивизма) (泛北极共同体的设想与中国身份的塑造——一种建构主义的解读). Цзянсу Синчжэн Сюэюань Сюэбао (Журнал Института управления Цзянсу. 江苏行政学院学报). 2016. № 4. Pp. 76–79.

8. Жэньминь Жибао (人民日报). Сешоу Кайcхуан Чжун Э Цзинмао Хэцзо Синь Цзюймянь Цзай Ди Сань Цзе Чжун Э Цзинцзи Гуншан Цзе Гаофэн Луньтань Кайму Ши Шан Дэ Чжицы Чжунго Гоуюань Цзунли Вэньцзябао (Сплотиться, чтобы создать новую ситуацию в китайско-российском торгово-экономическом сотрудничестве – выступление на церемонии открытия 3-го китайско-российского экономического и делового саммита. Речь премьера Госсовета Китая Вэнь Цзябао) (携手开创中俄经贸合作新局面——在第三届中俄经济工商界高峰论坛开幕式上的致辞。中国国务院总理温家宝) Москва, 28.10.2008. http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2008-10/29/content_ 128180. htm (accessed: 19.11.2019).

9. Китайская метеорологическая администрация (中国气象局). Сицзиньпин Синьвэнь Юйлунь Гунцзо Силе Чжунъяо Цзянхуа (Серия важных выступлений Си Цзиньпина о новостях и работе общественного мнения) (习近平新闻舆论工作系列重要讲话) 18.10.2018. http://www.cma.gov.cn/2011xzt/2018zt/20181016 /2018101601/ 201810160101/201810/t20181018_480653.html (accessed: 11.11.2020).

10. Кобзева М.А. Противоречия в оценках арктической политики КНР. Конфликтология. 2017. № 2. С. 201–219.

11. Песцов С.К. Дискурсная сила во внешней политике Китая: интерпретация и продвижение инициативы «Один пояс – один путь». Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2017. Т. 22. С. 155–164.

12. Сунь Цзишэн (孙吉胜). Чжунго Гоцзи Хуаюй Цюань Дэ Суцзао Юй Тишэн Луцзин – И Дан Дэ Шиба Да Илай Дэ Чжунго Вайцзяо Шицзянь Вэй Ли (Путь совершенствования и формирования международной дискурсной власти Китая: на примере дипломатической практики Китая после 18-го Национального конгресса Коммунистической партии Китая) (中国国际话语权的塑造与提升路径——以党的十八大以来的中国外交实践为例) Шицзе Цзинцзи Юй Чжэнчжи (Мировая экономика и политика, 世界经济与政治). 2019. № 3. Pp. 19–43.

13. ТАСС. Китай вводит новые правила национальной кибербезопасности. 28.04.2020. https://tass.ru/ekonomika/8354091 (accessed: 17.10.2020).

14. Хэ Гуанцян, Сун Сюцзюй (何光强, 宋秀琚). Чуанцзаосин Цзежу: Чжунго Цаньюй Бэйцзи Дицюй Шиу Дэ Тяоцзянь Юй Луцзин Таньсо (Креативное вмешательство: поиск путей и условий участия Китая в международных отношениях в Арктике) (创造性介入:中国参与北极地区事务的条件与路径探索) Тайпинъян Сюэбао (Тихоокеанский журнал, 太平洋学报). 2013. Vol. 21. № 3. Pp. 51–58.

15. Чжан Чжичжоу (张志洲). Наньхай Вэньти Шан Дэ Хуаюй Бои Юй Чжунго Гоцзи Хуаюй Цюань (Проблема Южно-Китайского моря с точки зрения игры дискурсов и международной дискурсной власти Китая) (南海问题上的话语博弈与中国国际话语权). Таньсо Юй Чжэнмин (Исследования и дискуссии, 探索与争鸣). 2020. № 7. Pp. 126–134.

16. Чжоу Ядун. Гоуцзянь Вомэнь Цзыцзи Дэ Миньчжу Хуаюй Тиси (Строительство нашей собственной системы демократического дискурса) (构建我们自己的民主话语体系). Жэньминь Жибао (人民日报) 20.06.2017. http://theory.people.com.cn/n1/2017/0630/c40531–29373312.html (accessed: 18.11.2019).

17. Bates G. China’s Global Influence: Post-COVID Prospects for Soft Power. The Washington Quarterly, 2020. Vol. 43. No. 2. Pp. 97–115.

18. Brady A.M. Magic Weapons: China’s Political Influence Activities under Xi Jinping. Wilson Center, 2017. No. 18. https://www.wilsoncenter.org/article/magic–weapons–chinas–political–influence–activities–under–xi–jinping (accessed: 19.10.2019).

19. Brazys S., Dukalskis A. China’s Message Machine. Journal of Democracy, 2020. Vol. 31. No. 4. Pp. 59–73.

20. Chen X. AmbCHENXiaodong. Twitter. 07.03.2020. https://twitter.com/AmbCHENXiaodong/status/1236322524281044993 (accessed: 15.08.2020).

21. Gustafsson K. Is China’s Discursive Power Increasing? The «Power of the Past» in Sino-Japanese Relations. Asian Perspective, 2014. Vol. 38. No. 3. Pp. 411–433.

22. Huang A. Combatting and Defeating Chinese Propaganda and Disinformation. A Case Study of Taiwan’s 2020 Elections. Policy Analysis Exercise. Harvard: Harvard Kennedy School. Belfer Center for Science and International Affairs, 2020.

23. Kania E. The PLA’s Latest Strategic Thinking on the Three Warfares. The Jamestown Foundation, 22.08.2016. https://jamestown.org/program/the–plas–latest–strategic–thinking–on–the–three–warfares/ (accessed: 10.12.2019).

24. Kynge J., Hornby L., Anderlini J. Inside China’s Secret “Magic Weapon” for Worldwide Influence. Financial Times. 26.10.2017. https://www.ft.com/content/fb2b3934–b004–11e7–beba–5521c713abf4 ( accessed: 10.10.2020).

25. Lams L. Examining Strategic Narratives in Chinese Official Discourse under Xi Jinping. Journal of Chinese Political Science. 2018. Vol. 23. No. 3. Pp. 387–411.

26. Litvak N.V., Pomozova N.B. Chinese Diplomatic Discourse for Europe: A Change of Style. Russia in Global Affairs. 15.03.2021. https://eng.globalaffairs.ru/articles/chinese–diplomatic–europe/ (accessed: 17.03.2020).

27. Liu R.C. China’s “Great Overseas Propaganda” Under the Belt and Road Initiative. China’s Search for ‘National Rejuvenation’: Domestic and Foreign Policies under Xi Jinping. Ed. by Jabin T.J., Hoang T.A. Singapore: Springer, 2020. Pp. 169–183.

28. Nye J. S. The future of power. New-York: Public Affairs, 2011.

29. Wang H. Contextualising China’s Call for Discourse Power in International Politics. China: An International Journal. 2015. Vol. 13. No. 3. Pp. 172–189.

30. Xi, J. Xi Jinping: The governance of China. Vol. 2. Foreign Languages Press: Beijing, 2017.

31. Zhao K. China’s Rise Its Discursive Power Strategy. Chinese Political Science Review. April 2016. Pp. 539–564.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх