Говорящие с птицами по-китайски. Теоретические основы францисканской проповеди в Срединной империи

 
Код статьиS086919080011148-9-1
DOI10.31857/S086919080011148-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник ИВ РАН; доцент ГАУГН
Аффилиация:
Институт востоковедения РАН (ИВ РАН)
Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы205-213
Аннотация

Сложную задачу проповеди христианства в Китае брали на себя поначалу последовательно, а после одновременно несколько европейских католических миссионерских орденов, первым из которых стал орден францисканцев. В статье рассматриваются философские и теоретические основы францисканской «инкультурации», служившей базисом их миссионерской практики, вытекающие из идей и деятельности основателя ордена – Франциска Ассизского, в частности из его убеждения в необходимости объявления истинности Евангелия всему сущему – от камней и птиц до «язычников». Формулируется гипотеза, согласно которой рациональные зерна этой теории были аккуратно инкорпорированы в теорию и практику teologiaaccomodativa, позволившей ренессансному ордену иезуитов вывести на новый виток идеи средневековых схоластов-францисканцев, достигнув больших успехов в миссионерской работе, позволившей им, несмотря на гонения, удержаться в Китае при дворе императоров династий Мин и Цин. В первой части статьи рассматривается сращение основных принципов обоих орденов как в исторической ретроспективе деятельности миссий, так и воплощение этого синтеза в современной католической церкви в лице нынешнего папы Франциска. Показано, как францисканцы, постулировавшие важность личной харизматичности проповедников и необходимость донесения евангельской вести до максимально возможной аудитории, сыграли роковую роль в пресечении деятельности католических миссий в Срединной империи благодаря нетерпимости к более радикальным методам инкультурации, использовавшимся иезуитами. Подводя итоги семисотлетнему (с неизбежным перерывом после времен династии Юань и запрещения христианской проповеди при императоре Юнчжэне) присутствию францисканцев в Китае, автор полагает, что фундаментальные наработки мыслителей ордена, прославившие его в средневековой Европе, оказались недейственными при попытке распространить христианские идеи в конфуцианской Поднебесной.

Ключевые словаФранциск Ассизский, францисканцы в Китае, теория миссионерской проповеди, инкультурация, католические миссии в Китае, иезуиты в Китае, Спор о ритуалах
Получено01.09.2020
Дата публикации31.10.2020
Кол-во символов24005
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В 1724 г. император династии Цин Юнчжэн (雍正; 1678–1735; прав.: 1722–1735) выпустил «Расширенное толкование Священного указа» (聖諭廣訓; Шэнюй гуансюнь) [Шэнюй гуансюнь, 2005, p. 19a], запрещающее проповедь и исповедание христианства. Эта радикальная мера, предпринятая представителем маньчжурского дома, достаточно толерантно относившегося к свободе совести (отец Юнчжэна Канси известен знаменитым «Указом о веротерпимости» [容敎令; Жунцзяолин] 1692 г.1), стала результатом стечения обстоятельств, в истоке которого лежал застарелый конфликт представителей различных миссионерских орденов – ослабивших себя внутренними дрязгами иезуитов и подвергших их разрушительной критике францисканцев и доминиканцев. В результате этого знаменитого «Спора о китайских ритуалах», продолжавшегося большую часть XVII в. и перетекшего в XVIII в., папа Клемент XI в 1715 г. передал императору Канси роковую буллу «Ex illa die» («С этого дня»), объявив традиционные китайские практики несовместимыми с христианскими, что повлекло гонения на миссионеров и китайских христиан, в 1742 г. Бенедикт XIV окончательно запретил соблюдение конфуцианских ритуалов при исповедовании христианства, а в 1773 г. папа Клемент XIV нанес последний удар ордену иезуитов, распустив его [Дубровская, 2001, с. 180–186, Круглова, 2018]. 1. См., например, Marinescu J.M.N. Defending Christianity in China: The Jesuit Defense of Christianity in the Lettres Edifiantes Et Curieuses & Ruijianlu in Relation to the Yongzheng Proscription of 1724. URL: >>>> Дата обращения 29.08.2020; Menegon Eu. Yongzheng’s Conundrum. The Emperor on Christianity, Religions, and Heterodoxy. URL: >>>> Дата обращения 29.08.2020].
2 Юнчжэн впервые включил отдельное и прямое негативное упоминание католицизма – «учения Западного океана» (西洋教; сиянцзяо) в документ столь высокого уровня, заявив: «Так же и Учение Западного океана, почитающее Господина Небес (天主, Тяньчжу), входит в число неканонических (不經; буцзин); но поскольку эти люди [миссионеры. – Д. Д.] понимают математику, наше правительство их использует, этого нельзя не знать» (又如西洋教宗天主亦屬不經因其人通曉歷數故國家用之爾等不可不知也)2. Столь печальный результат как минимум полутысячелетней проповеди христианства в Срединной империи стал результатом не только целого клубка политических противоречий, накопившихся к концу XVII в. между жаждавшими влияния в Китае державами и поддерживаемыми ими отрядами проповедников, но и вытекал из несовместимости теорий и практик проповеди трех мощных миссионерских орденов. 2. Этим высказыванием Юнчжэн продолжал и расширял седьмой пункт из «Священного указа» Канси, гласивший: «Истребляйте чуждые верования ради возвышения истинного учения» (黜異端以崇正學; Чу идуань и чунчжэн сюэ). См. Barmé G. R. The Christian Conundrum of Yongzheng. URL: >>>> Дата обращения 28.08.20.
3 Историческая картина католической проповеди в Китае справедливо представляется как триумф и трагедия наиболее успешного передового отряда папства – ордена иезуитов [Дубровская, 2001; Лю Юньхуа, 2005, Dunne, 1962], тогда как усилия их предшественников, а позже и соперников, на этом поприще зачастую остаются за кадром. Это с одной стороны объяснимо: деятельность несториан географически ограничивалась трассой Великого шелкового пути, ее финальным пунктом – Чанъанью и не могла похвастаться широтой охвата [Дубровская, 2008], францисканцы фокусировалась поначалу на папских посольствах к монгольским правителям, а в новое время, восстанавливая свое присутствие с юга Китая, не показали ярких результатов в прозелитизации [D’Arelli, 2011; De Civezza, 1898], самым же заметным результатом работы доминиканцев стала разрушительная критика иезуитов, приведшая к запрещению католической пропаганды в Китае [Дубровская, 2001, с. 160–186].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 762

Оценка читателей: голосов 0

1. Дубровская Д.В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие. М.: ИВ РАН, КРАФТ+, 2001.

2. Дубровская Д.В. Монах Рубрук между Западом и Востоком URL: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/622/. Дата обращения 05.07.2020.

3. Дубровская Д.В. Несторианская стела из Сиани. Эпиграфика Востока. 2008. № XXVII. С. 121–147.

4. Дубровская Д.В. Трактат «О Дружбе» Маттео Риччи как одна из причин успеха проповеди христианства в минском Китае. Восток (Oriens). 2020. № 3. С. 175–186.

5. Круглова М.С. «Спор о ритуалах» как пример культурного конфликта Востока и Запада. Манускрипт. 2018. № 5(91). С. 34–38.

6. Лю Юньхуа (刘耘华). Круг интерпретаций: позднеминские и раннецинские интерпретации конфуцианской классики священниками и их восприятие на родине (诠释的圆环: 明末清初传教士对儒家经典的解释及其本土回应). Пекин: Бэйцзин Дасюэ чубаньшэ (北京大学出版社), 2005 (in Chinese).

7. Шэнюй гуансюнь (聖諭廣訓; Расширенное толкование Священного указа). Циндин сыку цюаньшу хуэйяо (钦定四庫全書薈要; Высочайше утвержденное полное собрание книг по четырем разделам). Чанчунь: Цзилинь чубаньшэ (吉林出版社), 2005. Pp. 16–20 (in Chinese).

8. Barmé G.R. The Christian Conundrum of Yongzheng. URL: https://chinaheritage.net/journal/the-christian-conundrum-of-yongzheng/. Дата обращения 28.08.2020.

9. Beebe R.M., Senkewicz R.M. Junípero Serra: California, Indians, and the Transformation of a Missionary. Oklahoma: University of Oklahoma Press, 2015.

10. Carballo J.R. Francescani in Cina. URL: http://www.fides.org/it/attachments/Francescani_in_Cina.doc. Дата обращения 29.08.2020.

11. Carballo J.R. Il Vangelo in Cina. VII Centenario dell’ordinazione episcopale di Fr. Giovanni da Montecorvino, primo vescovo in Cina, in quanto nominato arcivescovo dell’attuale Pechino e Patriarca dell’Oriente. Agenzia Fides. URL: http://www.fides.org/en/news/25844-ASIA_CHINA_Franciscans_in_China_1200_1977_1_162_Friars_Minor_lived_in_China. Дата обращения 05.07.2020.

12. D'Arelli F. Religiosi, mercanti e legati pontifici verso la Cina dei secoli VII–XIV. F. D’Arelli e P. Callieri (Eds). A Oriente. Città, uomini e dei sulle Vie della Seta. Milano: Electa, 2011. Pp. 70–73.

13. De Civezza M. Histoire universelle des missions franciscains. Paris: Tolra, 1898.

14. Dunne G.H. Generation of Giants: The Story of the Jesuits in the Last Decades of the Ming Dynasty. London–Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1962.

15. Marinescu J.M.N. Defending Christianity in China: The Jesuit Defense of Christianity in the “Lettres Edifiantes Et Curieuses” & “Ruijianlu” in Relation to the Yongzheng Proscription of 1724. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/5164679.pdf. Дата обращения 29.08.2020.

16. Menegon Eu. Yongzheng’s Conundrum. The Emperor on Christianity, Religions, and Heterodoxy. URL: https://www.academia.edu/33042809/Yongzheng_s_Conundrum_The_Emperor_on_Christianity_Religions_and_Heterodoxy_2017_. Дата обращения 29.08.2020.

17. Noonan J.T. A Church That Can and Cannot Change. Notre Dame (IN): University of Notre Dame Press, 2005.

18. Pope Francis Explains Decision to Take St Francis of Assisi's Name. The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/world/2013/mar/16/pope-francis-st-francis-assisi. Дата обращения 13.08.2020.

19. The New Pope. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/The_New_Pope#Episodes (дата обращения 13.08.2020.

20. Roest B. Medieval Franciscan Mission: History and Concept. Strategies of Medieval Communal Identity: Judaism, Christianity, and Islam. Ed. Wout J. van Bekkum & Paul M.Cobb. Louvain: Peeters, 2004. Pp. 137–161.

21. Roncaglia M. San Francesco d'Assisi in Oriente. Studi francescani. 1953. No. 50. Pp. 97–106.

22. Selections From Thomas of Celano: First and Second Lives of St. Francis. Tr. by D. Burr. URL: http://people.bu.edu/dklepper/RN413/francis.html. Дата обращения 29.08.2020.

23. Short W. The Franciscans. Collegeville (MN): The Liturgical Press / Michael Glazier Books, 1989.

24. Willeke B.H. Documents Relating to the History of the Franciscan Missions in Shantung, China. Franciscan Studies. Vol. 7, 1947. No. 2. Pp. 171–187.

25. Wintz J. Saint Francis and the Birds. Franciscan Media. URL: https://www.franciscanmedia.org/saint-francis-and-the-birds/ (дата обращения 05.07.2020).

26. Cacciotti A., Melli M. (Eds). I Francescani e la Cina. Un’opera di oltre sette secoli. Milano: Edizioni Biblioteca Francescana, 2013.

27. Tolan J.V. Saint Francis and the Sultan: The Curious History of a Christian-Muslim Encounter. Oxford: Oxford University Press, 2009.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх