Ал-Ашраф Инал (1453–1461) и аз-Захир Хушкадам (1461–1467): две модели формирования мамлюкской политической элиты

 
Код статьиS086919080013609-6-1
DOI10.31857/S086919080013609-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор Департамента востоковедения и африканистики, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург
Аффилиация: Департамент востоковедения и африканистики, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы31-41
Аннотация

Историю правления султанов-мамлюков в Египте и Сирии принято разделять на два периода: бахритский (12501382) и бурджитский (1382–1517). В течение почти ста лет, предшествовавших бурджитскому перевороту, султанами в Египте становились представители одной семьи – дети и внуки султана Калауна (1280–1290). Первый бурджитский султан Баркук (1382–1399) добился смещения малолетнего наследника из династии Калаунидов и захватил власть. В дальнейшем принцип передачи трона от отца к сыну не получил развития в государстве мамлюков. Попытку возвращения к династийной идее предпринял султан Инал (1453–1461). Наследник Инала Ахмад (25.02.1461–28.06.1461) продолжил политику своего отца и фактически отстранил старших эмиров от участия в управлении государством. Ахмад был свергнут с престола в результате согласованных действий наиболее многочисленных и влиятельных фракций мамлюков. Власть перешла Хушкадаму (1461–1467). Хушкадам восстановил традиционные принципы формирования политической элиты, согласно которым главной опорой султана должен быть совет старших эмиров.

Источниковую базу статьи составили труды выдающихся историков XV в. Ибн Тагри Бирди (1411–1469), ас-Сахави (1427–1497), ал-Малати (1440–1514).

В российской и зарубежной историографии политика султанов ал-Ашрафа Инала, ал-Му’аййада Ахмада и аз-Захира Хушкадама пока еще не получила подробного и всестороннего освещения. Наиболее обстоятельный очерк периода правления Инала представлен в монографии Л. Райнфандта, посвященной изучению вакфов этого султана. Базовую информацию об аз-Захире Хушкадаме содержат статьи в Энциклопедии ислама издательства Brill, подготовленные М. Холтом для издания 1986 г. и К. Д’юльстером для нового издания 2020 г.

Вопросы престолонаследия и политического развития султаната мамлюков в бурджитский период в целом рассматривались в работах У. Хармана, Й. Ван Стинбергена, К. Д’Юльстера, П. Винга, которые были использованы для подготовки этой статьи.

Ключевые словаСултанат мамлюков Бурджи, Египет, Инал, Хушкадам, политическая элита, престолонаследие
Получено29.01.2021
Дата публикации25.02.2021
Кол-во символов33869
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Более двухсот пятидесяти лет, с середины XIII до начала XVI в., правителями Египта и Сирии были мамлюки, рабы-воины преимущественно тюркского и черкесского происхождения. Период правления Бурджитов (1382–1517) составляет второй, завершающий этап истории независимых мамлюкских султанов в Египте (1250–1517). В отличие от своих предшественников Бахритов (1250–1382), Бурджиты не сформировали династию. Краткие периоды пребывания у власти наследников престола играли роль своеобразного переходного этапа, позволявшего эмиру, который обладал наибольшим политическим весом, избавиться от соперников и подготовиться к захвату трона. Султанами становились могущественные и влиятельные военные командиры, представители мамлюкской военной элиты. Серьезные институциональные изменения в высших эшелонах власти султаната, происходившие на протяжении XV в., У. Харманн назвал мамлюкизацией, подразумевая в первую очередь отказ от династийного принципа престолонаследования [Haarmann, 2001, p. 22].
2 Характерную особенность мамлюкской социальной организации составляла принадлежность каждого ее члена к одной из довольно многочисленных групп, во главе которой стоял эмир или султан. В такую группу входили мамлюки одного эмира или султана, которые воспитывались в одном «доме», вместе начинали службу. Для юных военных рабов, лишенных родных и родины, их хозяин и однополчане-побратимы становились настоящей семьей, единственной опорой и защитой. Мамлюкские группы, или фракции, объединялись в коалиции, вступали в сложное многоуровневое взаимодействие, могли быть переформированы. Взаимоотношения и конкурентная борьба между наиболее влиятельными группами и коалициями определяли внутриполитическую ситуацию в султанате и приобретали решающее значение, когда вставал вопрос о передаче власти новому правителю.
3 Попытку отступить от принципов формирования политической элиты, основанных на специфической традиционной системе ценностей мамлюков, в которой связи между членами одной группы занимали более высокое место, чем родственные узы, сделал султан ал-Ашраф Инал.
4

АЛ-АШРАФ ИНАЛ: ОСНОВАНИЕ ДИНАСТИИ

5 Инал был представителем «старой гвардии». После смерти первого бурджитского султана аз-Захира Баркука (1382–1399) один за другим приходили к власти его мамлюки (не считая султанов-наследников): ал-Му’аййду Шайху (1412–1421) было около сорока лет, когда он вступил на престол, ал-Ашрафу Барсбаю (1422–1438) – сорок пять, аз-Захиру Джакмаку (1438–1453) – около шестидесяти пяти, ал-Ашрафу Иналу – семьдесят три. За несколько десятилетий, минувших со времени ухода Баркука, его гвардия постарела, но по-прежнему составляла ядро политической верхушки и удерживала все влиятельные посты в государстве. Следующие поколения эмиров тщетно пытались сломить их сопротивление.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 622

Оценка читателей: голосов 0

1.  Al-Biqāʿī Burhān al-Dīn Ibrāhīm ibn ʿUmar. Iẓhār al-ʿAṣr li-Asrār Ahl al-ʿAṣr Taʾrīkh al-Biqāʿī [Evening Exposing of the Secrets of Contemporaries]. Riyadh: Jāmiʿat al-Imām Muḥammad ibn Saʿūd al-Islāmīyah, 1992–1993. 3 vols.

2. Al-Malaṭī ʿAbd al-Bāsiṭ ibn Khalīl ibn Shāhīn. Nayl al-Amal fī Dhayl al-Duwal [The Achievement of Hope about the Completion of “The States”]. 9 vols. Beirut and Ṣayda: al-Maktaba al-ʿAsriyah, 2002.

3. Al-Sakhāwī Shams al-Dīn Muḥammad ibn ʿAbd al-Raḥmān. Al-Ḍawʾ al-Lāmiʿ l-Ahl al-Qarn al-Tāsiʿ [The Light Shining upon the People of the Ninth Century]. 12 vols. Bairūt: Dar al-Jil, 1992.

4. Al-Sakhāwī Shams al-Dīn Muḥammad ibn ʿAbd al-Raḥmān. Wajīz al-kalām fī al-dhayl ʻalá duwal al-Islām [A Brief Speech of Book on Islamic kingdoms]. 4 vols. Beirut: Muʾassasat al-Risālah, 1995.

5. Haarmann U. The Mamluk System of Rule in the Eyes of Western Travelers. Mamlūk Studies Review, 2001. Vol. 5. Pp. 1–24.

6. Ibn Ḥajar al-ʿAsqalānī. Inbāʾ al-Ghumr bi-Abnā al-ʿUmr [Informing the Inexperienced with Data on the Contemporaries]. 4 vols. Al-Qāhira: Maṭābi‘ al-Ahrām al-Tijāriyya, 1969–1998.

7. Ibn Iyās. Badāʾiʿ al-zuhūr fī waqāʾiʿ al-duhūr [Marvels Blossoming among Incidents of the Epochs]. 6 vols. Leipzig, Istanbul and Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 1931–75.

8. Ibn Taghrī Birdī Jamāl al-Dīn. Al-Nujūm al-Zāhira fi Mulūk Miṣr wa-l-Qāhira [The Brilliant Stars, being the Chronicles of the Rulers of Egypt and Cairo]. 16 vols. Bairūt: Dār al-Kutub al-‘Ilmiya, 1992.

9. Ibn Taghrī Birdī Jamāl al-Dīn. Al-Manhal al-Sāfī wa-l-Mustawfā baʿda-l-Wāfī [The Pure Spring of the Fulfilment after the Completion]. 13 vols. Al-Qāhira: al-Hay’a al-Misriyya al-‘Āmma lī al-Kitāb, 1984–2009.

10. Ibn Taghrī Birdī Jamāl al-Dīn. Hawādith al-duhūr fī madā al-ayyām wa-l-shuhūr [Events of Centuries for Days and Months]. Bairūt: ‘Ālam al-kutub, 1990.

11. Igarashi D. The Financial Reforms of Sultan Qāytbāy. Mamlūk Studies Review. Vol. 13 (1). 2009. Pp. 27–51.

12. Rapoport Y. Women and Gender in Mamluk Society: An Overview. Mamlūk Studies Review. 2007. Vol. 11 (2). Pp. 1–47.

13. Reinfandt L. Was geschah in der Zeit zwischen Barsbāy und Qāytbāy? Überlegungen zu einer Neubewertung des späten Mamlukensultanats. Akten des 27. Deutschen Orientalistentages (Bonn – 28. September bis 2. Oktober 1998). Norm und Abweichung. Würzburg: Ergon Verlag, 2001. S. 269–278.

14. Van Steenbergen J., Wing P., D’Hulster K. The Mamlukization of the Mamluk Sultanate? State Formation and the History of Fifteenth Century Egypt and Syria: Part II – Comparative Solutions and a New Research Agenda. History Compass. 2016. Vol. 14 (11). Pp. 560–569.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх