Многоликий Бэс. Древнеегипетские терракотовые статуэтки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

 
Код статьиS086919080015280-5-1
DOI10.31857/S086919080017322-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующая отделом Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина
Аффилиация: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Доцент исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
Выпуск
Страницы245-257
Аннотация

В статье рассматриваются четыре терракотовых статуэтки с изображением древнеегипетского бога Бэса и его женской ипостаси, приобретенные В.С. Голенищевым в Египте и находящиеся в запасниках Отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина. Они разнообразны по сюжетам, форме и функциональному назначению и свидетельствуют о большой популярности этого «малого» божества в греко-римском Египте. Анализируемые предметы включены в контекст домашнего почитания бога Бэса, они служили «связующим звеном» между храмовыми празднествами и домашним культом, а также могли помещаться в гробницу в качестве погребального инвентаря или приноситься в храм как вотивные подношения. Бэс и Бэсет охраняли и помогали человеку в периоды, когда он сталкивался с силами хаоса – во время сна, болезни, в родах, в период войны. В первую очередь Бэс и Бэсет считались защитниками детства и материнства, способствовали зачатию и благополучным родам. Бэс был связан с пограничными состояниями человеческого здоровья и бытия, в том числе и в момент перехода в иной мир. Многоликость этого божества отражается в разнообразном спектре его функций; именно поэтому облик его одновременно и угрожающий и благопожелательный, устрашающий и комический, человеческий и звериный, юный и старый. Его образы происходят не из храмовой теологии, но из контекста домашних, частных обрядов. В этом отношении Бэс остается всецело «народным» богом, частью ежедневного жизненного цикла населения греко-римского Египта. В этой многоликости – один из секретов невероятной популярности Бэса, статуэтки которого распространились вместе с греками и римлянами по всей ойкумене, включая Северное Причерноморье. Причем и в такой удаленности от долины Нила он сохранил свою главную функцию и прежде всего, считался защитником детей.

Ключевые словагреко-римский Египет, египетские терракоты, бог Бэс, Бэсет, древнеегипетская религия, «народная» религия, В.С. Голенищев, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках проекта Российского научного фонда № 19-18-00369 «Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России (на материале памятников коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина и архивных источников)».
Получено29.05.2021
Дата публикации07.03.2022
Кол-во символов30319
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В статье рассматриваются четыре терракотовых статуэтки с изображением Бэса или его женской ипостаси; они разнообразны по сюжетам, форме и функциональному назначению и свидетельствуют о большой популярности этого божества в греко-римском Египте. Статуэтка Бэса, несущего на плече наос, поднимает проблему бытования культа этого божества и его связи с другими богами, два светильника с изображением Бэсет подводят к теме женского дополнения Бэса. Все публикуемые памятники происходят из собрания В.С. Голенищева и находятся в запасниках Отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина.
2 КАТАЛОГ ТЕРРАКОТОВЫХ СТАТУЭТОК
3 1. Фрагмент статуэтки Бэса или фигурного сосуда в виде Бэса (илл. 1). Инв. № I, 1а 4245. Из собрания В.С. Голенищева (1911). Датировка: Римский период. Сохранность: сохранилось лишь лицо от двусторонней статуэтки или рельефного сосуда. Размеры: высота 8,9 см, ширина 4,2–6,4 см, толщина 0,4–0,9 см. Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; оттиск лицевой стороны отличного качества, с тонкой доработкой деталей. Материал: глина аллювиальная тонкая плотная коричневая (5YR4/2, 5YR4/3), с небольшим количеством золотистой слюды, редкими включениями растительных частиц. Способ отделки внешней поверхности: красно-коричневый ангоб (2.5YR4/6) на лицевой стороне, местами лощеный. Обжиг: равномерный окислительный. Примечание: небольшие следы светло-розового пигмента на короне. Публикации: [Ходжаш, 2004, с.106, кат. 76]. Аналогии: cf. [Török, 1995, pl. XX, nos.21–24; Ghaliougui, 1974, Taf. 66a–b].
4 2. Статуэтка Бэса с наосом и фигурой Афины, с отверстием для подвешивания в верхней части (илл. 2). Инв. № I, 1а 4269. Из собрания В.С. Голенищева (1911). Датировка: Птолемеевский период. Сохранность: нижняя часть статуэтки утрачена; сколы и потертости поверхности. Размеры: высота 11,2 см, ширина 2,8–4,8 см, толщина 1,0–2,3 см, диаметр отверстия для подвешивания 0,4 см. Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны хорошего качества; задняя сторона рельефная, оттиск слабо детализированный, с дополнительной доработкой деталей. Материал: глина аллювиальная тонкая плотная коричневая (5YR4/3), со средним количеством золотистой слюды, небольшой примесью растительных частиц. Способ отделки внешней поверхности: заглаживание; красно-коричневый ангоб (2.5YR4/4) на лицевой стороне. Обжиг: равномерный окислительный. Публикации: [Ballod, 1913, S. 98, Abb. 109; Павлов, Ходжаш, 1985, c. 89, илл. 19; Ходжаш, 2004, кат. 69, обложка]. Аналогии: cf. [Fischer, 1994, Nr.554].
5 3. Статуэтка Бэсет (статуэтка-светильник?) с отверстием для подвешивания (илл. 3). Инв. № I, 1а 4267. Из собрания В. С. Голенищева (1911). Датировка: Римский период. Сохранность: целая. Размеры: высота 17,1 см, ширина 3,9–7,5 см, толщина 2,0–5,0 см, диаметр отверстия для подвешивания 0,5–0,7 см. Способ изготовления: оттиск в двусторонней форме; соединительные швы по бокам подрезаны и заглажены; оттиск лицевой стороны среднего качества; задняя сторона простая, заглажена и подлощена; на задней стороне технологическое отверстие диаметром 1,0–1,1 см; низ статуэтки подрезан. Материал: глина аллювиальная средне-тонкая среднеплотная светло-красно-коричневая (2.5YR5/3, 2.5YR5/4), с большим количеством мелких растительных частиц, небольшой примесью золотистой слюды. Способ отделки внешней поверхности: заглаживание. Обжиг: равномерный окислительный. Примечание: у левой ноги два отверстия, возможно, для вставки фитиля. Публикации: [Ходжаш, 2004, с.102, кат. 72]. Аналогии: [Perdrizet, 1921, pl. XLIII, 151; Lexicon Iconographicum, 1986, Besit 2a; Dunand, 1990, p. 64; cf. Breccia, 1934, pl. LII.257].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 523

Оценка читателей: голосов 0

1. Анохина Е.А., Дюжева О.П., Томашевич О.В. Египет IV–I тысячелетия до н.э. Больше, чем путеводитель. М.: ГМИИ им. А.С.Пушкина, 2017.

2. Берлев О.Д., Ходжаш С.И. Скульптура древнего Египта в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина. М.: Восточная литература, 2004.

3. Павлов В.В., Ходжаш С.И. Египетская пластика малых форм. М.: Искусство, 1985.

4. Томашевич О.В. Богиня Нейт – охранительница мертвых. Мероэ. Вып. 3. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985. C. 227–238.

5. Томашевич О.В. Нейт саисская – богиня воды.Мероэ. Вып. 4. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1989. C. 190–200.

6. Ходжаш С.И. Изображения древнеегипетского бога Бэса в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Каталог. М.: Восточная литература, 2004.

7. Bailey D. Catalogue of the Terracottas in the British Museum. Vol. IV. Ptolemaic and Roman Terracottas from Egypt. London: British Museum Press, 2008.

8. Ballod F. Prolegomena zur Geschichte der zwerghaften Götter in Ägypten. Moskau: Buchdruckerei von H. Liessner und D. Sobko, 1913.

9. Bayer-Niemeier E. Griechisch-römische Terrakotten. Liebighaus – Museum Alte Plastik. Bildwerke der Sammlung Kaufmann I. Frankfurt: Verl. Gutenberg, 1988.

10. Breccia E. Terrecotte figurate greche e greco-egizie del museo di Alessandria. (Monuments de l’Égypte gréco-romaine, II.2). Bergamo: Officine dell’Istituto italiano d’arti grafiche, 1934.

11. Dasen V. Dwarfs in ancient Egypt and Greece. Oxford: Clarendon Press, 1993.

12. Dunand Fr. Catalogue des terres сuites gréco-romaines d’Égypte. Paris: Réunion des musées nationaux, 1990.

13. Dunand Fr. Le culte d’Isis dans le bassin oriental de la Méditerranée.Leiden: Brill, 1973.

14. Ewigleben C., Grumbkow J. von. Götter, Gräber und Grotesken. Tonfiguren aus dem Alltagsleben im römischen Ägypten. Hamburg: Museum für Kunst und Gewerbe, 1991.

15. Fischer J. Griechisch-Römische Terrakotten aus Ägypten. Die Sammlungen Sieglin und Schreiber. Dresden, Leipzig, Stuttgart, Tübingen. Tübingen: E. Wasmuth, 1994.

16. Fjeldhagen M. Catalogue Graeco-Roman Terracottas from Egypt. Ny Carlsberg Glyptotek. Copenhagen: Ny Carlsberg Glyptotek, 1995.

17. Frankfurter D. Religion in Roman Egypt. Assimilation and Resistance. Princeton: Princeton University Press, 1998.

18. Ghaliougui P., Wagner G. Terres cuites de l’Égypte gréco-romaine de la collection P. Ghaliougui. Mitteilungen des Deutschen archäologischen Institut, Abteilung Kairo. 1974. Bd. 30. S. 189–198.

19. Götter und Pharaonen. Roemer- und Pelizaeus-Museum Hildesheim; 29. Mai – 16. September 1979. Mainz: Von Zabern, 1979.

20. Keimer L. Das Bildhauer-Modell eines Mannes mit abgeschnittener Nase. Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. 1954. Bd. 79. S. 140–143.

21. Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. Vol. II. Zürich, München: Artemis Verlag, 1984.

22. Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. Vol. III. Zürich, München: Artemis Verlag, 1986.

23. Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. Vol. IV. Zürich, München: Artemis Verlag, 1988.

24. Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. Vol. VIII. Zürich, München: Artemis Verlag, 1997.

25. Lexikon der Ägyptologie. Hrsg. von W. Helck, E. Otto. Bd. I, III. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1975, 1980.

26. Lauer J.Ph., Picard Ch. Les statues ptolémaïques du Sarapeion de Memphis. Paris: Presses Universitaires de France, 1955.

27. Malaise M. Bes et la famille isiaque. Chronique d’Egypte. 2004. LXXIX. P. 266–292.

28. Manetho. With an English translation by W.G. Waddell. Cambridge: Harvard University Press, 1980.

29. Manniche L. ‘Bes’ Rooms. Nyord R., Ryholt K. (eds.). Lotus and Laurel: Studies on Egyptian Language and Religion in Honour of Paul John Frandsen. Copenhagen, Chicago: Museum Tusculanum Press,University of Chicago Press, 2015. Pp. 209–232.

30. Onderka P., Vrtal V. The Typhonium of Wad Ben Naga. Honegger M. (ed.). Nubian Archaeology in the XXIst Century. Proceedings of the Thirteenth International Conference for Nubian Studies, Neuchâtel, 1st–6th September 2014. OrientaliaLovaniensiaAnalecta 273. Louvain: Peeters, 2018. Pp. 415–422.

31. Perdrizet P. Les terres quites grecques d’Égypte de la collection Fouquet. Nancy, Paris: Berger-Levrault, 1921.

32. Petrie W.M.F. Kahun, Gurob and Hawara. London: K. Paul, Trench, Trübner, 1890.

33. Piankoff A. The Shrines of Tutankhamun. New York: Pantheon Books, 1955.

34. Quibell J. E. Excavations at Saqqara (1905–1906). Le Caire: Institut français d'archéologie orientale, 1907.

35. Quirke St. Ancient Egyptian Religion. London: British Museum Press, 1992.

36. Romano J. Notes on the Historiography and History of the Bes-Image in ancient Egypt. Bulletin of Australian Center of Egyptology. 1998. 9. P. 89–105.

37. Török L. Hellenistic and Roman Terracottas in Egypt. Roma: “L’Erma” di Bretschneider, 1995.

38. van Oppen de Ruiter В. Lovely Ugly Bes! Animalistic Aspects in Ancient Egyptian Popular Religion. Arts. 2020. 9(2), 51. Pp. 1–27.

39. Volokhine Yu. Quelques aspects de Bès dans les temples égyptiens de l’époque Gréco-romaines. In: Bricault L., Versluys M. (eds.). Isis on the Nile. Egyptian Gods in Hellenistic and Roman Egypt. Proceedings of the 4th International Conference of Isis Studies, Liège, November 27–29, 2008. Leiden, Boston: Brill, 2010. P. 233–255.

Илл. 1. Фрагмент статуэтки Бэса (© ГМИИ, I, 1а 4245) (I.1.а_4245_1.JpG, 146 Kb) [Скачать]

Илл. 2. Статуэтка Бэса с наосом и фигурой Афины (© ГМИИ, I, 1а 4269) (20210208_019.jpg, 1,104 Kb) [Скачать]

Илл. 3. Статуэтка-светильник Бэсет (© ГМИИ, I, 1а 4267) (I.1.а_4267_1.JpG, 103 Kb) [Скачать]

Илл. 4. Ручка светильника с головой Бэсет (© ГМИИ, I, 1а 2995) (I.1.а_2995_1.JpG, 274 Kb) [Скачать]

Иллюстрации (многоликий_илл.pdf, 2,290 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх