Арабская весна как рубеж модернизации арабского мира: противостояние современности и традиции

 
Код статьиS086919080015064-7-1
DOI10.31857/S086919080015064-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы16-28
Аннотация

В задачи статьи входит проследить значение событий Арабской весны 2011 г. как этапа формирования современного арабского общества в процессе догоняющей модернизации. Рассмотрены основные механизмы и этапы социально-экономической трансформации арабского общества как комплексного процесса «реформы системы», следующего западной модели современного индустриального общества. Уделено внимание характеристике особенностей модернизации на Арабском Востоке, усилению роли национального государства и растущей дифференциации арабских стран. Автор объясняет взрывной характер событий 2011 г. в регионе противоречиями, вызванными к жизни в процессе модернизации, с одной стороны, нарастающей фрагментацией общества в отношении к ценностям современности и традиции, а с другой – социально-экономическими проблемами модернизированного или полумодернизированного общества, чьи ожидания не были реализованы властью в процессе перемен. Вследствие этого в арабских странах возникали конфликты не только между «хозяевами» и «работниками», но и между сторонниками масштабной вестернизации и ревнителями традиционной культуры и норм жизни. Эта особенность региона в эпоху глобализации привела к парадоксальному результату: вместо включения модернизированного арабского общества в глобальное ценностно-смысловое пространство с унифицированной системой ценностей, норм и правил в регионе сформировалось духовно-идейное пространство на иных принципах. Реформированное арабское общество обрело – с учетом страновых различий – относительно целостный дискурс, по существу, альтернативный западному. Таким образом, модернизация не вызвала из далекого прошлого традицию, а используя оболочку традиции наполнила ее актуальным и важным содержанием. Догоняющая модернизация имела разные результаты для арабских стран, но она кардинально изменила социально-политический баланс сил в арабском обществе, осложнив решение старых проблем и породив новые конфликты, в частности, проблему международного терроризма. В XXI в. перед арабскими странами встает задача формирования общественного баланса на новой основе путем проведения модернизации развития.

Ключевые словаарабские страны, Арабская весна, модернизация, традиция, современность, фрагментарное развитие
Получено15.05.2021
Дата публикации22.06.2021
Кол-во символов36407
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Арабская весна 2011 г. не просто кардинально перемешала карты на Ближнем Востоке, но существенно ускорила идущие там социально-экономические и политические процессы. Бурные перемены в политической и общественной жизни ряда арабских стран, а также трансформация региональной системы международных отношений на Ближнем Востоке побуждают спустя десять лет к их новому осмыслению, прояснению поводов и причин того, что получило название Арабского пробуждения.
2 Масштаб этих события казался абсолютно немыслимым, пока они не произошли в первой половине 2011 г. Их никто не ждал. Между тем неожиданность грянувших перемен была лишь видимой. Никто не знал, когда нажмут на курок, но пуля была в ружье, а ружье давно висело на стене. Оставляя в стороне образы, обратимся от повода события к его причине, уделим внимание содержанию общественной жизни арабских стран во второй половине ХХ в., породившему Арабскую весну, – модернизации.
3

Модернизация арабского мира

4

В современной литературе концепция модернизации была детально разработана западными учеными в 1960–1970-е гг., когда бурный процесс социально-экономической трансформации «третьего мира» потребовал осмысления и выработки отношения к нему со стороны Запада. Возникли различные точки зрения на сложный процесс модернизации, который понимался то как вестернизация незападных стран, то как индустриализация, то как демократизация социально-политической жизни [Huntington, 1968]. Во всех случаях процессы трансформации незападного общества подразумевали следование западной модели, воспринимавшейся как нормативный образец.

5 Большее распространение получило более широкое понимание модернизации как комплексного процесса, затрагивающего все стороны общественной жизни незападных стран, впервые предложенное У. Ростоу [Rostow, 1960]. В последующие десятилетия теория модернизации получила развитие в десятках работ западных и отечественных ученых [Black, 1966; Эволюция восточных обществ, 1984; Семенов, 2003; Побережников, 2006; Яковлев, 2006; Обзорный доклад, 2011; Теория и методология истории, 2014; Реконструкция мировой и региональной истории, 2017; Заостровцев, 2020].
6 Во второй половине ХХ в. в большинстве арабских стран, как и немалой части иных стран Востока, шел процесс модернизации – коренных целенаправленных социально-экономических реформ, проводимых властью для преодоления отсталости и достижения страной и обществом более высокого уровня развития по западному образцу [Яковлев, 1999; Александров, 2000; Косач, 2007; Lerner, 1965; Eisenstadt, 1973; King Faisal, 1980; Al-Farsy, 1990; O’Sullivan, 2008].
7 Истоки догоняющей модернизации лежат в проявившемся в середине ХХ в. стремлении арабских народов, осознавших кризис застойного традиционного развития, к преодолению социально-экономической отсталости по сравнению со странами Запада, а также в отказе от роли пассивного объекта в отношениях «метрополия – колония». Общей чертой преобразований в арабском мире стало стремление господствовавших режимов самим начать и возглавить совершение коренных перемен в общественном строе, дабы избежать перерастания кризиса в неуправляемый процесс анархии и революционной ломки. Общность истоков модернизации проявилась и в том, что для ее совершения была взята модель индустриального общества, существовавшая в то время в двух вариантах: капиталистическом и социалистическом. Господствовавшее в то время представление о линейном характере общественного развития питало надежды арабских лидеров, от президента Египта Насера и президента Туниса Бургибы до короля Марокко Хасана и короля Саудовской Аравии Фейсала, на то, что современные техника, технологии, социальные отношения, административные институты и достижения культуры, заимствованные из индустриальной модели, создадут в их странах развитое общество с основами современной экономики. Но ожидаемого триумфального преображения не случилось.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 671

Оценка читателей: голосов 0

1. Александров И.А. Монархии Персидского залива: этап модернизации. М., Слово и дело, 2000.

2. Ближний Восток, Арабское пробуждение и Россия: что дальше? Под ред. В.В. Наумкина, В.В. Попова, В.А. Кузнецова. М.: ИВ РАН, 2012.

3. Ближний Восток в меняющемся глобальном контексте. Под ред. В.Г. Барановского, В.В. Наумкина. М.: ИВ РАН, 2018.

4. Ближний Восток в поисках политического будущего. Под ред. В.Г. Барановского, В.В. Наумкина. М.: ИВ РАН, 2019.

5. Дударев К.П. Саудовская Аравия. XXI век на родине ислама: от «всемирной бензоколонки» к «лаборатории инноваций и совершенства». М.: Недра, 2015.

6. Заостровцев А. Полемика о модернизации: общая дорога или особые пути? СПб.: Европейский университет, 2020.

7. Косач Г.Г. Саудовская Аравия: внутриполитические процессы «этапа реформ». М.: Институт Ближнего Востока, 2007.

8. Обзорный доклад о модернизации в мире и в Китае (2001-2010). Под ред. Хэ Чуаньци. М.: Весь мир, 2011.

9. Побережников И.В. Переход от традиционного к индустриальному обществу: теоретико-методологические проблемы модернизации. М.: РОССПЭН, 2006.

10. Реконструкция мировой и региональной истории. От универсализма к модели межкультурного диалога. Под ред. Л.И. Репиной. М.: Аквилон, 2017.

11. Семенов Ю.И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней. М.: Современные тетради, 2003.

12. Страны мира. 2005. Статистический справочник ООН. М.: Весь мир, 2006.

13. Теория и методология истории. Под ред. В.В. Алексеева, Н.Н. Крадина, А.В. Коротаева, Л.Е. Гринина. Волгоград: Учитель, 2014.

14. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. Под ред. Л.И. Рейснера, Н.А. Симония. М.: ГРВЛ, 1984.

15. Яковлев А.И. Фейсал – король-реформатор. М.: РЦСМИ, 1999.

16. Яковлев А.И. Очерки модернизации стран Востока и Запада в XIX-XX веках. М.: Восточный университет, 2006.

17. Яковлев А.И. Страны Востока в эпоху глобализации: синтез традиционного и современного. М.: ИВ РАН, 2015.

18. Rostow W.W. The Stages of Economic Growth. A Non-Communist Manifesto. Cambridge, 1960.

19. Black C.E. The Dynamics of Modernization: A Study of Comparative History. N.Y., 1966.

20. Eisenstadt S.H. Tradition, Change and Modernity. N.Y.-L., 1973.

21. Al-Farsy F. Modernity and Tradition. The Saudi Equation. N.Y.-L., 1990.

22. Fuller G.E. A World without Islam. New York – London: Little, Brown and Company, 2010.

23. The Future of Education in UAE. Innovation and Knowledge Production. Abu Dhabi: Emirates Center for Strategic Studies and Research, 2014.

24. Huntington S.P. Political Order in Changing Societies. New Haven, 1968.

25. King Faisal and Modernization of Saudi Arabia. L., 1980.

26. Lerner D. The Passing of Traditional Society: Modernizing the Middle East. N.Y.-L., 1965.

27. SABIC. Report and Accounts 2007. Riyadh: SABIC, 2007.

28. Studies on Development Problems in countries of Western Asia. 1974. New York: United Nations, 1975.

29. O’Sullivan E. The New Gulf. How Modern Arabia is Changing the World for Good. Dubai-Abu-Dhabi-L., 2008.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх