Миростроительство в Шри-Ланке

 
Код статьиS086919080013556-8-1
DOI10.31857/S086919080013556-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент, старший научный сотрудник
Аффилиация:
Московский государственный лингвистический университет, Институт международных отношений и социально-политических наук, кафедра теории регионоведения
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений РАН им. Е.М. Примако
Адрес: Москва, Профсоюзная, 23
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы93-105
Аннотация

В статье рассматриваются пути урегулирования внутригосударственного конфликта в Шри-Ланке, исследуются успехи и неудачи в процессе преодоления конфликтного противостояния между сингалами и тамилами, борьбы с терроризмом и деятельно-стью радикальной организации «Тигры освобождения Тамил Илама». Особое внимание уделяется явлению постконфликтного миростроительства в Шри-Ланке и противодействию сепаратизму. Исследуются политические и экономические меры руководства страны по преодолению последствий вооруженного противостояния, проводится анализ природы послевоенного устройства, процесса примирения в пострадавших от войны районах, особенностей реконструкции и развития. Сквозь призму индийского фактора рассматриваются отношения между сторонами вооруженного конфликта.  Указывается, что, несмотря на декларируемое стремление к устойчивому миру, правительство использовало свою позицию победителя для консолидации и укрепления власти в центре и не смогло решить основные проблемы проигравшей стороны.  Делается вывод о том, что полная победа одной из сторон в вооруженном противостоянии создает серьезные проблемы для успешного миростроительства. В статье показано, что попытки создания благоприятной среды для проведения примирения враждующих сторон и мирной трансформации конфликта потерпели неудачу.

Ключевые слова Шри-Ланка, Индия, «Тигры освобождения Тамил Илама», терроризм, сепаратизм, миростроительство
Получено25.01.2021
Дата публикации25.02.2021
Кол-во символов38110
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Cингало-тамильский конфликт в Шри-Ланке представляет собой многоуровневое явление в Южной Азии. Его исторические и социально-политические корни следует искать в период колониальной зависимости от Британской империи. Возникновение и развитие сингало-тамильского противостояния связано не только с объективными противоречиями, лежащими в его основе, но и с особыми свойствами такого субъективного фактора, как внешняя политика Индии, которая действует в ходе конфликта определенным образом для разрешения противоречия в свою пользу. Шри-ланкийские и индийские тамилы составляют меньшинство населения Шри-Ланки, общая численность которого около 20 млн человек, но в Индии они насчитывают примерно 60 млн человек [Волхонский, 2012, с. 572–574]. В развитии межэтнического конфликта в Шри-Ланке есть немало стихийных, спонтанных явлений, но главной его причиной стала установка тамильских радикальных организаций на создание независимого государства [Uyngoda, 2005, p. 308].
2 Сепаратистское движение в Шри-Ланке, известное под названием «Тигры освобождения Тамил-Илама» (ТОТИ), является международной радикально-экстремистской организацией. Это единственная террористическая группа в мире, которая уничтожила двух глав государств – премьер-министра Индии Раджива Ганди (1991) и президента Шри-Ланки Ранасингхе Премадасу (1993), а также ряд известных политических и военных деятелей [Сафронова, 2009, с. 5]. До появления ИГИЛ (2014) органы безопасности и разведки считали «тамильских тигров» самой жестокой террористической организацией в мире.
3 «Тамильские тигры» возникли в результате этнического конфликта между сингалами, составляющими большую часть населения Шри-Ланки, и тамилами – меньшей частью населения этого государства. Сингалы – преимущественно буддисты, тамилы исповедуют индуизм и христианство.
4 Движение «тамильских тигров» возникло в 1972 г. под названием «Новые тамильские тигры». Они выступали за создание Тамил-Илама – независимого тамильского государства на северо-востоке Шри-Ланки. Движущей силой «тигров» в 1976 г. стал тамильский национализм. Символ «тигры» был заимствован из эмблемы экспансионистской индийской династии Тамил Чола. Харизматический лидер и военный командир «тигров» Велупиллай Прабхакаран родился в 1954 г. После назначения в 1979 г. теоретиком «тигров» А. Баласингхама, защитившего кандидатскую диссертацию по психологии марксизма в Лондоне, националистическая идеология этого движения во многом обогатилась идеями марксизма-ленинизма.
5 Первые террористические акты в Шри-Ланке были осуществлены против тамилов, связанных с правительством и заклеймённых как предатели; среди жертв были политики, полицейские, чиновники госаппарата и просто подозреваемые в осведомительстве. «Тигры» и другие военные группы тамилов в целях повышения эффективности сбора данных о действиях правительственных сил создали северную группировку «только для тамилов». В тот период войска Шри-Ланки оказались неспособными противостоять угрозе терроризма, поскольку они были больше подготовлены к исполнению церемониальных функций, чем к боевым действиям. К тому времени, когда армия была преобразована в профессиональную боевую силу, террористы уже овладели искусством партизанской войны. Тренируясь на заброшенных фермах и под прикрытием джунглей (1983–1989), а также на базах Фатх (1977) и Фронта освобождения Палестины в контролируемой Сирией долине Бекаа в Ливане тамильские формирования на практике освоили ведение боев в сельской местности и в условиях города. Террористы широко практиковали тактику устраивания засад, минирования местности и внезапных стремительных нападений на правительственные войска; такая тактика с учетом того, что отряды «тигров» действовали в основном в северной части страны и со своих баз в Индии, сводила на нет все усилия правительства и регулярных войск по их подавлению [Gunaratna, 1987].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 615

Оценка читателей: голосов 0

1. Волхонский Б.М. Межэтнический конфликт в Шри-Ланке. Эт-ничность и религия в современных конфликтах. М.: Наука, 2012. С. 573–607

2. Гунаратна Р. Движение «Тигры освобождения Тамил Илама в Шри-Ланке. Форум. Проблемы стабильности. 1998. № 1. С. 58–67.

3. Лунев С.И. Конфессионально-этнические конфликты в малых странах Южной Азии. Конфликты на Востоке. Этнические и конфессиональные. М.: Аспект Пресс, 2008. C. 372–396

4. Сафронова А.Л. Особенности межобщинных отношений в Юж-ной Азии: прошлое и настоящее сингало-тамильского противостояния. Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. 2009, № 4. С. 3–2

5. Centre for Policy Alternatives. Devolution in the Eastern Province: Implementation of the 13th Amendment and Public Perceptions 2008-2010. Colombo: CPA, 2010.

6. Dewasiri, Nirmal Ranjith. ‘History’ After the War: Historical Con-sciousness in the Collective Sinhala-Buddhist Psyche in Post-War Sri Lanka. Colombo: International Centre for Ethnic Studies. Research Paper No 9. Pp. 1–32.

7. Gunaratna R. War and Peace in Sri Lanka. Colombo: Institute of Fundamental Studies, 1987.

8. Gunaratna R. Indian Intervention in Sri Lanka. The Role of India’s Intelligence Agencies. Colombo: South Asian Network on Conflict Re-search, 1994.

9. Hoglund, Kristine; Kovacs, Mimmi; Thiyagaraja, Waradas. The Peace Triangle: Capturing Peace After Military Victory in Sri Lanka. Practical Approaches to Peacebuilding. Putting Theory to Work. Eds. Harry Anastastasiou, Pamina Firchow. London: Lynne Rienner, 2016. Pp. 9–34.

10. Perera S. Reflections on Issues of Language in Sri Lanka: Power, Exclusion and Inclusion. Groundviews. October 24, 2011. http://groundviews.org/2011/10/24/reflections-on-issues-of-language-in-sri-lanka-power-exclusion-and-inclusion/ (accessed: 13.09.2018).

11. Sri Lanka Tamil Politics and the Quest for a Political Solution. Brus-sels: International Crisis Group, 2012. Report 239. 20 November 2012. https://www.crisisgroup.org/asia/south-asia/sri-lanka/sri-lanka-tamil-politics-and-quest-political-solution (accessed 23.09.2018)

12. Thaheer, Minna, Peiris Pradeep, Pathiraja Kasun. Reconciliation in Sri Lanka: Voices from Former War-Zones. Colombo: International Centre for Ethnic Studies, 2013.

13. United Nations High Commissioner for Human Rights. 2014. OHCHR Investigation on Sri Lanka. United Nations Human Rights Coun-cil. http://www.ohchr.org/EN/HRBodies/HRC/Pages/OISL.aspx. (accessed: 20.07.2014.

14. Uyangoda, Jayadeva. Negotiation for Conflict Resolution: Lessons from Sri Lanka’s Past Experience. Conflict, Conflict Resolution and Peace Building. Ed. by Yayadeva Uyangoda. Colombo: Colombo University Press, 2005. Pp. 308–352.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх