Египетские терракоты как отражение «народной» религии: служительницы культа и женские статуэтки плодородия из коллекции В.С. Голенищева (ГМИИ им. А.С. Пушкина)

 
Код статьиS086919080013482-7-1
DOI10.31857/S086919080013482-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующая отделом Древнего Востока
Аффилиация: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Адрес: Российская Федерация
Должность: Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы213-229
Аннотация

В статье рассматриваются десять египетских терракотовых статуэток греко-римского времени из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, приобретенные В.С. Голенищевым в Египте предположительно в 1890-х гг. Все памятники находятся в запаснике отдела Древнего Востока; семь из них прежде нигде не публиковались. Три статуэтки изображают служительниц египетского культа и участниц ритуальных празднеств, остальные относятся к двум группам статуэток, одна из которых изображает так называемых «орант» (или женских божеств-апотропеев), другая – обнаженных женщин («стеатопигичные» статуэтки и фигурки «баубо»). Последняя группа терракот тесно связана с культом плодородия в целом и женской фертильностью в частности. Все терракотовые статуэтки рассмотренного комплекса имеют отношение к «женской» сфере в домашнем и храмовом контексте. Изображения обладали апотропеическими функциями и призваны были охранять женщину и все аспекты ее деятельности как в социальной, так и в хозяйственной области: сохранение и благополучие домашнего очага, вынашивание и рождение здорового потомства. Терракотовые и глиняные статуэтки с изображением женщин – участниц ритуалов, либо так называемых «благожелательных божеств», были призваны магическим образом гарантировать защиту и преуспевание дома и его обитателей. Статуэтки могли приноситься в храмы в качестве вотивных даров, а также помещаться на домашние алтари или даже в погребения, как свидетельствуют археологические находки.По целому ряду аналогий (прежде всего – из коллекции Британского музея) можно сказать, что большая часть московских статуэток происходит из Фаюмского оазиса, где в греко-римское время существовало значительное количество городских центров и крупных поселений, имевших свои храмы (например, в Каранисе и Крокодилополисе). Простота и безыскусность подобных изделий прочно связывают их с «народной» религией греко-римского Египта, о которой, в отличие от официальных храмовых культов, нам известно крайне мало.

Ключевые словагреко-римский Египет, египетские терракоты, жрицы, Исида, древнеегипетская религия, «народная» религия, В.С. Голенищев, ГМИИ им. А.С. Пушкина
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках проекта Российского научного фонда № 19-18-00369 «Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России (на материале памятников коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина и архивных источников)»
Получено29.01.2021
Дата публикации25.02.2021
Кол-во символов54160
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Египетские терракоты как отражение «народной» религии: служительницы культа и женские статуэтки плодородия из коллекции В.С. Голенищева (ГМИИ им. А.С. Пушкина)1 1. Рабочая группа проекта РНФ 19-18-00369 «Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России (на материале памятников коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина и архивных источников) Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
2 Egyptian terracotta figurines as a reflection of “popular” religion: cult devotees and female figurines of fertility from the collection of V.S. Golenischev (Pushkin State Museum of Fine Arts, Moscow) В статье анализируются десять терракотовых статуэток, которые можно разделить на две группы. Первая связана с темой празднеств и ритуалов и изображает участвующих в них женщин – как простых почитательниц богов, так и жриц, служительниц культа. Вторая группа памятников принадлежит к так называемым «орантам» и «обнаженным женщинам» – интерпретация этих образов не всегда однозначна; в целом, по-видимому, данные терракоты относятся к женским апотропеям с широким спектром действия. Статуэтки изображают женских персонажей, что указывает на роль женщины в культовом и домашнем пространстве; при этом подчеркиваются наиболее важные аспекты женской сущности, связанные с плодовитостью, сохранением домашнего очага и благосостояния хозяйства. Все рассмотренные памятники происходят из собрания В.С. Голенищева; точное время и место их приобретения неизвестно, но предположительно покупки относятся к периоду путешествий ученого по Египту в 1880–1890-х гг. Большинство терракот птолемеевского и римского Египта отражают религиозные верования простого народа [Dunand, 1979]. Испокон веков это был мир множества богов и демонов – как добрых, так и злых; одних надо было почитать и приносить им жертвы, от других защищаться и отгонять их. Все это происходило в рамках культовой практики в храмах, вотивных приношений, использования магии в домашнем контексте. Терракотам, как показал в свое время Д. Франкфуртер, принадлежит значительная роль в установлении связи между храмовой и народной религией [Frankfurter, 1998, p. 55]. Терракоты из рассмотренной нами первой группы связаны с религиозными ритуалами и могут изображать праздничные процессии, которые были постоянным явлением в египетских городах и деревнях. Торжественные религиозные шествия были частью повседневной жизни, и поэтому изображение участников процессии, помещенное в домашнее святилище – довольно обычное использование терракот подобного рода [Bailey, 2008, p. 55–58]. Жрецы организовывали праздники по своему желанию и нанимали различных людей для участия в них: например, в одном из оксиринхских папирусов II в. н.э. описывается празднество в честь бога Нила [Alston, 2002, p. 195 (PapOxy III:519)]. Помимо жрецов и служителей культа, в религиозных процессиях нередко были задействованы артисты-мимы, рапсоды, танцоры и акробаты; особая роль отводилась музыкантам [Lindsay, 1963, p. 160–175]. Терракотовые статуэтки с изображением участников праздничных шествий – почитателей культа – изготавливались с апотропеической целью. Суть храмового ритуала заключалась в том, что царь и от его имени жрецы сражались с хаосом, силившимся ниспровергнуть мир; гибель мира весьма страшила египтян, и они, конечно, понимали важность победы над исефет (злом) и необходимость постоянного утверждения маат (справедливости). Такова была официальная идеология, частное выражение которой представляет так называемая «народная» религия, воплощенная в том числе и в терракотовых статуэтках. Последние делают акцент на более «приземленных» аспектах победы над хаосом – на защите домашнего очага, на благополучии, процветании своей семьи и преуспевании близких [Bailey, 2008, p. 55].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 738

Оценка читателей: голосов 0

1. Васильева О.А. Терракоты из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина: изображения богини Исиды. Труды Государственного Эрмитажа LXVI. Петербургские Египтологические Чтения 2011–2012. СПб.: Издательство Гос. Эрмитажа, 2013. С. 55–67.

2. Голенищев В.С. Эпиграфические результаты поездки в Уади Хаммамат. Записки Восточного отделения (Императорского) Русского археологического общества. Т. II, вып. 1–2. 1887. C. 69–79.

3. Голенищев В.С. Археологические результаты путешествия по Египту зимой 1888–1889 г. Записки Восточного отделения (Императорского) Русского археологического общества. Т. V, вып. 1. 1890. C. 1–30.

4. Грейвс Р. Мифы древней Греции. Кн. 1. М., 2001.

5. Демская А.А., Ходжаш С.И., Берлев О.Д., Качалина Г.И., Яковлева Е.М. (сост.). Выдающийся русский востоковед В.С. Голенищев и история приобретения его коллекции в Музей изящных искусств (1909–1912) (Из архива ГМИИ. Вып. 3). М.: Советский художник, 1987.

6. Путь к бессмертию. Памятники древнеегипетского искусства в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Каталог выставки. М.: Восточная литература, 2002.

7. Ходжаш С.И. Изображения древнеегипетского бога Бэса в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Каталог. М.: Восточная литература, 2004.

8. Художественное ремесло эпохи римской империи (I в. до н.э. – IV в. н.э.). Каталог выставки. Л.: Искусство, 1980.

9. Alston R. The City in Roman and Byzantine Egypt. London – New York: Routledge, 2002.

10. Ashton S.-A. Petrie’s Ptolemaic and Roman Memphis. London: Institute of archaeology, 2003.

11. Bailey D. Catalogue of the Terracottas in the British Museum. Vol. IV. Ptolemaic and Roman Terracottas from Egypt. London: British Museum Press, 2008.

12. Bayer-Niemeier E. Griechisch-römische Terrakotten. Liebieghaus – Museum Alter Plastik. Bildwerke der Sammlung Kaufmann I. Frankfurt: Verl. Gutenberg, 1988.

13. Besques S. Catalogue raisonné des figurines et reliefs en terre-cuite grecs, étrusques et romains. T. 4.2. Époques hellénistiques et romaines. Cyrénaique, Égypte Ptolémaique et Romaine, Afrique du Nord et Proche-Orient. Paris: Réunion des musées nationaux, 1992.

14. Breccia E. Terrecotte figurate greche e greco-egizie del Museo di Alessandria. (Monuments de l’Égypte gréco-romaine, II.2). Bergamo: Officine dell’Istituto italiano d’arti grafiche, 1934.

15. Dunand Fr. Catalogue des terres сuites gréco-romaines d’Égypte. Paris: Réunion des musées nationaux, 1990.

16. Dunand Fr. Religion populaire en Égypte Romaine. Les terres cuites isiaques du Musée du Caire. Leiden: Brill, 1979.

17. Ewigleben C., Grumbkow J. von. Götter, Gräber und Grotesken. Tonfiguren aus dem Alltagsleben im römischen Ägypten. Hamburg: Museum für Kunst und Gewerbe, 1991.

18. Fischer J. Griechisch-Römische Terrakotten aus Ägypten. Die Sammlungen Sieglin und Schreiber. Dresden – Leipzig – Stuttgart – Tübingen. Tübingen: E. Wasmuth, 1994.

19. Fjeldhagen M. Graeco-Roman Terracottas from Egypt : Catalogue. Ny Carlsberg Glyptotek. Copenhagen: Ny Carlsberg Glyptotek, 1995.

20. Frankfurter D. Religion in Roman Egypt. Assimilation and Resistance. Princeton: Princeton University Press, 1998.

21. Fraser P. M. Ptolemaic Alexandria. Vol. I. Oxford: Clarendon Press, 1972.

22. Gallazzi C., Hadji-Minaglou G. Trésors inattendus. 30 ans de fouilles et de coopération à Tebtynis (Fayoum) Le Caire, Musée égyptien 4 février – 4 avril 2019. Le Caire: IFAO, 2019.

23. Graindor P. Terres cuites de l’Égypte Gréco-romaine. Antwerpen: De Sikkel, 1939.

24. Griesbach J. (Hrsg.). GRYPTISCH. Griechisch–Ägyptisch. Tonfiguren vom Nil. Würzburg: Museum der Universität Würzburg, 2013.

25. Guardians of the Nile: Sculptures from Karanis in the Fayoum (c. 250 BC–AD 450). Ann Arbor: Kelsey Museum of Archaeology, 1978.

26. Hodjash S., Berlev O. The Egyptian Reliefs and Stelae in the Pushkin Museum of Fine Arts, Moscow. Leningrad: Aurora Art Publishers, 1982.

27. Household and Family Religion in Antiquity. Ed. by Bodel J., Olyan S.M. Oxford: Blackwell Publishing, 2008.

28. Hussein Nahla Mohamed Ahmed. Kiman Fariss, Krokodilopolis in griechisch-römischer Zeit: archäologische Untersuchung der Terrakotta-Figuren. PhD Dissertation. Berlin: Freien Universität, 2016.

29. Kaufmann C.M. Ägyptische Terrakotten der griechisch-römischen und koptischen Epoche. Kairo: Diemer, Finck und Baylaender, 1913.

30. Liddell H., Scott R. A Greek-English Lexicon. Oxford: Clarendon Press, 1940.

31. LIMC – Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. Vol. III. Zürich – München: Artemis Verlag, 1986.

32. Lindsay J. Daily Life in Roman Egypt. London: Frederick Muller, 1963.

33. Melaerts H. (ed.). Le сulte du souverain dans l’Égypte ptolémaïque au IIIe siècle avant notre ère. Actes du colloque international, Bruxelles 10 Mai 1995. (Studia Hellenistica 34). Louvain: Peeters, 1998.

34. Perdrizet P. Les terres сuites grecques d’Égypte de la collection Fouquet. Nancy – Paris: Berger-Levrault, 1921.

35. Petrie W.M.F. Hawara, Biahmu, and Arsinoe. London: The Leadenhall Press, 1889.

36. Petrie W.M.F. Roman Ehnasya (Heracleopolis Magna) 1904. London: Egypt Exploration Fund, 1905.

37. Philipp H. Terrakotten aus Ägypten im Ägyptischen Museum Berlin. Berlin: Mann, 1972.

38. Pomeroy S.B. Women in Hellenistic Egypt. From Alexander to Cleopatra. Detroit: Wayne State University Press, 1990.

39. Schmidt E. (Hrsg.). Katalog der antiken Terrakotten. Teil I. Die figürlichen Terrakotten. Mainz am Rein: Universität Würzburg, 1994.

40. Schürmann W. Katalog der antiken Terrakotten im Badischen Landesmuseum Karlsruhe. Göteborg: P. Åstrom, 1989.

41. Török L. Hellenistic and Roman Terracottas in Egypt. Roma: “L’Erma” di Bretschneider, 1995.

42. Walker S., Bierbrier M.L. Ancient Faces: Mummy Portraits from Roman Egypt. London: British Museum Press, 1997.

43. Weber W. Die ägyptisch-griechischen Terrakotten. (Königliche Museen zu Berlin. Mitteilungen aus der ägyptischen Sammlung, II). Berlin: K. Curtius, 1914.

44. Wilfong G.T. (ed.). Women and Gender in Ancient Egypt. From Prehistory to Late Antiquity. An Exhibition at the Kelsey Museum of Archaeology, 14 March – 15 June 1997. Ann Arbor: Kelsey Museum of Archaeology, 1997.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх