Новая надпись с гробницы Дария I в Накш-и Рустаме и церемония проскинесиса в Ахеменидской империи

 
Код статьиS086919080014889-4-1
DOI10.31857/S086919080014889-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий кафедрой археологии и всеобщей истории Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета
Аффилиация: Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Казань
Должность: Ассистент кафедры археологии и всеобщей истории Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета
Аффилиация: Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Казань
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы249-263
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению опубликованной в 2019 г. ахеменидской трехъязычной надписи с гробницы царя Дария I (522–486 гг. до н.э.) в Накш-и Рустаме (DNf). Эта надпись является третьей по счету, подписывающей рельефы персидских вель- мож, изображенных на фасаде гробницы, которые были ближайшими сподвижниками Дария и способствовали его приходу к власти. Первые два – изображения и надписи Гобрия и Аспафина (DNc–d), и вот теперь, по всей вероятности, – Утана. Древнеперсидская версия новой надписи содержит неизвестный прежде глагол, который описывал действие вельможи, изображенном с рукой у своего рта, на рельефе ниженадписи. Обстоятельное рассмотрение спорных моментов интерпретации надписи позволяет сделать вывод, что текст указывает на то, что представленный на рельефе перс обращался к царю Дарию с жестом благословления или приветствия, в древнеперсидской версии выраженной глаго- лом āfərnāti-/ āfr̥nāti-, а в аккадской – ikarrab (форма 3 л. ед. ч. наст.вр. от глагола karābu).

Соотнесение этих текстуальных и визуальных свидетельств царской гробницы в Накш-и Рустаме с античной традицией о проскинесисе в Ахеменидской империи позволяет заключить, что новые данные представляют уникальную информацию о восприятии пер- сами церемонии проскинесиса царю. На гробницах последующих персидских царей в Накш-и Рустаме (Ксеркса, Артаксеркса I, Дария II) и в Персеполе (Артаксеркса II и Артаксеркса III), выполненных в стиле гробницы Дария I, стало традиционным помещать на фасаде рельефные изображения вооруженных копьями или секирой персов слева от трона (там, где на гробнице Дария были Гаубарува и Аспачана), и персов, приветствующих царя поднятием рук ко рту – справа (там, где изображался Утана). Жест поднесения руки ко рту встречается как на знаменитых сценах царской аудиенции из ападаны Персеполя, так и на других изображениях ахеменидского периода. В таком случае, конечно, лучше всего данный жест может характеризовать глагол со значением «благоволить», «благословить».

Ключевые словаПерсия, Ахемениды, Дарий I, эпиграфика, Накш-и Рустам, проскинесиc
Источник финансированияИсследование в части, подготовленной Рунгом Эдуардом Валерьевичем, выполнено при финансовой поддержке РНФ, проект № 20-18-00374, выполняемый на базе ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Получено14.06.2021
Дата публикации22.06.2021
Кол-во символов41200
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 НОВАЯ НАДПИСЬ ДАРИЯ I ИЗ НАКШ-И РУСТАМА
2 В 2001 г. во время реставрационных работ на наскальной гробнице персидского царя Дария I в Накш-и Рустаме (рис. 1) рабочие произвели очищение от природных наслоений рельеф в виде мужской фигуры, изображенной с поднятой левой рукой ко рту, в верхнем правом углу фасада гробницы (рис.2). В результате явственно проступила надпись, состоящая из четырех строк. Что касается самого рельефа, то он был одной из шести симметрично расположенных мужских фигур, по три с каждой стороны от царского трона, изображенных на фасаде гробницы, которые олицетворяли ближайших сподвижников Дария I, участвовавших в заговоре против Гауматы в 522 г. до н.э.
3 Однако, вплоть до 2018 г. надпись оставалась неизвестной в научных кругах и была «вновь открыта» только 23 октября того года, когда иранский лингвист М. Доруди в сопровождении фотографа М.А. Мосалланежада посетил некрополь в Накш-и Рустаме и при помощи окуляра фотоаппарата заметил надпись и сделал несколько качественных ее фотографий. Впоследствии Доруди послал фотоснимки своему коллеге С. Дельшаду, в то время завершающему свою диссертацию, посвященную ахеменидской эпиграфике, в Свободном университете Берлина, который подтвердил, что была обнаружена новая надпись. 27 января 2019 г. С. Дельшад и М. Доруди, поднявшись на гробницу, исследовали надпись с более близкого расстояния, а в марте опубликовали совместную статью, посвященную вновь открытой надписи, получившей обозначение DNf [Delshad, Doroodi, 2019]. Среди Накш-и Рустамских текстов с гробницы Дария I она является шестой по счету: первые два (DNa–b) – пространные тексты, высеченные на фасаде гробницы в ее правом верхнем углу и по центру; два других (DNc–d) –надписи, выполненные над рельефами мужских фигур слева от трона и идентифицирующие двух сподвижников Дария: Гаубаруву – Гобрия (рис. 3) и Аспачану – Аспафина (рис. 4); также и другие надписи (DNe) сопровождают рельефные изображения тридцати представителей народов Ахеменидской империи, символически поддерживающих царский трон1. Вновь открытая надпись, таким образом, по своему исполнению является схожей с DNc–d, и подобно им, также выполнена на трех языках – древнеперсидском, эламском и аккадском. Древнеперсидская версия надписи состоит из двух строк, эламская и вавилонская – из одной строки каждая (рис. 5); начало надписи не сохранилось, однако, восстанавливается по аналогии с двумя другими подобными текстами (DNc–d). 1. Транслитерацию и перевод Накш-и Рустамских надписей Дария I см.: Tolman, 1908, p. 3–47; Weissbach, 1911, p. 86–99; Kent, 1950, p. 137–141; Vallat, 1997, p. 149–159; Lecoq, 1997, p. 219–226; Schmitt, 2000, p. 25–49; 2009, S. 100–114; Меликов, 2013, c. 116–128.
4 ДРЕВНЕПЕРСИДСКАЯ ВЕРСИЯ НАДПИСИ
5 Прежде всего, обратимся к тексту на древнеперсидском и приведем транслитерацию сткк. 1-2 надписи: 1[---------]-š-u-v-r-i-š : d-a-r-y-v-h-u- 2[---------]-h-y-a : a-f-r-[?]-a-t-i-y
6 В этой связи напрашивается аналогия с надписью в отношении Гаубарувы (DNc), рельеф под которой изображает человека с копьем; -r--t-i-b-r в тексте принято в историографии переводить как «копьеносец» – arštibara2. Таким образом, Гаубарува характеризуется как копьеносец царя Дария: 1g-u-b-ru-u-v : p-a-t-i-š-u-v-r-i-š : d-a-r- 2y-v-h-u-š : x-š-a-y-ϑ-i-y-h-y-a : -r--t-i-b-r 2. Spear-bearer (Tolman, 1908, p. 47; Kent, 1950, p. 140; Schmitt, 2000, p. 45); Lanzenträger (Weissbach, 1911, S. 97; Schmitt, 2009, S. 112); le porteur de lance (Vallat, 1997, p. 159; Lecoq, 1997, p. 224). В вавилонской версии текста надписи – na-šú-ú iṣas-ma-ru-ú, в эламской – GIšṣi-ru-um ku-ik-t[i-r]a. Перевод в обоих случаях – «копьеносец».

Всего подписок: 2, всего просмотров: 977

Оценка читателей: голосов 0

1.  Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М.: Наука, 1985.

2. Дьяконов И.М. История Мидии: от древнейших времен до конца IV в. до н. э. М.–Л.: Издательство Академии наук СССР, 1956.

3. Кошеленко Г.А. Драхма Синатрука с надчеканкой Отаны. Нумизматика и эпиграфика. 1971. Вып. 9. С. 33–37.

4. Меликов Р. Древнеперсидские надписи. Транслитерация, перевод, глоссарий. Баку: Издательский дом «Şǝrq-Qǝrb», 2013.

5. Орлов В.П. Социальный статус персидской аристократии в Ахеменидской империи (к вопросу о значении термина bandakā). Проблемы истории, филологии, культуры. 2018. № 4. С. 66–77.

6. Пьянков И.В. Средняя Азия и Евразийская степь в древности. СПб.: Петербургское лингвистическое общество, 2013.

7. Рунг Э.В. Культ царя в Ахеменидской державе. «Боги среди людей»: культ правителей в эллинистическом и постэллинистическом мире. Под ред. С.Ю. Сапрыкина, И.А. Ладынина. СПб: Изд-во РХГА, 2016. С. 174–190.

8. Струве В.В. Этюды по истории Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии. Л.: Наука, 1968.

9. Abe T. Proskynesis: From a Persian Court Protocol to a Greek Religious Practice. TEKMERIA. 2017–2018. Vol. 14. Pp. 1–45.

10. Bahadori A. Achaemenid Empire, Tribal Confederations of Southwestern Persia and Seven Families. Iranian Studies. 2017. Vol. 50 (2). Pp. 173–197.

11. Bahadori A. On the Structural Aspects of Persian Elites in Achaemenid Persia.

12. Iran and the Caucasus. 2019. Vol. 23. Pp. 307–331.

13. Bartholomae C. Altiranisches Wörterbuch. Strassburg: Verlag von Karl J. Trübner, 1904.

14. Bowden H. On Kissing and Making Up: Court Protocol and Historiography in Alexander the Great’s Experiment with Proskynesis. Bulletin of the Institute of Classical Studies. 2013. Vol. 56 (2). Pp. 55–77.

15. Brehm J. Die Herrschaftsfolge des persischen Königshauses in den „Historien” des Herodot im Spannungsfeld von Kontinuität und Wandel. Genealogisches Bewusstsein als Legitimation. Inter- und intragenerationelle Auseinandersetzungen sowie die Bedeutung von Verwandtschaft bei Amtswechseln. Eds. H. Brandt, K. Köhler, U. Siewert. Bamberg: Bamberg University Press, 2009. Pp. 35–59.

16. Briant P. From Cyrus to Alexander. A History of the Persian Empire. Winona Lake, Indiana: Eisenbrauns, 2002.

17. Cotesta V. Kings into Gods. How Prostration Shaped Eurasian Civilizations. Leiden–Boston: Brill, 2012.

18. Delshad S., Doroodi M. DNf: A New Inscription Emerges from the Shadow. ARTA 2019.001. http://www.achemenet.com/pdf/arta/ ARTA_2019.001 _Delshad_Doroodi.pdf. (accessed: 17.03.2021).

19. Delshad S., Doroodi M. Katibeh-ī dar Sāyeh: Katibe-ye Nowyafteh-ye Haxāmaneši Mowsum be DNf, Zabān-hā va Gūyeš-hāye Irāni. 2020. Vol. 11. Pp. 3–28 [Delshad S., Doroodi M. An Inscription in the Shadow: A New-found Achaemenid Inscription Called DNf. Iranian Languages and Dialects. 2020. Vol. 11. Pp. 3–28 (in Persian)].

20. Dietrich M. The Neo-Babylonian Correspondence of Sargon and Sennacherib (State Archives of Assyria, 17). Helsinki: Helsinki University Press, 2003.

21. Frye R.N. The Heritage of Persia. London: William Clowes Publisher, 1962.

22. Frye R.N. The Persepolis Middle Persian Inscriptions from the Time of Shapur II. Acta Orientalia. 1966. Vol. 30. Pp. 83–93.

23. Frye R.N. Gestures of Difference to Royalty in Ancient Iran. Iranica antiqua. 1972. Vol. 9. Pp. 102–107.

24. Frechette C.G. The Name of the Ritual: Investigating Ancient Mesopotamian “Hand-lifting” Rituals with Implications for the Interpretation of Genre in the Psalms. PhD Diss. Cambridge, Massachusetts: Harvard University, 2005.

25. Frechette C.G. Mesopotamian Ritual-Prayers of 'hand-Lifting' (Akkadian Suillas): An Investigation of Function in Light of the Idiomatic Meaning of the Rubric. Münster: Ugarit Verlag, 2012.

26. Gignoux P. Glossaire des Inscriptions Pehlevies et Parthes (Corpus Inscriptionum Iranicarum. Supplementary Series. Vol. I). London: Lund Humphries, 1972.

27. Garrison M.B. The Ritual Landscape at Persepolis. Glyptic Imagery from the Persepolis Fortification and Treasury Archives. Chicago: University Press, 2017.

28. Grayson A.K. Assyrian and Babylonian Chronicles. N.Y.: Locust Valley Publisher, 1975.

29. Grillot-Susini F. Éléments de grammaire élamite. Paris: Recherche sur les civilisations, 1987.

30. Hallock R.T. Persepolis Fortification Tablets. Chicago: University Press, 1969.

31. Henkelman W.F.M. On Tapyroi and Tablets, States and Tribes: The Historical Geography of Pastoralism in the Achaemenid Heartland in Greek and Elamite Sources. Bulletin of the Institute of Classical Studies. 2011. Vol. 54 (2). Pp. 1–16.

32. Henkelman W.F.M., Stolper M.W. Ethnic Identity and Ethnic Labelling at Persepolis: The Case of the Skudrians. Organisation des pouvoirs et contacts culturels dans les pays de l‘empire achéménide. Actes du colloque organisé au Collège de France par la “Chaire d'histoire et civilisation du monde achéménide et de l'empire d'Alexandre” et le “Réseau international d'études et de recherches achéménides” (GDR 2538 CNRS), 9–10 novembre 2007 (Persika 14). Ed. P. Briant, M. Chauveau. Paris: De Boccard, 2009. Pp. 271–328.

33. Herrenschmidt C. Notes sur la parentéchez les Perses au debut de l’empire achéménide. Achaemenid History II: The Greek Sources. Ed. H. Sancisi-Weerdenburg, A. Kuhrt. Leiden: Nederlands Instituut Voor Het Nabije Oosten, 1987. Pp. 53–67.

34. Hinz W., Koch H. Elamisches Wörterbuch. T. 1-2. Berlin: Verlag von Dietrich Teimer in Berlin, 1987.

35. Hyland J. Hystaspes, Gobryas, and elite marriage politics in Teispid Persia. The Digital Archive of Brief Notes & Iran Review. 2018. Vol. 5. Pp. 30–35.

36. Kaptan D. The Daskyleion Bullae: Seal Images from the Western Achaemenid Empire. Vol. I–II. Leiden: Nederlands Instituut Voor Het Nabije Oosten, 2002.

37. Khačikjan M. The Elamite Language. Roma: Istituto per gli studi micenei ed egeo-anatolici, 1998.

38. Kent R.G. Old Persian: Grammar, Texts, Lexicon. New Haven: American Oriental Society, 1950.

39. Kümmel M. 2019: Analogie oder Lautgesetz? Zur Erklärung von Mittelpersisch burr-‘schneiden’, xirr- ‘kaufen’, āfurr- ‘segnen’ und altpersisch a-f-r-[?]- DNf 2. 27. GeSuS-Jahrestagung Sprach(en)forschung: Disziplinen und Interdisziplinarität, Warschau, 1–8 (Handout).

40. Labat R., Malbran-Labat F. Manuel d’Épigraphie akkadienne. Paris: Geuthner, 1994.

41. Lecoq P. Les inscriptions de la Perse achéménide. Paris: Gallimard, 1997.

42. Lenzi A. Akkadian Prayers and Hymns. A Reader. Atlanta: SBL Press, 2015.

43. Lewis D.M. Sparta and Persia: Lectures Delivered at the University of Cincinnati, Autumn 1976 in Memory of Donald W. Bradeen. Leiden: J.E. Brill, 1977.

44. Llewellyn-Jones L. King and Court in Ancient Persia (550 to 331 BCE). Edinburgh: University Press, 2013.

45. Luckenbill D.D. Ancient Records of Assyria and Babylonia. Vol. 2. Chicago: University Press, 1927.

46. MacKenzie D.N. A Concise Pahlavi Dictionary. London–New York–Toronto: Oxford University Press, 1971.

47. Matarese C. Sending a Kiss to the King: The Achaemenid Proskynēsis between Explanations and Misunderstandings. Ancient World. 2014, Vol. 45. Pp. 122–145.

48. Oshima T. Babylonian Prayers to Marduk. Tübingen: Mohr Siebeck, 2011.

49. Paper H.H. The Phonology and Morphology of Royal Achaemenid Elamite. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1955.

50. Parpola S. Letters from Assyrian Scholars to the Kings Esarhaddon and Ashurbanipal. Vol. 1. Winona Lake, Indiana: Eisenbrauns, 2007.

51. Root M.C. The King and Kingship in Achaemenid Art. Essays on the Creation of an Iconography of Empire, Leiden: Brill, 1979.

52. Rung E. Some Notes on Karanos in the Achaemenid Empire. Iranica antiqua. 2015. Vol. 50. Pp. 333–356.

53. Rung E.V. The Gestures of proskynēsis in the Achaemenid Empire. Klio. 2020. Bd. 102 (2). Pp. 405–444.

54. Schmidt E.F. Persepolis, III: The Royal Tombs and other Monuments, Chicago: University Press, 1970.

55. Schmitt R. The Old Persian Inscriptions of Naqshi-Rustam and Persepolis. London: School of Oriental and African Studies, 2000.

56. Schmitt R. Die altpersischen Inschriften der Achaimeniden. Editio minor mit deutscher Ubersetzung. Wiesbaden: Dr. Ludwig Reichert Verlag, 2009.

57. Schmitt R. 2014: Wörterbuch der altpersischen Königsinschriften. Wiesbaden: Dr. Ludwig Reichert Verlag, 2014.

58. Schmitt R. Überlegungen zu zwei neuen altpersichen inschriften (Phanagoreia, Naqš-i Rustam). NARTAMONGAE. 2019. Vol. 14. Pp. 34–49.

59. Scott J.A. The Gesture of Proskynesis. Classical Journal. 1921/2, Bd. 17. Pp. 403–404.

60. Stolper M.W. Elamite. The Cambridge Encyclopedia of the World's Ancient Languages. Ed. R.D. Woodard. Cambridge: University Press, 2004.

61. Streck M.P. Babylonian and Assyrian. The Semitic Languages. An International Handbook. Ed. S. Weninger, G. Khan, M.P. Streck, J.C.E. Watson (eds). Berlin–Boston: De Gruyter, 2012, Pp. 359–396.

62. Stronah D. Icons of Dominion: Review Scenes at Til Barsip and Persepolis. Iranica antiqua. 2002. Vol. 37. Pp. 373–402.

63. Šašková K. Adad-šumu-uṣur and His Family in the Service of Assyrian Kings. Who Was King? Who Was Not King? The Rulers and the Ruled in the Ancient Near East. Ed. P. Charvát, P. Maříková Vlčková. Prague: Institute of Archaeology of the Academy of Sciences of the Czech Republic, 2010. Pp. 113–130.

64. Tarn W.W. Alexander the Great, II: Sources and Studies. Cambridge: University Press, 1948.

65. Tavernier J. Élamite. Analyse grammaticale et lecture de textes. Res Antiquae. 2011. Vol. 8. Pp. 315–350.

66. Tavernier J. Some Thoughts on the ustarbaru. Extraction and Control: Studies in Honor of Matthew W. Stolper. Ed. M. Kozuh, W. Henkelman, C. Jones, C. Woods. Chicago: University Press, 2014. Pp. 297–322.

67. Taylor L.R. The ‘Proskynesis’ and the Hellenistic Ruler Cult. Journal of Hellenic Studies. 1927. Vol. 47. Pp. 53–62.

68. Tolman H.C. Ancient Persian Lexicon and the Text of the Achaemenidan Inscriptions Transliterated and Translated with Special Reference to Their Recent Re-Examination. New York–Cincinnati–Chicago: American Bank Company, 1908.

69. Vallat F. Corpus des inscriptions royales en elamite achemenide. Thèse présentée pour l'obtention du Doctorat de IIIe cycle. Paris, 1997.

70. Waters M. Ctesias’ Persica and Its Near Eastern Context. Madison: University of Wisconsin Press, 2017.

71. Weissbach F.H. Die Keilinschriften der Achämeniden. Leipzig: Hinrichs, 1911.

72. Wiesehöfer J. “Denn ihr huldigt nicht einem Menschen als eurem Herrscher, sondern nur den Göttern”: Bemerkungen zur Proskynese in Iran. Religious Themes and Texts of Pre-Islamic Iran and Central Asia: Studies in Honour of Professor Gherardo Gnoli. Ed. C. Cereti, M. Maggi, E. Provasi. Wiesbaden: Dr. Ludwig Reichert Verlag, 2003. S. 447–452.

73. Zadok R. The Elamite Onomasticon. Napoli: Istituto universitario orientale, 1984.

Рис. 1. Гробница Дария I в Накш-и Рустаме, Иран (фото Э. В. Рунга). (Рис.1.jpg, 1,126 Kb) [Скачать]

Рис. 2. Рельеф перса (Отана?) на гробнице Дария I в Накш-и Рустаме (фото М.А. Мосалланежада). (Рис.2.jpg, 1,332 Kb) [Скачать]

Рис. 3. Рельеф Гаубарувы на гробнице Дария I в Накш-и Рустаме. (Рис.3.jpg, 602 Kb) [Скачать]

Рис. 4. Рельеф Аспачаны на гробнице Дария I в Накш-и Рустаме. (Рис.4.jpg, 1,404 Kb) [Скачать]

Рис. 5a-b. Фотография и прорисовка надписи DNf (Delshad, Doroodi 2019, 7, fig. 1, 6). (Рис.5a-b.jpg, 501 Kb) [Скачать]

Рис. 6. Рельеф с изображением аудиенции Дария I из ападаны в Персеполе. Национальный музей Ирана. Тегеран (фото Э. В. Рунга). (Рис.6001.jpg, 660 Kb) [Скачать]

Рис. 7. Рельеф с изображением аудиенции Дария I из ападаны в Персеполе. Персеполь (фото Э. В. Рунга). (Рис.7001.jpg, 801 Kb) [Скачать]

Рис. 8. Рельеф с гробницы Артаксеркса III. Персеполь (фото Э. В. Рунга). (Рис.8.JPG, 1,550 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх