Тема Тибета в творчестве современных китайских живописцев Ло Чжунли и Ай Сюаня

 
Код статьиS086919080012484-9-1
DOI10.31857/S086919080012484-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: Национальный исслдовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 6
Страницы164-174
Аннотация

Китайская живопись рубежа ХХ – XXI вв. отмечена исторически небывалым разнообразием техник, художественных стилей и жанров. Распространение масляной живописи в Китае нарушило монополию традиционной водно-клеевой живописи, но не ее лидерство. В статье дается характеристика современного этапа развития реалистической масляной живописи в Китае. Для анализа выбраны полотна художников Ло Чжунли (1948 г.р.) и Ай Сюаня (1947 г.р.). На примере их творчества впервые исследуется процесс китаизации масляной живописи и рассматривается значение тибетской тематики в современной живописи КНР. Актуальность темы связана с тем, что западное искусствоведение не уделяет должного внимания китайским художникам масляной живописи, в результате чего западные зрители и коллекционеры оказываются плохо подготовленными к китайским аукционам и выставкам. В статье комплексно используется искусствоведческое описание, философско-эстетический анализ, культурологическая методология и социологический подход.

На рубеже 1970-1980-х гг. в китайской масляной живописи пафосный революционный стиль сменяется направлением «живописи деревенского реализма», в котором образуется так называемая «тибетская группа». Тема жизни нацменьшинств оформляется в отдельный жанр, но именно произведения тибетской тематики оказываются наиболее многочисленными и пользуются успехом на конкурсах и выставках в КНР. Стиль живописи Ло Чжунли эволюционировал от реализма к неоэкспрессионизму. Тибетская тема интересовала художника на раннем реалистическом этапе его творчества. Идейной основой его реалистического стиля в тибетских сюжетах был традиционный идеал «архаической простоты» (<em >гу пу).Позднее Ло Чжунли отказывается от западной манеры письма, применяет в масляной живописи китайскую технику линеарной живописи <em >баймяои штрихов-<em >цунь.Ай Сюань, напротив, сохраняет верность реалистической стилистике и сочетает ее с приемами лирического экспрессионизма. Ай Сюань приближает фактуру масляной живописи к эффектам традиционной водно-клеевой живописи за счет увеличения прозрачности слоев масляной живописи.

Ключевые словаживописи деревенского реализма, тибетская группа, гиперреализм, фотореализм, ультрареализм, неоэкспрессионизм, гохуа, гу пу, баймяо, штрихи-цунь
Получено02.11.2020
Дата публикации11.12.2020
Кол-во символов31950
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Современная живопись Китая отличается исторически небывалым разнообразием техник, художественных стилей и жанров. Рубеж ХХ–XXI вв. можно считать порой подъема в развитии китайской живописи после десятилетий засилья агитационного искусства маоистского периода. Расцвету живописи способствует целый комплекс социальных факторов. Среди них важную роль играет формирование гигантского художественного рынка, связанного с экономическим подъемом в стране. В многочисленных художественных академиях, институтах, школах и студиях все новые поколения молодежи получают высококачественное художественное образование. Организуемые на государственном уровне выставки и конкурсы предоставляют победителям стипендии для обучения в Европе и Америке, что помогает наиболее талантливым начинающим живописцам завоевывать национальное и международное признание. Высокая конкуренция среди самих китайских живописцев, характерная еще для старого Китая, стимулирует реализацию творческого потенциала мастеров. Китай никогда не был настолько открыт художественной жизни Запада, как сейчас. Важно, что на протяжении последних трех десятилетий в сфере масляной живописи Китай ведет диалог с западным художественным миром на равных. К сожалению, западная критика уделяет недостаточное внимание современным китайским живописцам, в результате чего западный зритель и коллекционеры, неизменно проявляющие активный интерес к традиционной китайской культуре, оказываются плохо подготовленными к проводимым в КНГ и Гонконге выставкам и аукционам. Перед отечественными искусствоведами стоит сложная задача по исследованию обширного по своим масштабам и степени сложности искусства Китая последней трети ХХ в. – первой четверти XXI в.
2 Цель настоящей публикации – охарактеризовать современный этап эволюции реалистической масляной живописи Китая. Для анализа в формате статьи выбрано творчество двух известных и успешных на художественном рынке КНР мастеров, а именно Ло Чжунли 罗中立 (1948 г.р.) и Ай Сюаня 艾轩 (1947 г.р.). На примерах их произведений предстоит проанализировать два аспекта развития современной китайской живописи маслом: первый связан с итогами китаизации западной эстетики масляной живописи, второй покажет роль некитайской этнографической тематики в социологии и деонтологии китайской масляной живописи. Оба художника принадлежат к одному поколению мастеров; обладают ярким художественным дарованием; относятся к китайской школе реалистической живописи (чжунго сеши хуапай 中国写实画派). Оба мастера в начале 1980-х гг. были зачинателями направления «живописи деревенского реализма» (сянту сеши хуэйхуа 乡土写实绘画 ), а в 1980–1990-е гг. входили в «тибетскую группу» китайских живописцев (чжунго хуацзя дэ сицзан цзитуань 中国画家的西藏集团). Если для Ай Сюаня Тибет стал темой всей его жизни, то для Ло Чжунли тибетские образы были хотя и важным, но представляют собой лишь один из этапов его неоднократно менявшегося творческого пути. При решении поставленных задач комплексно используется философско-эстетический и искусствоведческий анализ, культурологическая методология и социологический подход.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 870

Оценка читателей: голосов 0

1. Ай Сюань юхуа цзинпинь цзи (艾轩油画精品集. Собрание произведений масляной живописи Ай Сюаня). Сост. Ай Сюань 艾轩. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 2011

2. Бэйцзин сеши хуа пай юхуа цзин цюань цзи (北京写实画派油画精选集Собрание масляной живописи пекинской реалистической школы). Сост. Ай Сюань 艾轩. Тяньцзинь: Тяньцзинь Янлюцин хуа шэ, 2005

3. Ван Мэйфан.王梅芳. 艾轩: Чуй лай ю цин ю лэн дэ кунцин (艾轩:吹来又清又冷的空气. Ай Сюань: дует чистый и холодный воздух). Мэйшу дагуань (Обозрение изобразительного искусства). 2002. № 12. С. 10–11

4. Дандай минцзя сумяо цзиндянь: Ай Сюань сумяо цзи (当代名家素描经典:艾轩素描集. Эскизы прославленных мастеров современности: Собрание эскизов Ай Сюаня). Сост. Ван Хэ王鹤. Чжэнчжоу: Хэнань мэйшу чубаньшэ, 2005

5. Инь Шуанси. 殷双喜.20 шицзи чжунго мэйшу пипин вэньсюань (20世纪中国美术批评文选 Собрание китайской художественной критики 20-го века). Пекин: Хэбэй мэйшу чубаньшэ, 2017

6. Ли Гуйцзюнь. 李貴君.Чжунго сеши хуа пай (中国写实画派 Китайская реалистическая живопись). Чанчунь: Цзилинь мэйшу чубаньшэ, 2008

7. Лю Дуду. 刘豆豆 20 шицзи 80 нянь дай ишу хуйхуа цюши таньси – и дуи Ай Сюань юхуа цзопинь дэ цзеду вэй ли (20 世纪 80 年代艺术绘画趋势探析—以对艾轩油画作品的解读为例. Анализ направления художественной живописи в 1980-х годах - на примере анализа масляной живописи Ай Сюаня). Шэньмэй юй ишу сюэ (Эстетика и искусство). 2016. № 06. С. 76-77

8. Лю Цунь. 刘淳. Чжунго юхуа ши (中国油画史 История китайской масляной живописи). Пекин: Чжунго циннянь чубаньшэ, 2016.

9. Чжунго дандай юхуа минцзя хуа цзи: Ай Сюань (中国当代油画明家画集: 艾轩. Собрание произведений прославленных мастеров современной масляной живописи Китая: Ай Сюань). Сост. Ай Сюань 艾轩. Шанхай: Жэньмин мэйшу чубаньшэ, 2008

10. Чжунго сеши хуа пай: Ай Сюань (中国写实画派:艾轩. Китайская реалистическая живопись: Ай Сюань). Сост. Е Цзюньда 鄂俊大. Чанчунь: Цзилинь мэйшу чубаньшэ, 2010

11. Чэн Си. 程希. Таньтао дуи Ай Сюань юхуа тэсэ дэ лицзе (探讨对艾轩油画特色的理解 Дискуссия об особенностях масляной живописи Ай Сюаня). Ишу кунцзянь (Арт-пространство). 2015. №11. С. 192

12. Sullivan M. Art and Artists of Twentieth-century China. Berkeley, CA: University of California Press, 1996.

13. Sullivan M. The Meeting of Eastern and Western Art. Berkeley, CA: University of California Press, 1997.

14. Sullivan M. Modern Chinese Artists: A Biographical Dictionary. Berkeley, etc: University of California Press, 2006.

Белозёрова bллюстрации (oriens_2020_6_illustrations_Belozerova.pdf, 5,786 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх