Саудовская Аравия после Арабской весны: меняющаяся внутренняя политика

 
Код статьиS086919080015050-2-1
DOI10.31857/S086919080015050-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Москва, РФ
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы97-108
Аннотация

Статья подчеркивает, что наиболее значимым проявлением воздействия Арабской весны на внутриполитическую ситуацию в Саудовской Аравии стала попытка выражавших многообразные точки зрения активистов «образованного класса» создать свои первые организационные структуры и выступить в качестве равноправного партнера власти в процессе происходивших модернизационных изменений, предполагавших осуществление коррекции существующей политической системы. Речь шла не только о «либеральных интеллектуалах», но и о последователях умеренного салафитского «просветительского движения», провозгласивших создание Исламской партии уммы.

Эта попытка не только не имела успеха, но власть смогла успешно преодолеть бросавшийся ей внутренний вызов, сохранив ведущую роль в качестве единственного инициатора осуществляемых перемен. Категорически отринув инициативу салафитов, но сохраняя тем не менее союз с «либералами», власть требовала от них полной лояльности. Попытки «инакомыслия» и «неповиновения властителю» исключались. Политический истеблишмент лишь выборочно и частично принимал требования своих условных «союзников».

Курс власти особенно ярко проявил себя после 2015 г., когда на трон взошел Сальман бен Абдель Азиз, а его сын Мухаммад бен Сальман стал наследником престола. Осуществляемые властью социально-экономические преобразования укрепляют легитимность режима. А его высшие представители, как и в эпоху до Арабской весны, продолжают играть бедуинско-исламскую роль «благородных правителей». Это положение исключает какие-либо устремления «либералов» изменить существующий порядок, оставляя своим «союзникам» роль «младших партнеров» власти и устрашая их возможностью репрессий.

Ключевые словаАрабская весна, Саудовская Аравия, саудовский «образованный класс», саудовские «либералы»
Получено13.05.2021
Дата публикации22.06.2021
Кол-во символов30619
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Оценивая воздействие событий Арабской весны на страны региона, российский исследователь констатировал: «Арабские монархии устояли перед натиском протестного активизма, жертвами которого стали республиканские государства». Развивая этот вывод, В.В. Наумкин полагал, что устойчивость монархий связана с «фактором легитимности», который выше «в полноценном монархическом режиме», «чем в республике» [Наумкин, 2011].
2 Саудовский активизм 2011 г. был далек от того, чтобы обрести черты революционного взрыва. Его узость (и одновременно широкое идейно-политическое разнообразие) очевидна. В рядах активистов действовали те, кого национальный дискурс той эпохи уже называл «либералами», как и сторонники движения «Братья-мусульмане», заявившие в феврале 2011 г. о создании апеллирующей к шариатской норме Исламской партии уммы (Хизб аль-умма аль-ислями). Из среды этих активистов, включавших сторонников «революционного нетерпения», в марте 2011 г. прозвучал (не нашедший общественного понимания) призыв начать желанную революциюсаурат ханин. В городе Эль-Авамия (Восточная провинция) вспыхнули территориально ограниченные волнения шиитской молодежи, переросшие в погромы нешиитов и расхищение государственной собственности. Вопрос не заключался лишь в скромности масштаба событий саудовского варианта Арабской весны – их участники (что не относилось к волнениям в Эль-Авамие) настаивали на участии в модернизационном процессе, стремясь действовать в союзе с властью, олицетворяемой монархом.
3 При всех различиях в нюансировке этой постановки вопроса (колебавшейся от «свободного доступа граждан» к общественно-политическому процессу до провозглашения «ценностей ислама» источником «демократических перемен») активисты были едины, видя себя «конструктивным» союзником политического истеблишмента и избегая называть себя «оппозицией». Как и власть, считавшая, что Арабская весна – «несущее бедствия землетрясение регионального масштаба» [Dinamiyat, 2011], они видели в ней «анархию, кровопролитие, попрание основ существования государства и правопорядка» и, обращаясь к монарху (в то время Абдалле бен Абдель Азизу), оправдывали свои просьбы необходимостью не допустить распространения «этих бедствий на земле благословенной родины» [Saudiyun, 2011]. Соглашаясь с властью, они безоговорочно осуждали волнения в Эль-Авамие.
4 Саудовский вариант Арабской весны развивался в атмосфере подобия начала «этапа реформ», инициированного в январе 2003 г. на тот момент наследным принцем Абдаллой бен Абдель Азизом, когда группа участников петиционного движения того времени вручила будущему монарху пронизанное обновленческой и религиозной риторикой «Ви́дение настоящего и будущего родины». Подчеркивая, что менявшие мир последствия событий 11 сентября 2001 г. – «вызов королевству», авторы этого документа (под ним стояли подписи 115 человек) призывали власть к созданию «неотделимого от правителя и руководимого им гражданского общества», опирающегося на «избираемые объединенными с правителем едиными узами гражданами» институты центральной и муниципальной власти; предоставлению женщинам «обеспечиваемых шариатом» прав и диверсификации национальной экономики, избавленной от «нефтяной зависимости». Фоном формировавшегося «этапом реформ» союза власти и гражданских активистов стали первые террористические акции внутренней антисистемной оппозиции – «заблудшей группы» (аль-фиа ад-далля)1 в саудовском дискурсе. 1. Термин восходит к заключительным айятам первой суры Корана – «аль-Фатихи» («Открывающей книгу»).

Всего подписок: 0, всего просмотров: 716

Оценка читателей: голосов 0

1. Наумкин В.В. Снизу вверх и обратно. Россия в глобальной политике. 2011. № 4. https://globalaffairs.ru/articles/snizu-vverh-i-obratno (accessed: 05.05.2011).

2. Dinamiyat al-amn al-iqlimi. Kalimat al-amir Muqran bin Abdel Aziz. 4 December 2011 http://www.gulfandglobe.org/home/ar/media-center/speeches-and-papers/34-2011-12-05-06-26-19.html (accessed: 04.12.2011).

3. Saudiyun yutalibun al-malik bi islahat. Al-Jazeera. 23 February 2011 http://www.aljazeera.net:80/NR/exeres/8492EE30-D3FF-4820-937B-E67286517286.htm?GoogleStatID=20 (accessed: 23.02.2011).

4. Thalath manatiq tahtadhan 60% min adad sukkan Al-Saudiya. Okaz. 17 September 2017 https://www.okaz.com.sa/last-stop/na/1572802 (accessed: 17.09.2017).

5. Al-Mamlaka: 8,6 million nasama jumla al-quwwa al-amila. Al-Hayat. 1 March 2010 http://ksa.daralhayat.com/ksaarticle/114181 (accessed: 01.03.2010).

6. Al-Kuwailat Yu. Min al-mahalliya ila alam muawalam. Al-Riyadh. 7 June 2010. http://www.alriyadh.com/2010/06/07/article532670.html (accessed: 07.06.2010).

7. Hizb al-umma al-islami yadu ila tashkil jabha aridha ki al-islah al-siyasi. March 2011 http://www.islamicommaparty/com/Portals/Content/?info=TIRJekpsTjFZbEJoWjJVbU1TWmhjbUk9K3U=.jsp (accessed: 11.03.2011).

8. Istiqbal rasmi wa shaabi hafil li Khadim Al-Harameyn fi Al-Riyadh. 24 February 2011 http://dlibrary.kingabdullah.sa/handle/123456789/86625 (accessed: 24.02.2011).

9. Bi qarareyn tarikhiyan al-malik yahjuz maq’ad al-mar’a bi Al-Shura. Asharq Al-Awsat. 26 September 2011 http://www.aawsat.com//details.asp?section=4&article=642138&issueno=11990 (accessed: 26.09.2011).

10. Mathalib bi malakiya dusturiya fi Al-Saudiya. Al-Jazeera. 27 February 2011 http://www.aljazeera.net/NR/exeres/8FD04625-05E9-47C3-8855-04412FDD00E6.htm (accessed: 27.02.2011).

11. Al-Nizam al-asasi li al-hizb. February 2011 http://www.islamicommaparty.com/Portals/Content/?info=TkRrd0psTjFZbEJoWjJVbU1TWmhjbUk9K3U=jsp (accessed: 27.02.2011).

12. Thaurat hanin. 11 Marсh, 6 Rabia al-akhar. March 2011. Pp. 1–5 (Personal archive of the author).

13. Khadim Al-Harameyn yunawwih bi takatuf al-muwatinin. Al-Hayat. 24 April 2013 http://alhayat.com/home/ksa506441 (accessed: 24.04.2013).

14. Al-Amir Khaled Al-Faisal: aleyna al-tasaddi li muhawwalat ikhtitaf al-mujtamaa yaminan au yasaran. Asharq Al-Awsat. 21 December 2011 http://www.aawsat.com/details.asp?section=43&article=655238&issueno=12076 (accessed: 21.12.2011).

15. Khadim Al-Harameyn: naakhuz min Al-Taura wa Al-Injil wa Al-Quran. Al-Riyadh. 25 October 2010 http://www.alriyadh.com/2010/10/25/article570998.html (accessed: 25.10.2010)

16. Al-Saudiya fi Yaumiha Al-Watani. Asharq Al-Awsat. 23 September 2015 http://aawsat.com/home/article/458926 (accessed: 23.09.2015).

17. Khadim Al-Harameyn Al-Sharifayn mukhatyban aadha Al-Shura: islahuna mutadarraj. Asharq Al-Awsat. 20 February 2013 http://www.aawsat.com/details.asp?section=4&article=717967&issueno=12503 (accessed: 20.02.2013).

18. Al-Habib A. Man Huwa Al-Liberali Al-Saudi? Al-Jazeera. 10 January 2011 http://www.al-jazirah.com/2011/20110110/ar1.htm (accessed: 10.01.2011).

19. Mubarak T. Al-Taayush maa al-alam badlan min siraat al-sahwa. Asharq Al-Awsat. 17 December 2004 http://www.aawsat.com/details.asp?section=17&article=271647&issueno=9516 (accessed: 17.12.2004).

20. Al-Heyth A. Musharaka al-mar’a fi al-haya al-siyasiya al-saudiya. Al-Jazeera. 17 October 2011 http://www.aljazeera.net/NR/EXERES/26C86176-EB3A-45AA-874D-369D9D87DA21.htm (accessed: 17.10.2011).

21. Ruyat Al-Mamlaka Al-Arabiya Al-Saudiya: 2030. May 2016 http://vision2030.gov.sa/ar/media-center (accessed: 26.05.2016)

22. Tahaqquq Tammuh. Asharq Al-Awsat. 26 April 2016 http://aawsat.com/home/article/625466 (accessed: 27.04.2016).

23. Interview with Muhammad bin Salman. The Economist. January, 6, 2016 http://www.economist.com/saudi_interview (accessed: 07.01.2016).

24. Muhammad bin Salman: Sanaqdhy Ala Al-Tatarruf. Asharq Al-Awsat. 25 October 2017 https://aawsat.com/home/article/1062851 (accessed: 26.10.2017).

25. Muhammad bin Salman: Asharq Al-Awsat huwa Aurobba jadida. Asharq Al-Awsat. 25 October 2018 https://aawsat.com/home/article/1437181 (accessed: 07.01.2016).

26. Thaurat 4 November. Al-Watan. 5 November 2017 https://www.elwatannews.com/news/details/2682150 (accessed: 05.11.2016).

27. Khashoggi Wa Kuwalis Al-Masrahiya. Al-Watan. 9 October 2018 http://www.alwatan.com.sa/Politics/News_Detail.aspx? ArticleID=349738&CategoryID=1 (accessed: 09.10.2018).

28. Al-Majed H. Limatha najahat al-duwwal that al-anzhyma al-malakiya? Asharq Al-Awsat. 23 March 2021 https://aawsat.com/home/article/2875491/حمد-الماجد/لماذا-نجت-الدول-ذات-الأنظمة-الملكية؟ (accessed: 24.03.2021).

29. Al-Zaidi M. Thaura Saudiya Naima. Al-Arabiya. 6 February 2020 https://www.alarabiya.net/politics/2020/02/06/ثورة-سعودية-ناعمة (accessed: 07.02.2020).

30. Okaz tanshur abraz malamih nizham jaded li al-ahwal al-shakhsyia. Okaz. 25 January 2021 https://www.okaz.com.sa/news/local/2055886 (accessed: 26.01.2021).

31. Wali al-ahd al-saudi ya’lian an islahat fi nizham al-ahwal al-shakhsyia. Sky News Arabic. 8 February 2021 https://www.skynewsarabia.com/middle-east/1413843-ولي-العهد-السعودي-يعلن-إصلاحات-نظام-الأحوال-الشخصية (accessed: 09.02.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх