Особенности современного социально-экономического кризиса в Ливане

 
Код статьиS086919080015012-0-1
DOI10.31857/S086919080015012-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы52-60
Аннотация

В статье делается попытка исследовать различные аспекты современного социально-экономического и валютно-финансового кризиса в Ливане. Важное место при этом отводится анализу основных внешних и внутренних факторов, способствовавших в течение последних двух десятилетий обострению множества проблем, с которыми сталкивается страна в настоящее время. Одна из важнейших причин существенного ухудшения макроэкономической и социальной ситуации в 2010-е гг. связана с усилением политической напряжённости как внутри страны, так и в ближневосточном регионе, в частности с сирийским военным конфликтом, начавшимся в марте 2011 г. Накопившиеся за прошедшие два десятилетия острые социально-экономические проблемы вылились в конце 2010-х гг. в массовые протесты ливанского населения по всей стране.

Вслед за обострением политической и экономической ситуации в начале 2020 г. на Ливан распространился кризис, связанный с глобальной пандемией COVID-19. Принимая во внимание множество различных сложных проблем, с которыми сталкивается современный Ливан, можно ожидать, что последний кризис нанесёт сильный удар по крайне неустойчивой экономике страны. Наряду с COVID-19, экономика Ливана значительно пострадала от взрыва, который произошёл в Бейрутском порту 4 августа 2020 г. Поэтому в статье делается акцент на изучение влияния этих событий на экономическое положение и доходы населения страны, а также мер, принимаемых ливанскими властями с целью минимизации социально-экономического ущерба. Особое внимание при рассмотрении особенностей современного социально-экономического кризиса в Ливане автор уделяет таким наиболее острым, требующим неотложного решения проблемам, как высокий уровень государственного долга и бюджетного дефицита, рост бедности, безработицы и социального неравенства.

Ключевые словаЛиван, социально-экономический кризис, финансовые проблемы, внешние и внутренние факторы, COVID-19, рост бедности, безработицы и социального неравенства
Получено12.05.2021
Дата публикации22.06.2021
Кол-во символов24857
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Экономика и социальная сфера Ливана в 2010-х гг. практически перманентно находились в кризисном состоянии. Одна из важнейших причин существенного ухудшения макроэкономической и валютно-финансовой ситуации связана с усилением политической напряжённости как внутри страны, так и в ближневосточном регионе, в частности, с сирийским военным конфликтом, начавшимся в марте 2011 г. Согласно данным правительственных и независимых источников, в Ливане нашли убежище более 1.5 млн сирийцев, что составляет около 30% ливанского населения [The Deliberate Depression, 2020, р. 51]. Присутствие значительного числа сирийских беженцев усугубило и так существовавшие серьёзные социально-экономические проблемы страны, приток беженцев стал тяжёлым бременем для ливанских государственных финансов, сектора услуг и социальной сферы. Среднегодовой темп экономического роста в 2011‒2017 гг. замедлился до 1.8%. Для сравнения: в 2008‒2010 гг., согласно данным Всемирного банка, этот показатель равнялся 9.0% [The Deliberate Depression, 2020, р. 52]. При этом в результате резкого падения экономической активности, которое наблюдалось в 2018 г., прирост валового внутреннего продукта Ливана снизился до 0.2 против 0.6% в 2017 г. [Lebanon Overview, 2019]. Заметно ухудшилось фискальное положение: дефицит государственного бюджета, согласно оценке, вырос на 4.5 процентных пункта против предшествующего года и достиг 11.5% ВВП. Соотношение государственного долга и ВВП (the debt-to-GDP) по состоянию на конец 2018 г. составило 151%, и по этому показателю Ливан занял третье место в мире. Уровень инфляции в годовом исчислении повысился до 6.1% по сравнению с 4.7 в 2017 г. Резервы иностранной валюты уменьшились на 2.3 млрд долл.1 и равнялись 39.7 млрд долл. на конец 2018 г., что было эквивалентно стоимости импорта товаров и услуг в страну в течение 13.5 месяцев [Lebanon Overview, 2019]. Снижение основных макроэкономических индикаторов Ливана в 2018 г. было обусловлено главным образом увеличением расходов на обслуживание государственного долга, повышением цен на топливо, а также ростом финансирования ливанских муниципалитетов перед очередными выборами. 1. Здесь и далее имеются в виду доллары США.
2 Кризисное состояние ливанской экономики продолжало прогрессировать в 2019 г., особенно в четвёртом квартале. Накопившиеся за последние два десятилетия острые социально-экономические проблемы вылились в октябре 2019 г. в массовые протесты ливанского населения по всей стране. Согласно докладу Международного валютного фонда “2020 Regional Economic Outlook for the Middle East and Central Asia, ВВП Ливана сократился в 2019 г. на 6,5% [2020 Regional Economic Outlook, 2020]. Финансовый кризис, в свою очередь, привёл к тому, что курс национальной валюты страны ‒ ливанского фунта ‒ упал на параллельном официальному рынке на 50%, выросла безработица, а банки ужесточили валютный контроль с целью экономии долларов [IMF Sees Crisis, 2020; 2020 Regional Economic Outlook, 2020].
3 Несмотря на серьёзные социально-экономические трудности, важную роль в сохранении относительной макроэкономической и финансовой стабильности страны вплоть до конца 2010-х гг. играл достаточно сильный банковский сектор, который был способен привлекать значительные вклады частных лиц из-за рубежа. Необходимо отметить, что банки традиционно финансировали более половины значительной государственной задолженности Ливана, образовавшейся в основном в результате крупных заимствований для восстановления экономики страны, сильно разрушенной в ходе пятнадцатилетней гражданской войны, которая закончилась в 1990 г.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 848

Оценка читателей: голосов 0

1. 2020 Regional Economic Outlook for the Middle East and Central Asia. International Monetary Fund. Washington, July 13, 2020. Pp. 3‒11. https://www.imf.org/en/Publications/REO/MECA/issues/2020/07/13 (accessed: 20.07.2020).

2. Abi-Rashed J.M., Diwan I. The Socioeconomic Impact of COVID-19 on Lebanon: A Crisis within Crises. June 2020. https://www.euromesco.net/publication/the-socioeconomic-impact-of-covid-19-on-lebanon (accessed: 29.08.2020).

3. Assoud L. Rethinking the Lebanese Economic Miracle: The Extreme Concentration of Income and Wealth in Lebanon 2005‒2014. WID. World working paper series number 2017/13. World Inequality Lab, September 19, 2018. https//www.wid.world/document/rethinking-the-lebanese-economic-miracle-the extreme-concentration-of-income-and-wealth-in-lebanon-2005-2014-wid-world-working-paper-201713 (accessed: 25.12.2021).

4. Assoud L. Political Economy: From Predatory to Self-Devouring. Carnegie Middle East Center. London, 14 January 2021. https://carnegie-mec.org/2021/01/14/lebanon-s-political-economy/ (accessed: 29.01.2021).

5. Cable’s Worldwide Broadband Speed League. 2020. https://www.cable Broadband/speed/worldwide-speed-league/2020/ (accessed: 2.02.2021).

6. Dara K. Marginalization Costs: Regional Disparities Fueling Lebanon’s Fragility. Carnegie Middle East Centre. London, 2020. https://carnegie-mec.org/ (accessed: 30.09.2020).

7. The Deliberate Depression. Fall 2020. Lebanon Economic Monitor. World Bank Document, Washington, December 1, 2020. Pp. 3‒90. https://www.worldbank.org/en/country/lebanon/publication/lebanon-economic-monitor/the-delibirate-depression-fall-2020/ (accessed: 1.02.2021).

8. The Global Competitiveness Report 2019. World Economic Forum, www.weforum.org/gsr/ (accessed: 2.02.2021).

9. Half of Lebanese Businesses Could Close in 2020: Chammas. Daily Star, June 16, 2020. https://www.dailystar.com.lb/Business/Local/2020/ June-16/507563-half-of-lebanese-businesses-could-close-in-2020-chammas.ashx (accessed: 15.11.2020).

10. IMF Sees Crisis Hit Lebanon’s Output Shrinking 12% in 2020. The Reuters, April 15, 2020. https://www.reuters.com/article/lebanon-crises-imf-idUSL5A2c361P (accessed: 17.08.2020).

11. Khreiche D. Lebanon Inflation Soars Past 100% in Latest Sign of Meltdown. Bloomberg, August 26, 2020. https://www.bloombtrg.com/news/articles/2020-08-26/lebanon-inflation-soars-past-100-in-fallout-from-currency-shock (accessed: 15.12.2020).

12. Lebanon Country Report. BTI, 2018. https://www.bti-project.org/en/reports/country-reports/detail/itc/LBN (accessed: 15.08.2020).

13. Lebanon Country report. Garda World. HIS Market, 8 September 2020. https.garda.com/crises24/country-reports/Lebanon (accessed: 12.09.2020).

14. Lebanon Overview. World Bank, Washington, 1 April 2019. https://www.worldbank.org/en/country/lebanon/overview (accessed: 17.08.2020).

15. Ricards J. Crisis in Lebanon. Anatomy of a Financial Collapse. Foundation for Defense of Democracies (FDD), August 4, 2020, Pp. 3‒57. https://www.fdd.org/analysis/2020/08/04/crises-in-lebanon/ (accessed: 17.09.2020).

16. Sunniva R. Over-Indebted Lebanon Goes Deeper into Crisis. Le Figaro, June 7, 2020. https://www.lefigaro.fr/cojoncture/le-liban-surendette -s-enfonce-dans-une-crise-profonde-20200607 (accessed: 24.10.2020).

17. US $246 Million to Support Poor and Vulnerable Lebanese Households and Build-Up the Social Safety Net Delivery System. World Bank. Washington, January 12, 2021. https://www.worldbank. org/en/news/press-release/2021/01/us246-mln-to-support-poor-and-vulnerable-lebanese-households--and-build-up-the-social-safety-net-delivery-system (accessed: 20.01.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх