Учение йогачары о сознании-сокровищнице и понятие причинности в индийской философии

 
Код статьиS004287440001904-9-1
DOI10.31857/S004287440001904-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт восточных рукописей РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №11
Страницы190-201
Аннотация

Причинный детерминизм признается всеми школами индийской философии – как брахманистскими, так и неортодоксальными, – но понимание природы каузальных связей различно в разных школах. В монистической веданте причинность понимается как реальная лишь на уровне относительной истины (vyāvahārika-satya), истинная же реальность – Брахман, – недвойственна, поэтому в ней нет различия между причиной и следствием. В санкхье все сущее связано причинно-следственными связями, но выделяется один регион реальности, свободный от причинности, – истинное Я (puruṣa). В философии буддизма махаяны выделяется две школы – мадхьямака и йогачара. Первая рассматривает понятие причинности как только ментальный конструкт, не имеющий отношения к истинной реальности (tathatā). Во второй же сознание-сокровищница (ālaya-vijñāna) выступает не как причина сансары, но как условие и закабаления в сансаре, и освобождения из нее. Она, как и Брахман в монистической веданте, лежит вне сферы причинности. 

Ключевые словасознание-сокровищница, адвайта-веданта, санкхья, махаяна, буддийская философия, причинность
Получено18.12.2018
Дата публикации19.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 1884

Оценка читателей: голосов 0

1. Кант 1994 – Кант И. Критика чистого разума. Пер. с нем. Н. О. Лосского. М.: Мысль, 1994.

2. Юм 1996– Юм Д. Трактат о человеческой природе, или Попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам. Пер. с англ. С. И. Церетели / Юм Д. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1996. С. 35–656.

3. Asanga (1950) Abhidharma-samuccaya, Ed. by P. Pradhan, Visva-Bharati, Santiniketan.

4. Asanga (2003) The Summary of the Great Vehicle, Trans. by J. P. Keenan, Numata Center for Buddhist Translation and Research, Berkeley.

5. Asanga, Maitreya (2001) Distinguishing Dharma and Dharmatā, with a Commentary by Thrangu Rinpoche Geshe Lharampa, Trans. by J. Levinson, Sri Satguru Publications, Delhi.

6. Asanga, Sthiramati (2003) Abhidharmasamuccaya and Abhidharmasamuccayabhāṣya, Ed. by Osamu Hayashima, Vol. I, Private Issue, Shiga, http://www.shiga-med.ac.jp/public/yugagyo/AS/AS_ETEXT_V1_ALL.pdf

7. Gauḍapāda (1953) Gauḍapāda-kārikā, Ed. and trans. by R. D. Karmarkar, Bhandarkar Oriental Research Institute, Poona.

8. Nāgārjuna (1960) Madhyamakaśastra of Nāgārjuna with the Commentary Prasannapadā by Candrakīrti, Ed. by P. L. Vaidya, The Mithila Institute of Postgraduate Studies and Research in Sanskrit Learning, Darbhanga.

9. Śaṅkara (1910) The Works of Śrī Śaṅkarāchārya, in 20 vols, Sri Vani Vilas Press, Srirangam.

10. Vaidya, Paraśurāma L., ed. (1967) Daśabhūmikasūtram, The Mithila Institute of Postgraduate Studies and Research in Sanskrit Learning, Darbhanga.

11. Бунге 2010 – Бунге М. Причинность: Место принципа причинности в современной науке. Пер. с англ. под ред. Г. С. Васецкого. М.: УРСС, 2010.

12. Костюченко 1983 – Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М.: Мысль, 1983.

13. Лама Анагарика Говинда 1993 – Лама Анагарика Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб.: Андреев и сыновья, 1993.

14. Лысенко 1986 – Лысенко В.Г. «Философия природы» в Индии: атомизм школы вайшешика. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1986.

15. Лысенко 2005 – Лысенко В.Г. Вайшешика Прашастапады как система / Прашастапада. Собрание характеристик категорий («Падартха-дхарма-санграха») с комментарием «Цветущее дерево метода» («Ньяя-кандали») Шридхары. Перевод с санскрита, предисловие, введение, историко-философский комментарий В.Г. Лысенко. М.: Восточная литература, 2005. С. 406–485.

16. Островская, Рудой 2006 – Островская Е.П., Рудой В.И. Черное зло аффектов: буддийские представления о причинах страдания / Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша). Составление, перевод, комментарий, исследование Е. П. Островской, В. И. Рудого. СПб.: СПбГУ, 2006. С. 11–50.

17. Розенберг 1991 – Розенберг О. О. Проблемы буддийской философии / Розенберг О. О. Труды по буддизму. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1991. С. 43 – 210.

18. Торчинов 2000 – Торчинов Е.А. Введение в буддологию: Курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.

19. Шохин 1995 – Лунный свет санкхьи. Издание подготовил В.К. Шохин. М.: Ладомир, 1995.

20. Шохин 2004 – Шохин В.К. Школы индийской философии: Период формирования (IV в. до н. э. – II в. н. э.). М.: Восточная литература, 2004.

21. Anacker, Stefan (1970) Vasubandhu: Three Aspects. A Study of a Buddhist Philosopher, PhD thesis, University of Wisconsin, Madison.

22. Bayer, Achim (2010) The Theory of Karman in the Abhidharmasamuccaya, The International Institute for Buddhist Studies, Tokyo.

23. Schmithausen, Lambert (1987) Ālayavijñāna: On the Origin and the Early Development of a Central Conception of Yogācāra Philosophy, The International Institute of Buddhist Studies, Tokyo.

24. Sharma, Chandradhar (1960) A Critical Survey of Indian Philosophy, Rider & Co, London.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх