К столетию индонезийского писателя Утуя Татанга Сонтани

 
Код статьиS086919080012155-7-1
DOI10.31857/S086919080012155-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий кафедрой восточных языков Высших курсов иностранных языков (ВКИЯ) МИД России, России, президент Общества «Нусантара»
Аффилиация:
МИД России
АНО «Общество Нусантара»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы214-224
Аннотация

Утуй Татанг Сонтани, один из основоположников современной индонезийской литературы, скончался в Москве 17 сентября 1979 г. в возрасте 59-ти лет. Здесь им был создан ряд произведений, которые хранятся в его частном московском архиве. В нашу страну Утуй Татанг Сонтани прибыл в 1973 г. из Китая, где оказался в конце августа 1965 г. с делегацией компартии Индонезии. По причине армейского переворота на родине, за которым последовало убийство более миллиона коммунистов и членов их семей, путь домой писателю был отрезан.  

В КНР члены делегации оказались в канун и на взлёте культурной революции, мрачную картину которой Утуй Татанг Сонтани изобразит в мемуарах уже в России. В других своих московских произведениях писатель попытался разобраться в предпосылках индонезийской трагедии. Существенную вину за неё он возложил, не называя имени, на президента Сукарно, из-за личных амбиций которого, по его мнению, была убита группа генералов. Это стало поводом для преследования армейскими заговорщиками компартии Индонезии, руководство которой, ориентируясь на маоистские установки, поддерживало авантюризм Сукарно. Утуй Татанг Сонтани похоронен в Москве на Митинском кладбище.

Ключевые словаиндонезийская литература, Утуй Татанг Сонтани, Сукарно, индонезийская трагедия 1965 года
Получено31.10.2020
Дата публикации31.10.2020
Кол-во символов34684
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Утуя Татанга Сонтани, одного из основоположников литературы независимой Индонезии – романиста, новеллиста, драматурга. Волей судеб свои последние шесть лет писатель прожил в Москве, где скончался 17 сентября 1979 г. и был похоронен на Митинском кладбище, в самом конце в мусульманском секторе. От могилы открывался умиротворяющий вид на опустевшие поля и расцвеченные золотом и багрянцем перелески, которые были так милы его сердцу – несмотря на всю несхожесть с природой на родине. На погребении присутствовала вся индонезийская политэмиграция, отложившая в сторону внутренние конфликты, московские индонезисты и студенты МГУ, которые обучались у писателя индонезийскому языку.
2 Автор настоящей статьи, давний поклонник таланта Утуя Татанга Сонтани, имел счастливую возможность находиться рядом с мастером, а после кончины стал хранителем его московского архива с личными документами и завершёнными и прерванными рукописями, краткий анализ будет представлен ниже.
3 В нашу страну Утуй Татанг Сонтани прибыл из Китая, где находился с конца августа 1965 г. вместе с другими членами большой индонезийской делегации. Случилось так, что празднование 25-й годовщины образования КНР состоялось за день до армейского переворота в Индонезии. После него, как известно, были зверски убиты от полутора до двух миллиона коммунистов и членов их семей, а выжившие сосланы на долгие годы в концентрационный лагерь на отдалённом острове Буру. При этом какого-либо сопротивления со стороны преследуемых оказано не было – что свидетельствует о непричастности в целом компартии к спровоцированному убийству группы генералов, ставшему предлогом для репрессий.
4 Естественно, что в сложившейся обстановке о возвращении на родину думать не приходилось. К тому же Утуй Татанг Сонтани, как и репрессированный дома на 14 лет другой крупный писатель Прамудья Ананта Тур (1925–2006), значился в составе руководства курируемого компартией и теперь запрещённого «Общества народной культуры» (Лекра – Lembaga Kebudayaan Rakyat). Произведения того и другого часто переводились на русский язык и даже переиздавались, как например, роман Утуя Татанга Сонтани «Тамбера» с предисловием М. Колесникова (в 1964 и 1972 гг., см.: [Колесников, 1964]), а его пьеса «Цветок кафе» ставилась в Ташкенте во вторичном переводе уже с русского языка на узбекский. Среди других переводов – комедия «Си Кебаян» (1961) и новеллы (список произведений Утуя Татанга Сонтани, переведенных на русский язык см. в приложении).
5 Писательскую карьеру Утуй Татанг Сонтани начал в подростковом возрасте с газетных рассказов и публикации сразу же двух романов на родном сунданском языке. Они печатались, как это было тогда принято, в подвалах газет в виде фельетонов с продолжением. Одним из них был «Тамбера» (имя главного героя, 1937) – о первых контактах в XVII в. жителей восточных «островов пряностей» с мушкетами и пушками голландских негоциантов1. Он пользовался шумным успехом у читателей, и автор позже с гордостью напишет в мемуарах: «то было произведение, благодаря которому меня с тех пор стали называть писателем» [Архив, 8/3; Utuy Tatang Sontani, 2001, p. 56]. Правда, это высокое звание признавали тогда за ним только те индонезийцы, которые проживали на восточной Яве и говорили по-сундански (помимо сунданцев на Яве проживают также яванцы и мадурцы). 1. Подробный анализ романа см.: [Aveling, 1966, p. 317–365].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 809

Оценка читателей: голосов 0

1. Сикорский В.В. Беглец в страну людей. Сикорский В.В. О литературе и культуре Индонезии. Избранные работы. М.: Экон-Информ, 2014. С. 300-334.

2. Колесников М. Предисловие. Утуй Татанг Сонтани. Тамбера. М.: Художественная литература, 1964. С. 5–14. 2-е изд.: 1972.

3. Сикорский В.В. Будущее из прошлого: неизданные произведения Утуя Татанга Сонтани. Малайско-индонезийские исследования = Malay and Indonesian Studies. Отв. ред. Б.Б. Парникель. Вып XI. М.: Древо жизни, 1988. С. 60–68.

4. Утуй Татанг Сонтани. Колот-колоток. Пер. В. Сикорского. Современная индонезийская проза. 70-е годы. Сборник. Сост. В. Брагинский. М.: Радуга, 1988. С. 403–450.

5. Утуй Татанг Сонтани. Развитие драматургии в странах Азии и Африки. Ташкентская Конференция писателей стран Азии и Африки. Ташкент: Государственное издательство художественной литературы. 1960. С. 337–338.

6. Ajip Rosidi. Pengantar. Utuy Tatang Sontani. Di Bawah Langit tak Berbintang. Jakarta: Dunia Pustaka Jaya, 2001. Pp. 7–20 [Ajip Rosidi. The Prefacer. Utuy Tatang Sontani. Under Sky without Stars. Memoirs. Jakarta: Dunia Pustaka Jaya, 2001. Pp. 7–20 (in Indonesian)].

7. Aveling H. Seventeenth Century Bandanees Society in Fact and Fiction: “Tambera Assessed”. Bijdragen tot de Taal-, Land- en Volkenkunde. 1966. Deel 123. Pp. 317–365.

8. Maria S.L. Significatio e problematica del'Opera di Utui Tatang Sontani. Annali dell instituto Universario Orientale di Napoli, Nova Serie, VXV. Napoli, 1965. Pp. 237–270.

9. Utuy Tatang Sontani. Suling. Drama. Jakarta: DP, 1951 [Utuy Tatang Sontani. The Bamboo Flute. Jakarta: BP, 1952 (in Indonesian)]

10. Utuy Tatang Sontani. Orang-orang Sial. Jakarta: BP, 1952 [Utuy Tatang Sontani. The Misfits. Jakarta: BP, 1952 (in Indonesian)].

11. Utuy Tatang Sontani. Sangkuriang – Dayang Sumbi. Drama 3 bapak. Indonesia. 1953, no. 10. Pp. 294–601 [Utuy Tatang Sontani. Sangkuriang - Dayang Sumbi. Drama in 3 Acts. Indonesia. 1953, no. 10. Pp. 294–601 (In Indonesian)].

12. Utuy Tatang Sontani. Manusa di Dalam Hasil Sastra. Disampaikam dalam diskusi “Api 26”. Harian Rakyat Minggu. 19.01.1964 [Utuy Tatang Sontani. A Man in Literature: on the Discussion about the Flame of 1926. Harian Rakyat Minggu. 19.01.1964 (in Indonesian)].

13. Utuy Tatang Sontani. Di Bawah Langit tak Berbintang. Jakarta: Dunia Pustaka Jaya, 2001 [Utuy Tatang Sontani. Under Sky without Stars. Memoirs. Jakarta: Dunia Pustaka Jaya, 2001 (in Indonesian)].

Система Orphus

Загрузка...
Вверх