Дифференциальная диагностика когнитивного и психомоторного развития детей четырех лет

 
Код статьиS020595920000832-1-1
DOI10.31857/S020595920000832-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры педагогики и педагогической психологии
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 39 № 6
Страницы59-75
Аннотация

Исследование посвящено определению критериев когнитивного и психомоторного развития 4-летних детей для выявления потенциальной зоны риска возможной задержки психического развития (ЗПР). Выборку исследования составили 628 4-летних детей из детских образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга, в том числе 575 нормативно развивающихся детей и 53 ребенка с задержкой психического развития. Для сбора данных использовались тестовые задания (123 дихотомических пункта) из методики “Многофакторное исследование развития” в составе компьютерного программного комплекса “Лонгитюд”, по направлениям: моторика, когнитивные способности, социальное развитие. На основе результатов исследования разработана структурная математическая модель, позволяющая оценивать вероятность принадлежности ребенка к группе с нормативным развитием или к группе детей с задержкой психического развития. Определено, что наибольший вклад в дифференциальную диагностику нормативного развития от задержки психического развития вносят (в порядке убывания значимости) четыре фактора (шкалы): психомоторная координация, вербально-понятийное мышление, общая осведомленность и кратковременная память. Продемонстрирована высокая точность прогноза особенностей развития ребенка с помощью представленной методики, как для всей выборки 4-леток, так и для младшей и старшей их подгрупп (не ниже 95%). Показано, что основным предиктором принадлежности ребенка к группе нормативно-развивающихся детей или к группе детей с ЗПР является фактор общих способностей G, индикаторами которого выступают выделенные четыре шкалы. Подтверждено предположение о косвенном влиянии возраста на предсказание диагноза: возраст непосредственно влияет на выделенные способности, которые, в свою очередь, являются индикаторами фактора общих способностей. При этом влияние возраста выявлено только в отношении группы нормативно-развивающихся детей, и в большей степени – в отношении ее младшей подгрупппы. Разработаны тестовые нормы развития для общей (суммарной) шкалы развития и для четырех выделенных шкал, адекватные во всем возрастном диапазоне 4-летних детей, обоснованы валидность и надежность этих шкал.

Ключевые словаg-фактор, факторная структура способностей, задержка психического развития, норма, дети 4-х лет
Источник финансированияИсследование выполнено в рамках финансирования научно-исследовательского проекта РФФИ № 17-06-00989/17-ОГОН “Лонгитюдное исследование прогнозных паттернов задержки психомоторного развития детей дошкольного возраста”.
Получено22.12.2018
Дата публикации22.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 2801

Оценка читателей: голосов 0

1. Абуталипова Э. Н. Оптимизация путей дифференциальной диагностики нарушений психического развития детей в деятельности психолого-медико-педагогической комиссии: На материале Республики Башкортостан: дис. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2003.

2. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр “Академия”, 2000.

3. Валуева Е. А., Григорьев А. А., Ушаков Д. В. Диссинхрония когнитивного развития у интеллектуально одаренных детей: структурно-динамический подход // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 5. C. 55–63.

4. Веракса А. Н., Горовая А. Е., Кисель А. В. Возможности использования знаковых и символических средств в обучении дошкольников (на примере освоения феномена радуги) // Психологическая наука и образование. 2014. № 2. С. 19–34.

5. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд. М., 1973.

6. Водопьянова Н. Е., Наследов А. Д. Стандартизированный опросник “Потери и приобретения ресурсов” для специалистов социономических профессий // Вестник ТвГУ. Серия “Педагогика и психология”. 2013. № 4. С. 8–22. С. 16–17.

7. Голдобина О. А., Соколов Я. В. К проблеме психического здоровья детей раннего и дошкольного возраста (по результатам скринингового клинико-психологического исследования // Российский психиатрический журнал. 2004. № 3. С. 63–69.

8. Гончарова О. В., Соколовская Т. А., Куранов Г. В. Реабилитация детей: принципы и направления // Педиатрия, приложение к журналу “Consilium medicum”. 2015. № 2. С. 5–9.

9. Дмитриева Т. Б., Воложин А. И. Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. академика РАМН проф. Т. Б. Дмитриевой и проф. А. И . Воложина. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.

10. Злоказова М. В. Задержка психического развития (клинико-психологические, сравнительно-возрастные и реабилитационные аспекты): дис. … д-ра. медиц. наук. Санкт-Петербург, 2004.

11. Иванова А. Е., Мирошников С. А. Методические материалы к экспертной системе индивидуального сопровождения “Лонгитюд”. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2001.

12. Иванова Н. Н. Формирование описательной связной речи у детей с системным недоразвитием речи // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 260–270.

13. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. 2-е изд. М.: Медицина, 1995.

14. Корбинский Б. А. Континуум переходных состояний организма и мониторинг динамики здоровья детей. М.: Детстомиздат, 2000. С. 63.

15. Лубовский В. И., Коробейников И. А., Валявко С. М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. C. 50–60.

16. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989.

17. Международная классификация болезней 10-го пересмотра. [Электронный ресурс]. URL: http://mkb?10.com/ (дата обращения: 17.08.2017).

18. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008.

19. Наследов А. Д. IBM SPSS20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013.

20. Обухова Е. Ю., Строганова Т. А., Грачев В. В. Нарушения внимания у детей с особенностями развития // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 61–70.

21. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство. 1996.

22. Психолого-педагогическая диагностика. учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной и др. М.: Издательский центр “Академия”, 2003.

23. Салихова Н. В. Психологические аспекты социальной адаптации детей с ЗПР в условиях интегрированной группы дошкольников: дис. … канд. психол. наук. Самара, 2003.

24. Седокова М. Л. Возрастная анатомия и физиология: уч. пособ. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2009.

25. Семенова Л. К., Васильева В А., Цехмистренко ТА. Структурные преобразования коры большого мозга человека в постнатальном онтогенезе / Структурно функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990. С. 8.

26. Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. Балашов: Николаев, 2004.

27. Фарбер Д. А., Безруких М. М. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка // Физиология человека. 2001. Т. 27. № 5. С. 8–16.

28. Фарбер Д. А., Бетелева Т. Г. Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе // Физиология человека. 2005. Т. 31. № 5. С. 26–36.

29. Фарбер Д. А., Бетелева Т. Г., Горев А. С. и др. Функциональная организация развивающегося мозга и формирование когнитивной деятельности // Физиология развития ребенка (Теоретические и прикладные аспекты) / Под ред. М. М. Безруких и Д.А Фарбер. М.: Образование от А до Я. 2000. С. 82.

30. Федеральная служба государственной статистики, данные на 01.01.2017 года URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения: 01.09.2017).

31. Шевченко С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. М.: Аркти, 2001.

32. Шмелев А. Г. Практическая тестология. Тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом. М.: ООО “ИПЦ “Маска”, 2013. С. 271–273.

33. Attention-Deficit Hyperactivity Disorder: A Handbook For Diagnosis And Treatment, Third Edition Russell A. Barkley, The Guilford Press: New York. 2006. 770 p.

34. Benjamini Y., & Hochberg, Y. Controlling the false discovery rate: A practical and powerful approach to multiple testing. Journal of the Royal Statistical Society. 1995. V. 57. P. 289–300.

35. Blackburn J., Mink J., Augustine E. Pediatric movement disorders. Neurol Clin Pract. 2012 Dec. V. 2 (4). P. 311–318.

36. Byrne B. M. Structural equation modeling with AMOS: Basic concepts, applications and programming. 2nd ed. (Multivariate applications series). New York: Taylor & Francis Group, 2010. 396. P. 73–84.

37. Dennis M., et al. Age, plasticity, and homeostasis in childhood brain disorders. Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2013. V. 37. P. 2760–2773.

38. Van Duijn G., et al. Vineland Screener 0–12 years research version (NL). Constructing a screening instrument to assess adaptive behavior. International Journal of Methods in Psychiatric Research. 2009. V. 18. № 2. P. 110–117. doi: 10.1002/mpr.282.

39. Dukette D., Stiles J. The effects of stimulus density of children’s analysis of hierarchical patterns. Developmental Science. 2001. V. 4. P. 233–251.

40. Engel de Abreu P., Conway A., Gathercole S. Working memory and fluid intelligence in young children. Intelligence. 2010. V. 38. № 6. P. 552–561.

41. Frankenburg W.K., Dobbs J. B. The Denver Developmental Screening Test. The Journal of Pediatrics. 1967. V. 71. № 2. P. 181–191. doi:10.1016/S0022-3476(67)80070-2.

42. Frick A., Hansen M. A., Newcombe N. S. Development of mental rotation in 3- to 5-year-old children. Cognitive Development. 2013. V. 28. № 4. P. 386–399.

43. Frick A., Mohring W. Mental object rotation and motor development in 8- and 10-month-old infants. Journal of Experimental Child Psychology. 2013. V. 115. P. 708–720.

44. Ghetti S., Bauer P. J. Origins and Development of Recollection: Perspectives from Psychology and Neuroscience. Oxford University Press. 2012. P. 147.

45. Ghetti S., Angelini L. The development of recollection and familiarity in childhood and adolescence: evidence from the dual-process signal detection model. Child Development. 2008. V.79. № 2. P. 339–358, doi: 10.1111/j.1467–8624.2007.01129.x.

46. Glidden L. M. International Review of research in mental retardation / Ed. San Diego et al. Academic Press, 2001.

47. Glozman J. Developmental neuropsychology (Explorations in Developmental Psychology). The UK: Routledge, 2013.

48. Gregg M. Macmann; David W. Barnett. Some Additional Lessons from the Wechsler Scales: A Rejoinder to Kaufman and Keith. School Psychology Quarterly. 1994. V. 9. (3). P. 223–236.

49. Hayne H., Imuta K. Episodic memory in 3- and 4-yearold children. Developmental Psychobioljgy. 2011. V. 53. № 3. P. 17–22, doi: 10.1002/dev.20527.

50. Keith T. Z., & Witta E. L. Hierarchical and cross-age confirmatory factor analysis of the WISC–III: What does it measure? School Psychology Quarterly. 1997. V. 12 (2). P. 89–107.

51. Lauer J. E., Lourenco S. F. Spatial Processing in Infancy Predicts Both Spatial and Mathematical Aptitude in Childhood. Psychological Science. 2016. V. 27. № 10. P. 1291–1298.

52. Miroshnikov S.A, Nasledov A. D., Zashchirinskaia O. V. Criterion validation of the Scale of Psychomotor Development (SPMD) in developmental delay study of preschool children. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2016. V. 233. P. 220–224.

53. Reise, S. P. The rediscovery of bifactor measurement models. Multivariate Behavioral Research. 2012. V. 47. P. 667–696.

54. Riou E., et al. Global developmental delay and its relationship to cognitive skills. Developmental Medicine & Child Neurology. 2009. V. 51. P. 600–606.

55. Tervo R. Red flags and rules of thumb: sorting out developmental delay. A pediatric perspective. 2009. V. 18. № 2.

56. Watkins M. W., & Beaujean A. A. Bifactor structure of the Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence – Fourth Edition. School Psychology Quarterly. 2014. № 29 (1). P. 52–63.

57. Wellman H. M., Lopez-Duran S., LaBounty J., Hamilton B. Infant attention to intentional action predicts preschool theory of mind. Developmental Psychology. 2008. V. 44. P. 618–623.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх