Ездигерд I и Лахмиды

 
Код статьиS086919080014668-1-1
DOI10.31857/S086919080014668-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы13-23
Аннотация

В источниках, основанных на иранских сказаниях, восходящих к сасанидским временам, царь Ездигерд I (400–420) предстаёт как тиран, который жестоко преследовал знать. Этот образ, отражающий представления аристократии о Ездигерде, в некоторой части создан искусственно, а сообщения о жестокости царя содержат известную долю преувеличений. Ездигерд вступил на престол в результате ожесточённой борьбы за власть, с помощью части аристократии. Впоследствии между Ездигердом и знатью началась борьба за фактическую власть. Постепенно набрав силу, Ездигерд подчинил аристократию и заставил её служить ему, но не пытался уничтожить её. В свою очередь аристократия, в частности, влиятельные роды Суренов и Михранов, относилась к Ездигерду враждебно, что отразилось в рассказах с осуждением царя, сохранившихся в источниках, но не выступала против него открыто. Ездигерд не пал жертвой заговора, как его предшественники. В своём правлении Ездигерд опирался на верных ему людей из разных групп знати. В частности, он нашёл опору в лице Лахмидов, подчинённых Сасанидам арабских правителей Хиры. Это проявилось в том, что Лахмидам было доверено воспитание сына Ездигерда – Варахрана, будущего царя Варахрана V Гора (421–440). В источниках есть немало рассказов об этом, причём в части их охранителем и воспитателем сасанидского царевича назван не ан-Нуман I (402–431), который в то время правил в Хире, а его сын ал-Мунзир. Однако сравнительное изучение источников с учётом исторического контекста свидетельствует в пользу другой реконструкции событий: в 402 г. Ездигерд назначил ан-Нумана правителем Хиры и тогда же поручил ему воспитание Варахрана. Этим объясняются указания в источниках на то, что Ездигерд, вверив Варахрана ал-Мунзиру (фактически – ан-Нуману), назначил последнего «царём арабов», т.е. правителем Хиры.

Ключевые словаСасаниды, Лахмиды, Ездигерд I, Варахран V, арабы, Хира
Источник финансированияЗарплата ИВ РАН
Получено18.04.2021
Дата публикации26.02.2023
Кол-во символов30589
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В источниках, в которых приводятся переложения иранских сказаний доисламского времени, сасанидский царь Ездигерд I (400–420)1 предстаёт в негативном свете. Этот образ наиболее полно представлен в истории ат-Табари (839–922/23): 1.  Даты правления Сасанидов и ан-Ну‘мана I приведены по хронологии, представленной в более ранних работах автора этих строк [Мишин, 2014, с. 36–63; Мишин _ССЫЛКА НА «К ВОПРОСУ О ХРОНОЛОГИИ»_].
2 «Согласно тому, что рассказывали, он был жесток и суров и имел много пороков. Из наиболее сильных из них, как говорили, было то, что он применял свои ум и хорошую образованность, а также различные знания и владение ими не к месту, много помышлял о вредоносных делах и употреблял всё это на козни, хитрости, уловки и обман. Он был искушён в различных видах причинения зла, причём ему самому это в нём очень нравилось, пренебрегал и ни во что не ставил знания и образованность других, мало считался с [этими их достоинствами] и полагал, что в [знаниях и образованности] превосходит остальных. К тому же он был суров, злого нрава и дурного поведения. Суровость его была сильна до того, что малая провинность была для него большой, а незначительный проступок – огромным. Далее, никто – даже если пользовался его расположением – не мог оказать покровительство тому, кого затрагивало [названное]. Он всё время обвинял людей, никому ни в чём не доверял, не вознаграждал за заслуги. Ставя отвратительное рядом с хорошим, он считал это правильным. Если же кто-нибудь отваживался в каком-либо деле замолвить слово за другого, он говорил ему: “Сколько тебе заплатили, чтобы ты поговорил со мной об этом деле, сколько ты получил?” И о таких и им подобных делах с ним говорили только послы, прибывавшие к нему от правителей [различных] народов. Собственные же подданные спасались от его нападок, бед, [которые могли случиться из-за] него, и дурных обычаев, собранных им в себе, держась тех, кто имел праведные обычаи до его царствования, и будучи обходительны в поведении. Из-за его дурного поведения и из страха перед его нападками они были заодно и помогали друг другу. Ему же было свойственно строго наказывать совершивших по отношению к нему проступок или прегрешение – штрафом, собрать который нельзя было и за триста [лет]. Поэтому он не прибегал к ударам кнутом, выжидая, когда [можно будет] покарать [провинившегося] тем, страшнее чего не было. Если же он узнавал, что кто-то из его близкого окружения хорошо относится к человеку того же рода занятий или разряда, то изгонял его со службы. В начале своего правления он сделал своим визирем Нарси (Михр-Нарсе. – Д.М.), мудреца своего времени, прекрасно образованного, достойного во всех отношениях и превосходившего современников. Его называли Михр-Нарси и Михр-Нарсах; он был прозван хазарбандах ([Имеющий] тысячу слуг. – Д.М.). Поскольку он (Ездигерд. – Д.М.) был таков, подданные надеялись, что он будет приведён к тому, что оставит свой нрав, и Нарси благотворно повлияет на него. Но, когда его царская власть упрочилась, его пренебрежение к знати и вельможам (ал-ашраф ва ал-узама) усилилось, он набросился на слабых (дуафа), стал проливать много крови и править с такой суровостью, какой подданные в то время не испытывали, и знатные люди увидели, что он всё более впадает в произвол, они собрались, жаловались на насилие, которое исходило от него и поражало их, молились своему Господу и просили Его поскорее избавить их от него (Ездигерда. – Д.М.)» [Annales ..., 1881–1882, p. 847–849].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 282

Оценка читателей: голосов 0

1. Мишин Д.Е. История государства Лахмидов. М.: ООО «Садра», 2017.

2. Мишин Д.Е. К вопросу о хронологии правления Лахмидов в V в. Восток (Oriens).

3. Мишин Д.Е. Хосров I Ануширван (531–579), его эпоха и его жизнеописание и поучение в истории Мискавейха. М.: ИВ РАН, 2014.

4. Мовсес Хоренаци. История Армении. Пер. Г. Саркисян. Ереван: Айастан, 1990.

5. Acta martyrum et sanctorum. Ed. P. Bedjan. T. II. Parisiis, Lipsiae, 1891.

6. Agathiae Myrinaei Historiarum libri quinque. Rec. R. Keydell. Berlin: Walter de Gruyter & Soc., 1967.

7. Ammianus Marcellinus. Ed. and tr. J.C. Rolfe. Vol. II. Cambridge (Massachusetts), London: Harvard University Press, 1948.

8. Annales quos scripsit ... at-Tabari. Ed. M.J. De Goeje. Prima series. II. Rec. J. Barth, Th. Noldeke. Lugduni Batavorum, 1881–1882.

9. Anonymi auctoris Chronicon ad annum Christi 1234 pertinens. Ed. J.-B. Chabot. I. Parisiis: E Typographeo Reipublicae, 1920.

10. Chronicon civile et ecclesiasticum anonymi auctoris. Ed. I. Ephraem II Rahmani. Berytus, 1904.

11. Collection des historiens anciens et modernes de l’Armenie. Pub. V. Langlois. T. 2. Paris, 1869.

12. Daryaee T. History, epics, and numismatics: on the title of Yazdgerd I (Ramsahr). American Journal of Numismatics. Second Series, 14 (2002). Pp. 89–95.

13. Eutychii Patriarchae Alexandrini Annales. Ed. L. Cheikho. Pars I. Beryti, Parisiis, 1906.

14. Histoire des rois de Perse par ... al-Thaalibi. Pub. et tr. H. Zotenberg. Paris, 1900.

15. Histoire nestorienne (Chronique de Seert). Premiere partie (II). Pub. A. Scher, tr. P. Dib. Patrologia Orientalis. T. 5. Paris, 1910. Pp. 217–344.

16. Le livre de la creation et de l’histoire de Motahhar ... el-Makdisi. Pub. et tr. C. Huart. T. 3. Paris, 1903.

17. Maris Amri et Slibae de patriarchis nestorianorum commentaria. Ed. H. Gismondi. Romae, 1899 (Pars prior), 1896 (Pars altera).

18. Moses Khorenatsi. History of the Armenians. Tr. R.W. Thomson. Cambridge, Massachusetts, London: Harvard University Press, 1978.

19. Nyberg H.S. A Manual of Pahlavi. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1964 (I), 1974 (II).

20. Sokrates. Kirchengeschichte. Hrsg. G.Ch. Hansen. Berlin: Akademie Verlag, 1995.

21. Synodicon orientale. Pub. J.-B. Chabot. Paris, 1902.

22. The Farsnama of Ibnu’l Balkhi. Ed. G. Le Strange, R.A. Nicholson. London: Luzac & Co., 1921.

23. Ал-Ахбaр ат-тивaл. Талиф … ад-Динавари. Изд. А. Aмир. Каир: Визaрат ас-сакaфа ва ал-иршaд ал-кавми, 1960.

24. Ал-Джaхиз. Ат-Тaдж фи ахлaк ал-мулук. Бейрут: Дaр ал-фикр, Дaр ал-бихaр, 1955.

25. Ал-Маaриф ли Ибн Кутайба. Изд. С. Укaша. Каир: Дaр ал-маaриф, 1981.

26. Ал-Масуди. Мурудж аз-захаб ва маaдин ал-джаухар. Изд. Ch. Pellat. Ч. 1. Бейрут: ал-Джaмиа ал-лубнaниййа, 1966.

27. Ал-Муджам фи aсaр мулук ал-аджам. Талиф … Фадлуллaх Казвини. Изд. А. Футухи-насаб. Тегеран: Анджоман-и-aсaр ва мафaхир-и-фарханги, 2005.

28. Йaдгaр-и-Зарирaн. Изд. Ж. Амузгaр. Тегеран: Муин, 2013/14.

29. Китaб ал-агaни. Талиф Аби ал-Фарадж ал-Асфахaни. Бейрут: Дaр ихйa ат-турaс ал-араби, 1994. Ч. 2.

30. Китaб ал-булдaн. Талиф … Ибн ал-Факих. Изд. Й. ал-Хaди. Бейрут: Aлам ал-кутуб, 1996.

31. Китaб ал-манaкиб ал-мазйадиййа фи ахбaр ал-мулук ал-асадиййа. Талиф … ал-Хилли. Изд. С.М. Дарaдика, М.А. Харисaт. Амман: Мактабат ар-рисaла ал-хадиса, 1984.

32. Китaб ал-мухаббар ли … Мухаммад ибн Хабиб. Изд. E. Lichtenstadter. Хайдарабад: Дaират ал-маaриф ал-усмaниййа, 1942.

33. Китaб тaрих суни мулук ал-ард ва ал-анбийa. Талиф Хамза … ал-Исфахaни. Berlin: Kaviani G.m.b.H., 1921/22.

34. Муджам ал-булдaн ли … Йaкут. Т. 2. Бейрут: Дaр Сaдир, 1977.

35. Нихaйат ал-араб фи ахбaр ал-фурс ва ал-араб. Изд. М.Т. Дaнишпэжух. Тегеран: Анджоман-и-aсaр ва мафaхир-и-фарханги, 1996/97.

36. Тaрих ал-Йакуби. Талиф … Ибн Вaдих. Изд. М. Сaдик Бахр ал-улум. Неджеф: ал-Мактаба ал-хайдариййа, 1964. Ч. 1.

37. Тaрих … Ибн Халдун. Каир: Дaр ал-китaб ал-мисри, Бейрут: Дaр ал-китaб ал-лубнaни, 1999. Т. 1.

38. Тaрих-и-Балами. Изд. М.Т. Бахaр Малик аш-шуарa, М.П. Гунaбaди. Ч. 2. Тегеран: Китaбфоруши-и-Заввaр, 1974.

39. Тaрих-и-Банaкати. Изд. Дж. Шеaр. Тегеран: Анджоман-и-aсaр-и-милли, 1969.

40. Тaрих-и-Гардизи. Изд. А. Хабиби. Тегеран: Донйa-йе-китaб, 1984/84.

41. Хаким Низaми Ганджави. Хафт пэйкар. Изд. В. Дастгирди. Тегеран: Матбаэ-йе-Армагaн, 1936/37.

42. Шaх-нaмэ-йе-Фирдоуси. Изд. С. Нафиси. Тегеран: Берухим, 1935. Т. 7.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх