Правовое обеспечение строительства энергетических объектов российскими компаниями за рубежом: актуальные задачи науки энергетического права

 
Код статьиS231243500022164-8-1
DOI10.18572/2312-4350-2019-4-20-25
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Адрес: Russian Federation, Saint Petersburg
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 4
Страницы20-25
Аннотация

Сегодня российскую энергетическую политику уже трудно представить без вложений в строительство энергетических объектов за рубежом. Качественное правовое обеспечение такого строительства становится важнейшей задачей, призванной создать прочный фундамент для решения стратегических задач присутствия России на зарубежных энергетических рынках, расширения геополитического влияния, интеграции в мировые экономические цепочки, упрочнения как экономических, так и культурных связей с зарубежными странами через обмен специалистами и обучение иностранных специалистов в России.

Можно отметить и явную тенденцию к увеличению доли азиатских проектов в российском зарубежном инвестиционном «портфеле». В современном многополярном мире Азия становится все более весомым «полюсом притяжения» как в мировой политике, так и в экономике, в связи с чем такой поворот вполне оправдан, что гарантирует большую устойчивость российской внешней энергетической политики в условиях напряженной обстановки и геополитической турбулентности. В связи с этим показательным является пример строительства российскими энергетическими компаниями объектов атомной энергетики за рубежом. В работе рассматриваются правовые исследования, посвященные проблемам правового обеспечения строительства энергетических объектов. Сделан вывод о необходимости проведения исследований правового регулирования строительства энергетических объектов по законодательству тех зарубежных государств, где российские энергетические компании заинтересованы строить энергетические объекты.

Ключевые словаэнергетическое право, энергетическое законодательство, правовое регулирование
Получено12.06.2019
Дата публикации01.12.2019
Кол-во символов13765
Цитировать     Скачать pdf
1 Общественные отношения, возникающие в связи со строительством энергетических объектов, в том числе за рубежом, входит в предмет энергетического права [1].
2 Наиболее полно проблемные аспекты правового регулирования строительства энергетических объектов исследованы в трудах В.В. Романовой, в которых исследованы вопросы правового регулирования частноправовых отношений и публично-правовых отношений, возникающих при строительстве энергетических объектов [2–4].
3 Как справедливо отмечает В.В. Романова, «эффективность энергетического правопорядка, который представляет собой правопорядок во взаимодействии всех участников общественных отношений в сфере энергетики, включая отношения в том числе по поиску, добыче, поставке, транспортировке, передаче, хранению энергетических ресурсов, строительству энергетических объектов, зависит во многом от эффективности системы правового регулирования общественных отношений в ключевой отрасли экономики, элементов системы правового регулирования и их взаимосвязи» [5].
4 Сегодня российскую энергетическую политику уже трудно представить без вложений в строительство энергетических объектов за рубежом. Качественное правовое обеспечение такого строительства становится важнейшей задачей, призванной создать прочный фундамент для решения стратегических задач присутствия России на зарубежных энергетических рынках, расширения геополитического влияния, интеграции в мировые экономические цепочки, упрочнение как экономических, так и культурных связей с зарубежными странами через обмен специалистами и обучение иностранных специалистов в России.
5 Можно отметить и явную тенденцию к увеличению доли азиатских проектов в российском зарубежном инвестиционном «портфеле». В современном многополярном мире Азия становится все более весомым «полюсом притяжения» как в мировой политике, так и в экономике, в связи с чем такой поворот вполне оправдан, что гарантирует большую устойчивость российской внешней энергетической политики в условиях напряженной обстановки и геополитической турбулентности.
6 В связи с этим показательным является пример строительства российскими энергетическими компаниями объектов атомной энергетики за рубежом. Одной из актуальных задач является участие России в международном правовом сотрудничестве в данной сфере, поскольку спецификой такого строительства является потенциальная трансграничная опасность таких объектов в случае их аварии, в связи с чем сооружение подобного объекта не может быть внутренним делом одной страны и должно опираться на развитую систему международно-правового регулирования соответствующей деятельности. Рассматривая правовые основы, текущее состояние и задачи международного энергетического правопорядка, В.В. Романова отмечает, что «международный энергетический правопорядок основывается на системе международно-правового регулирования в сфере энергетики, состоящей из различных элементов, устанавливающих порядок во взаимодействии участников международных отношений в сфере энергетики, их ответственность за ущерб, который может быть причинен вследствие эксплуатации энергетических объектов, требований к энергетической, промышленной безопасности, антитеррористической защищенности энергетических объектов», и подчеркивает, что «ключевым инструментом обеспечения функционирования международного энергетического правопорядка являются международные договоры» [6]. Как верно отмечает М.Н. Лысенко, Россия является активным участником мирового ядерно-энергетического рынка, лидируя по количеству сооружаемых атомных станций за рубежом [7].

всего просмотров: 250

Оценка читателей: голосов 0

1. Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть : учебник / под редакцией д.ю.н. В.В. Романовой. Издание 2-е, перераб. и доп. Москва : Издательство «Юрист», 2015. С. 21.

2. Романова В.В. Договорное регулирование строительства и модернизации энергетических объектов / В.В. Романова. Москва : Издательство «Юрист», 2010. 160 с.

3. Романова В.В. Государственное регулирование и саморегулирование строительства и модернизации энергетических объектов в Российской Федерации / В.В. Романова. Москва : Издательство «Юрист», 2011. 171 с.

4. Романова В.В. Правовое регулирование строительства и модернизации энергетических объектов / В.В. Романова. Москва : Издательство «Юрист», 2012. 425 с.

5. Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи / В.В. Романова. Москва : Издательство «Юрист», 2016. С. 20.

6. Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи / В.В. Романова. Москва : Издательство «Юрист», 2016. С. 196–197.

7. Проблемы и тенденции правового регулирования а области использования атомной энергии : монография / под редакцией В.В. Романовой. Москва : Издательство «Юрист», 2017. С. 46.

8. Информация о международном сотрудничестве // Интернет-сайт госкорпорации «Росатом». URL: https:// www.rosatom.ru/about/international/

9. Участие России в международных проектах по АЭС : справка РИА Новости // URL: https://ria. ru/20110316/354475611.html

10. Петелин Е. Атомная панда: Китай в поисках энергебезопасности / Е. Петелин, Н. Перфильев // Индекс безопасности. Том 14. № 2. С. 88.

11. Гончарук А.В. Реакторный ряд КНР: настоящее и будущее / А.В. Гончарук // Инновации. 2012. № 2. С. 64.

12. Никитин В.В. Договоры в строительстве с иностранным участием / В.В. Никитин // Вестник арбитражной практики. 2016. № 3. С. 25–33.

13. Романова В.В. Правовое регулирование строительства и модернизации энергетических объектов / В.В. Романова. Москва : Издательство «Юрист», 2012. С. 133–144.

14. Кудрина Н. Зарубежным проектам нужна система / Н. Кудрина // Атомный эксперт. 2017. № 8.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх