От свидетельства к мученичеству: šāhid и šahīd в ранней мусульманской экзегетике и хадисах

 
Код статьиS086919080013580-5-1
DOI10.31857/S086919080013580-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: кандидат философских наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия
Адрес: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы118-129
Аннотация

В раннем исламе значения лексем šāhidи šahīd(мн.ч. šuhadāʾ) совпадают. Уже в Коране несколько айатов закрепляют за šahīd значение ‘мученик за веру’. В статье анализируется проблема перехода значения ‘свидетель’ к значению ‘исповедник, мученик’. На материале Тафсира ат-Табари показано уравнивание понятий šahīd и šāhid. Šahīd в значении ‘мученик’ встречается там нечасто, и тема мученичества не находит широкого обоснования. В хадисах из сборников ал-Бухари и Муслима понятие ‘мученик’ начинает обрастать специфической топикой. Активно внедряется идея мученичества, обретенного в бою. Появляется деление мучеников на категории. Позже этот вопрос найдет детальное обоснование в ранней богословской литературе по джихаду. Особенно актуальна проблема мученичества была для шиитской традиции, которая постепенно сосредоточилась на аспекте мученичества праведных имамов.Однако ранние шиитские классические тафсиры (ат-Тибйан фи тафсир ал-Курʾан Абу Джаʿфара ат-Туси и Маджмаʿ ал-байан ат-Табарси) не уделяли ей достаточного внимания. Как и суннитские богословы, экзегеты называют свидетелей справедливыми (ʿudūl), переводя вопрос в эсхатологическую плоскость. В шиитских хадисах из сборников ал-Кулини и Ибн Бабуйи оформляется мысль, что šuhadāʾ как свидетели и одновременно исповедники являются имамами. Эта идея нашла выражение в эсхатологической плоскости: имамы свидетели для своей общины в Судный день. Хадисы развивают мысль, что «исповедники» являются ḥujja (‘доказательством’ Бога для людей). Предания сополагают свидетелей в земном мире и заступников (šufaʿāʾ) в мире загробном. В хадисах šuhadāʾ часто соотносятся с ‘праведниками’. Формируется идея о том, что простые шииты также являются мучениками в силу своей добродетельной жизни. Концепция имама как свидетеля Бога получила развитие в дальнейшей шиитской мысли.

Ключевые словаšahīd, šāhid, суннитская и шиитская экзегетика, суннитские и шиитские хадисы, имамы
Источник финансированияРоссийский государственный гуманитарный университет
Получено02.02.2021
Дата публикации25.02.2021
Кол-во символов32083
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Первоначальное значение арабского прилагательного šahīd (мн.ч. šuhadāʾ) совпадает со значением формы активного причастия šāhid ‘свидетельствующий’. Традиционно считается, что термин šahīd обрел значение ‘мученик за веру’ по аналогии с греческим μάρτυρ, когда мученичество напрямую связалось со смертью в бою. Так определили мученичество для суннитского ислама хадисы и сочинения, посвященные джихаду. Смерть в бою от рук врагов истинной религии приносила райскую награду, недостижимую для простых верующих. Наибольшую остроту термин šahīd получил в шиитской литературе, упоминающей гибель ряда потомков пророка Мухаммада, особенно его зятя – четвертого халифа ʿАли б. Аби Талиба и сына последнего ал-Хусайна, погибшего в знаменитой битве при Кербеле от рук умаййадских воинов. Это событие стало ключевым для последующей шиитской истории и цементировало общину на принципе отмщения за кровь ал-Хусайна [Cook, 2007; Raven, 2003].
2 Настоящая статья посвящена проблеме постепенного смещения значения лексемы šahīd. В качестве источников исследования выбраны наиболее репрезентативные ранние суннитские и шиитские тафсиры и сборники хадисов: Тафсир ат-Табари, Сахих ал-Бухари, Сахих Муслима, отчасти Сунна Абу Даʾуда (для суннитской традиции); тафсиры ат-Туси, ат-Табарси (ат-Табриси) и сборники хадисов ал-Кулини и Ибн Бабуйи (Бабавайха) (для шиитской). По объемному корпусу на основе полной росписи контекстов сделана репрезентативная выборка.
3 Несмотря на то, что термин šahīd в раннем исламе неоднократно становился объектом пристального изучения, исследований, посвященных трансформации его значения, до сих пор не выходило. Посвященная мученичеству в исламе монография Д. Кука охватывает огромный временной период (от Корана до нашего времени), иллюстрируя наиболее известные прецеденты [Cook, 2007]. Работа ʿАдиля Мусаббихи о šahīd в хадисах не затрагивает этот вопрос [Musabbiḥī, 1429/2008]. Несмотря на то, что проблема особенно актуальна для шиитской традиции, даже в недавно опубликованной монографии известного иранского специалиста С.М. Хади Герами об отражении ранних шиитских идей в хадисах ей не уделяется внимания [Hådi Geråmi, 1396/2018] . Подспудно этот вопрос затрагивает один из ведущих современных специалистов по раннему шиизму Э. Кольберг [Kohlberg, 2013].
4

ŠUHADĀʾ В КОРАНЕ

5 Поскольку экзегеза и предание осмыслялись как разъяснение откровения, данного Мухаммаду, прежде всего необходимо сделать обзор употребления лексемы šahīd в тексте Корана. Корень šhd ‘свидетельствовать, давать показания’ встречается там 160 раз, в основном в личных глагольных формах первой породы. Неоднократно встречается и активное причастие šāhid.
6 Прилагательное šahīd относится либо к людям, либо к Богу. Люди выступают как свидетели чего-то, при чем-то (Коран 4:72; 16:84; 41:47). В правовом смысле слова – свидетели при долговой сделке (2:282), завещании (5:106), обвинении (24:4) [Kohlberg, 1997]. В этих контекстах прилагательное восходит к глаголу šаhаdа в значении ‘иметь доказательство чего-то’. Описываемая в них практика, видимо, восходит к доисламской, принятой в Мекке. Существует параллель с правилами, принятыми в Талмуде [Radscheit, 2006, p. 492, 495; Leicht, 2011].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 650

Оценка читателей: голосов 0

1. Прозоров С.М. Арабская историческая литература в Ираке, Иране и Средней Азии в VII – середине X в. М.: ГРВЛ, 1980.

2. Прозоров С.М. Васи. Ислам: Энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Милославского, Ю.А. Петросяна, М.Б. Пиотровского, С.М. Прозорова. М.: Наука ГРВЛ, 1991. C. 47.

3. Abū Dāwūd, Sulaymān b. Ašʿaṯ as-Sijistānī. Kitāb as-Sunan. Ed. by M. Muḥy ad-Dīn ʿAbd al-Ḥamīd. Vols. 1–4. Beirut: Dār al-Fikr, s. a. [Abū Dāwūd, Sulaymān b. Ašʿaṯ as-Sijistānī. Book of Traditions. Ed. by M. Muḥy ad-Dīn ʿAbd al-Ḥamīd. Vols. 1–4. Beirut: Dār al-Fikr, s. a. (in Arabic)].

4. al-Buḫārī, Muḥammad b. Ismāʿīl Abū ʿAbd Allāh. Al-Jāmiʿ aṣ-ṣaḥīḥ. Ed. by M. Dīb al-Baġā. 3rd ed. Vols. 1–6. Beirut: Dār b. Kaṯīr, al-Yamāma, 1407/1987 [al-Buḫārī, Muḥammad b. Ismāʿīl Abū ʿAbd Allāh. The Authentic Collection. Ed. by M. Dīb al-Baġā. 3rd ed. Vols. 1–6. Beirut: Dār b. Kaṯīr, al-Yamāma, 1407/1987 (in Arabic)].

5. Bar-Asher M. The Qurʾan and its Shiʿi Interpretations. Introduction. The Study of Shiʿi Islam: History, Theology and Law. Eds.: F. Daftary, G. Miskinzoda. London: I.B. Tauris, 2014. Pp. 79–94.

6. Cook D. Martyrdom in Islam. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2007.

7. Corbin H. En Islam iranien. Aspects spirituels et philosophiques. T. I. Le Shîʿisme duodécimain. Paris: Gallimard, 1971.

8. Ibn Bābūya, Abū Jaʿfar Muḥammad b. ʿAlī. Man lā yahḍuruhu al-faqīh. Ed. by Ḥusayn al-Aʿlamī. Vols. 1–4. Beirut: Muʾasasat al-Aʿlamī, 1406/1986 [Ibn Bābūya, Abū Jaʿfar Muḥammad b. ʿAlī. For Him not in the Presence of a Jurisprudent. Ed. by Ḥusayn al-Aʿlamī. Vols 1–4. Beirut: Muʾasasat al-Aʿlamī, 1406/1986 (in Arabic)].

9. Ibn Kaṯīr, ʿIsmāʿīl b. ʿUmar ad-Dimašqī. Tafsīr al-Qurʾān al-ʿaẓīm. Vols. 1–4. Beirut: Dār al-Fikr, 1401/1981 [Ibn Kaṯīr, ʿIsmāʿīl b. ʿUmar ad-Dimašqī. Interpretation of the Great Qurʾān. Vols. 1–4. Beirut: Dār al-Fikr, 1401/1981 (in Arabic)].

10. Fudge B. Qurʾānic Hermeneutics: al-Ṭabrisī and the Craft of Commentary. London: Routledge, 2011.

11. Hådi Geråmi S.M. Noxostin ändišehå-ye ḥädisi-ye šiʿe: ruykärdhå, goftemånhå, ängårehå vä jeryånhå. Tehran: Dånešgåh-e Emåm Ṣådeq, 1396/2018 [Hådi Geråmi S.M. The Earliest Shi'i Ideas on Hadith: Approaches Debates, Sketches, Development. Tehran: Dånešgåh-e Emåm Ṣådeq, 1396/2018 (in Persian)].

12. Goldziher I. Muhammedanische Studien. Bds. 1–2. Halle: M. Niemeyer Verlag, 1889–1890.

13. Jeffery A. The Foreign Vocabulary of the Qurʾan. Baroda: Oriental Institute, 1938.

14. Kohlberg E. Shahid. Encyclopaedia of Islam. 2nd ed. CD-Rom Edition, eds.: P. Bearman, T. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, and W.P. Heinrichs. Vol. 9. Leiden: Brill, 1997. Pp. 203b–207a.

15. Kohlberg E. The Abū Baṣīr Tradition: Qurʾānic Verses on the Merits of the Shīʿa. Law and Tradition in Classical Islamic Thought: Studies in Honor of Professor Hossein Modarressi. Eds.: M. Cook et al. New York: Palgrave Macmillan, 2013. Pp. 3–20.

16. Kohlberg E. In Praise of the Few: Studies in Shiʿi Thought and History. Leiden: Brill, 2020.

17. al-Kulīnī, Muḥammad b. Yaʿqūb b. Isḥaq. Al-Kāfī. Vols. 1–15. Qumm: Dār al-Ḥadīṯ, 1429/2008 [al-Kulīnī, Muḥammad b. Yaʿqūb b. Isḥaq. The Sufficient. Vols. 1–15. Qumm: Dār al-Ḥadīṯ, 1429/2008 (in Arabic)].

18. Leicht R. The Qurʾānic Commandment of Writing Down Loan Agreements (Q 2:282) – Perspectives of a Comparison with Rabbinical Law. The Qurʾān in Context: Historical and Literary Investigation into the Qurʾānic Milieu. Eds.: A. Neuwirth, N. Sinai, M. Marx. Leiden: Brill, 2011. Pp. 593–614.

19. Massi Dakake M. Writing and Resistance: The Transmission of Religious Knowledge in Early Shiʿism. The Study of Shiʿi Islam: History, Theology and Law. Eds.: F. Daftary, G. Miskinzoda. London: I.B. Tauris, 2014. Pp. 181–202.

20. Mollâ Sadra Shirazi. Le Livre des Pénétrations métaphysiques (Kitâb al-Mashâʿir). Texte arabe publié avec la version persane de Badiʿ ol-Molk Mirza ʿEmadoddawleh. Traduction française et annotations par H. Corbin. Teheran: Tahuri, 1982.

21. Musabbiḥī ʿĀdil Jāsim. Aš-Šahīd fī-s-sunna an-nabawiyya min wāqiʿ al-kutub as-sitta. Kuwait: Maktabat al-Imām aḏ-Ḏahabī, 1429/2008 [Musabbiḥī ʿĀdil Jāsim. Šahīd in the Sunnah of the Prophet According to the Six [Canonical] Books [of Hadith]. Kuwait: Maktabat al-Imām aḏ-Ḏahabī, 1429/2008 (in Arabic)].

22. Muslim b. al-Ḥajjāj, Abū-l-Ḥusayn al-Qushayrī. Al-Jāmiʿ aṣ-ṣaḥīḥ, ed. by M. Fuʾād ʿAbd al-Bāqī. Vols. 1–4. Beirut: Dār Iḥyāʾ at-Turāṯ al-ʿArabī, s. a. [Muslim b. al-Ḥajjāj, Abū-l-Ḥusayn al-Qushayrī. The Authentic Collection. Ed. by M. Fuʾād ʿAbd al-Bāqī. Vols. 1–4. Beirut: Dār Iḥyāʾ at-Turāṯ al-ʿArabī, s. a. (in Arabic)]

23. Newman A.J. The Formative Period of Twelver Shīʿism: Ḥadith as Discourse Between Qumm and Baghdad. Richmond, Surrey: Curzon Press, 2000.

24. Paret R. Der Koran. Kommentar und Konkordanz. 6te Auflage. Stuttgart-Berlin-Köln: Kohlhammer, 2001.

25. Payne-Smith J. A Compendious Syriac Dictionary. Oxford: At the Clarendon Press, 1903.

26. Peters R. Shāhid. Encyclopaedia of Islam. 2nd ed. CD-Rom Edition. Eds.: P. Bearman, T. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel, and W.P. Heinrichs. Vol. 9. Leiden: Brill, 1997. Pp. 207a–208a.

27. Radscheit M. Witnessing and Testifying. Encyclopedia of the Qurʾān. Vol. 5. Ed. by J. McAuliffe. Leiden: Brill, 2006. Pp. 492–506.

28. Raven W. Martyrs. Encyclopedia of the Qurʾān. Ed. by J. McAuliffe. Vol. 3. Leiden: Brill, 2003. Рp. 281–287.

29. Rippin A. What Defines a (Pre-modern) Shiʿi Tafsīr? Notes towards the History of the Genre of Tafsīr in Islam, in the Light of the Study of the Shiʿi Contribution. The Study of Shiʿi Islam: History, Theology and Law. Eds.: F. Daftary, G. Miskinzoda. London: I.B. Tauris, 2014. Pp. 95–112.

30. aṭ-Ṭabarī, Abū Jaʿfar Muḥammad b. Jarīr. Jāmiʿ al-bayān ʿan taʾwīl āyy al-Qurʾān. Vols. 1–30. Beirut: Dār al-Fikr, 1405/1984 [aṭ-Ṭabarī, Abū Jaʿfar Muḥammad b. Jarīr. Collection of Explanation on the Interpretation of Verses of the Qurʾān. Vols. 1–30. Beirut: Dār al-Fikr, 1405/1984 (in Arabic)].

31. aṭ-Ṭabrisī, Abū ʿAlī Fāḍl b. al-Ḥasan. Majmaʿ al-bayān fī tafsīr al-Qurʾān. Eds.: H. ar-Rasūlī al-Maḥallātī, Faḍl Allāh al-Yazdī aṭ-Ṭabāṭabāʾī. 2nd ed. Vols. 1–5. Beirut: Dar al-Maʿrifa, 1408/1988 [aṭ-Ṭabrisī, Abū ʿAlī Fāḍl b. al-Ḥasan. Collection of Elucidation towards the Interpretation of the Qurʾān. Eds.: H. ar-Rasūlī al-Maḥallātī, Faḍl Allāh al-Yazdī aṭ-Ṭabāṭabāʾī. 2nd ed. Vols. 1–5. Beirut: Dar al-Maʿrifa, 1408/1988 (in Arabic)].

32. aṭ-Ṭūsī, Abū Jaʿfar Muḥammad b. al-Ḥasan. At-Tibyān fī tafsīr al-Qurʾān. Ed. by. Āġā Buzurk aṭ-Ṭihrānī. Vols. 1–10. Beirut: Dār Iḥyāʾ at-Turāṯ al-ʿArabī, s. a. [aṭ-Ṭūsī, Abū Jaʿfar Muḥammad b. al-Ḥasan. The Elucidation of the Interpretation of the Qurʾān. Ed. by. Āġā Buzurk aṭ-Ṭihrānī. Vols. 1–10. Beirut: Dār Iḥyāʾ at-Turāṯ al-ʿArabī, s. a. (in Arabic].

Система Orphus

Загрузка...
Вверх