Влияние религиозной идентичности на политическую систему Ливана

 
Код статьиS086919080011350-2-1
DOI10.31857/S086919080011350-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: МГИМО МИД России, ведущий научный сотрудник ИСПИ ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Адрес: Москва, Москва, ул. Фотиевой, 6, стр.1, 119 333
Должность: Младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
Адрес: 119333, Российская Федерация, Москва, ул. Фотиевой, 6, к. 1
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы131-141
Аннотация

Многие исследователи считают ливанский опыт демократизации успешным переходом от гражданской войны, вызванной религиозным конфликтом, к устойчивой демократии. Однако политический процесс в Ливане можно охарактеризовать как нестабильный, что неоднократно приводило к политическому вакууму из-за неспособности политиков различных партий достичь договоренностей. Кроме того, политические и социально-экономические условия страны вызвали острый экономический кризис, кульминацией которого стали народные волнения  в октябре 2019 года и последовавшая за этим отставка  правительства, указывают на то, что демократия не может обеспечить стабильность, процветание и единство.

         В этой статье авторы утверждают, что сильное влияние религии на идентичность людей в Ливане привело к фрагментизации общества и политическому процессу, управляемому клиентелизмом и характеризующемуся слабостью и коррумпированностью государственных учреждений. На протяжении десятилетий религиозная самобытность в Ливане формировалась и изменялась местными и иностранными акторами для достижения политических или иных целей. История страны, от османского владычества до французского мандата на независимость в 1943 году, служит свидетельством использования религиозной идентичности для монополизации большей власти в политических, социальных и экономических институтах.

        После падения Османской империи Франция получила контроль над Ливаном, и в период действия своего мандата она отдавала предпочтение христианским общинам перед другими, еще больше углубляя раскол в обществе, уже разделенном по конфессиональному признаку. Это разделение сохранялись и углублялись после подписания соглашения Сайкс-Пикот (1916) и под французским мандатом и сохранялись после того, как страна обрела независимость. Сегодня религиозная идентичность продолжает играть важную роль в формировании политики Ливана, препятствуя тем самым политическому, экономическому и социальному развитию.

Ключевые словаЛиван, конфликт, религия, религиозная идентичность, Таифское Соглашение, гражданская война, разделение властей, консоциативная демократия, религиозный конфликт.
Получено10.09.2020
Дата публикации31.10.2020
Кол-во символов41406
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 INTRODUCTION The Middle East, a region that has served as home for the three most prominent monotheistic religions in the world - Judaism, Christianity and Islam, has throughout its centuries-old history suffered from foreign interventions and religious conflicts that, at times, turned into bloody civil wars. Although conflicts are often motivated by political rather than religious interests, religious communities have a significant influence on identity formation in this region. These religious communities are often politicised leading to outbreaks of violence or political competition between different religious communities and identities. In the 20th and 21st century, “confessional politics have become salient in countries with significant religious minorities” as is evident in Palestine/Israel, Iraq, Syria and Lebanon [Shitrit & Lee, 2014, . 210]. Among these countries, Lebanon is considered to have a unique experience in the region for establishing a political system that embraces all major religious groups within its borders and gives them proportional representation in governmental organisations. The Lebanese power-sharing system (otherwise known as a consociational democracy) has been hailed as a success for its ability to maintain stability and promote democracy. However, the political, social and economic realities in the country invite one to reconsider just how successful this consociational system is.
2 In October 2019, protests erupted demanding the government’s resignation and a change from a consociational to a technocratic political system. The protests were primarily instigated by the country's deteriorating economic situation and newly proposed taxes. As a consequence of these protests, Prime Minister Sa’d al Hariri resigned and the government subsequently collapsed. This event, among others to be discussed later, serve as indicators that the power-sharing system has failed in promoting internal stability, development and economic growth. This article argues that Lebanese consociationalism has fostered weak governmental economic and social institutions, corruption and a society heavily divided along sectarian lines. It further looks at how and why religious identity has become politically salient - on several occasions leading to conflicts including a 15-year long civil war. According to K.V. Dubrovskaia, “характерной чертой ливанской политической системы является политический конфессионализм обусловленный проживанием на территории Ливана как мусульман различных направлений … так и христиан ... Данные группы представляют собой обособленные религиозные общины, которые имеют различное происхождение и собственные сложившиеся социокультурные особенности - a characteristic feature of the Lebanese political system is political confessionalism due to the habitation of various Muslim groups in the territory of Lebanon in various as well as [various] Christians [groups]... These groups are separate religious communities that have different origins and their own socio - cultural characteristics“ [Dubrovskaia, 2019, pg. 101]. The history of the country’s creation, as well as foreign and local powers that saw in the religious diversity within Lebanon a tool for maintaining power and control serve as a witness to the significant role played by religious identity in dictating Lebanese politics. As such, the authors will begin with highlighting politically significant moments in the country’s history from the time of the weakening of the Ottoman Empire in the 19th century up until current times, and analyse the role played by religious identities in shaping these moments. Furthermore, the characteristics and political, economic and social consequences of the existing power-sharing system will be assessed and analysed.
3 HISTORICAL QUESTIONS OF RELIGIOUS IDENTITY IN LEBANON During the Ottoman Empire, the territory now known as Lebanon was an autonomous region named Mount Lebanon founded 1861 by an international commission and included “меньше половины территории современного Ливана — less than half the territory of modern-day Lebanon” [Мохов & Мохова, 2012, C. 203]. The inhabitants of this territory were mostly Christians and Druzes and, due to recurring bloody conflicts between them, European countries saw their intervention in the situation as necessary. This intervention resulted in an agreement under which the region came to be governed by a Christian Maronite provincial governor subject to the Ottoman Empire, and a council made up of twelve representatives of the main confessional groups living in the territory (Maronites, Druzes, Sunnis, Shi’ites, Orthodox and Greek Catholics). Dubrovskaia points out that “конфессиальный подход к выстраиванию политической системы был перенят Ливанской Республикой у Османской империи, применявшей его для управления арабскими провинциями - the confessional approach to building a political system was adopted by the Lebanese Republic from the Ottoman Empire, which used it to govern the Arab provinces” [Dubrovskaia, 2019, pg. 102].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1200

Оценка читателей: голосов 0

1. Дубровская К.В. Факторы формирования политики Ливана: общее и различное со странами ближневосточного региона. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2019. № 6-2. C. 101-104 2.
Иващенко А.С. Роль конфессионального фактора в общественно-политической жизни Ливана (1943-1990 гг. ). Вестник Адыгейского государственного университета, серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 2015, № 3(163). С. 59-65 3..
Мохов Н.В., Мохова И.М. Современный ливанский конфликт: генезис, факторы, перспективы урегулирования. Этничность и религия в современных конфликтах. Отв. ред.. В.А. Тишков, В.А.Шнирельман. М.: Наука. 2012. С. 203-259.

2. Abdel-Kader N. Multiculturalism and democracy: Lebanon as a case study. Lebanese National Defense, 2010, vol 72, no. 2. Pp. 1-17. URL: https://www.lebarmy.gov.lb/en/content/multiculturalism-and-democracy-lebanon-case-study 4. 
Arab Barometer. Wave V- Country Report – Lebanon. 2019. URL: https://www.arabbarometer.org/wp-content/uploads/lebanon-report-Public-Opinion-2019.pdf

3. Assaf N. Consociational Theory and Democratic Stability. A Re-examination Case Study: Lebanon. 2004. PhD thesis, University of Warwick, UK.

4. Calfat N.N. The Frailties of Lebanese Democracy: Outcomes and Limits of the Confessional Framework. Contexto Internacional, 2018, vol. 40, no.2. DOI:https://doi.org/10.1590/s0102-8529.2018400200002 

5. Canadians for justice and peace in the Middle East. Lebanon’s Presidential Stalemate: Bridge to Co-existence or Chaos? Canadians for Justice and Peace in the Middle East, 2015, Analysis paper no. 6. URL:https://www.cjpme.org/an_2015_07_27

6. Chamie J. The Lebanese Civil War: An Investigation into the causes. World Affairs, 1976, vol 139, no. 33. Pp.171–188

7. Diss M. Steffen F. The Distribution of Power in the Lebanese Parliament Revisited. Archive ouverte en Sciences de l'Homme et de la Société, 2017. URL:https://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-01587503

8. Fakhoury T. The Unmaking of Lebanon’s Sectarian Order? The October Uprising and its Drivers. Instituto Affari Internazionali, 2020. URL: https://www.iai.it/sites/default/files/iaicom1966.pdf

9. Fox J. An Introduction to Religion and Politics: Theory and Practice. New York: Routledge, 2013

10. Gurr T. R. Minorities at Risk, Washington, DC: United States Institute of Peace, 1993

11. Gurses M. The Lebanese Civil War, 1975-1978. Civil wars of the world: Major conflicts since World War II, ed. K. DeRouen, U.K. Hoe. Santa Barbara: ABC- CLIO, 2007

12. Habib O. Syria supplying more electricity to Lebanon. The Daily Star, 2018.
URL: https://www.dailystar.com.lb/Business/Local/2017/Aug-08/415279-syria-supplying-more-electricity-to-lebanon.ashx

13. Hamadi G. Unemployment: the paralysis of Lebanese youth. Naharnet, 2019. URL: https://en.annahar.com/article/1004952-unemployment-the-paralysis-of-lebanese-youth

14. Horowitz D.L. Ethnic Groups in Conflict, Berkeley: University of California Press, 1958

15. Karam J.G. Lebanon’s Civil Society as an Anchor of Stability. Crown Center for Middle East Studies, Brandeis University, 2018, Middle East Brief no. 117. URL: https://www.belfercenter.org/publication/lebanons-civil-society-anchor-stability

16. Kingston P. Reproducing Sectarianism: Advocacy Networks and the Politics of Civil Society in Postwar Lebanon. New York: SUNY Press, 2013.

17. Lee R., Shitrit L.B. Religion and Politics in the Middle East. Ed. E. Lust, M. Gaspar. Los Angeles: Sage/CQ Press, 2014.

18. Makdisi S., Marktanner, M. Trapped by consociationalism: The case of Lebanon. Topics in Middle Eastern and North African Economies, 2009, vol. 11. URL: http://www.luc.edu/orgs/meea/

19. Maktabi R. The Lebanese Census of 1932 Revisited. Who are the Lebanese? British Journal of Middle Eastern Studies, 1999, vol 26, no. 2. Pp. 219-241

20. Marx K., O’Malley J.J. Critique of Hegel's 'Philosophy of Right'. Cambridge: Cambridge University Press. 1970

21. Murtada, L. "Aversive Visions of Unanimity: Political Sectarianism in Lebanon". CMC Senior Theses. 2018. URL: http://scholarship.claremont.edu/cmc_theses/1941

22. Naharnet Newsdesk. Paoli on Bastille Day: Lebanon’s Democracy a Model to be Followed in Region. Naharnet, 2012 http://www.naharnet.com/stories/en/46640-paoli-on-bastille-day-lebanon-s-democracy-a-model-to-be-followed-in-region

23. Norris P., Inglehart R. Sacred and Secular: Religion and Politics Worldwide, New York: Cambridge University Press, 2004

24. Stephan R. Power Sharing in Syria: Lessons from Lebanon's Experience. German Institute of Global and Area Studies (GIGA), 2013, working Paper no. 223. URL: https://www.giga-hamburg.de/en/publication/power-sharing-in-syria-lessons-from-lebanons-experience

25. Tomass M. The Religious Roots of the Syrian Conflict: The Remaking of the Fertile Crescent. New York: Palgrave Macmillan, 2016

26. Transparency International. Corruption Perceptions Index. Transparency International, 2018. URL: https://www.transparency.org/cpi2018

27. Vohra A. Lebanon Is Broken. So Are Its Protests. Foreign Policy, 2020 https://foreignpolicy.com/2020/02/18/lebanon-protests-politics-leadership/

Система Orphus

Загрузка...
Вверх