Африканская миграция в Италию: мотивы, локальные этнические группы, процессы интеграции

 
Код статьиS086919080010818-6-1
DOI10.31857/S086919080010818-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Адрес: Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Россия
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы102-112
Аннотация

В статье анализируется африканская иммиграция в Италию. Наибольшее внимание уделено характеру миграции, ее мотивам и анализу локальных этнических групп на территории Италии. С одной стороны, авторами отмечается, что трудовая иммиграция из стран Африки является необходимым социально-экономическим ресурсом как для сельскохозяйственных, так и для промышленных регионов страны. С другой стороны, в настоящее время регулярная африканская миграция сопровождается ростом нерегулярных потоков. Это приводит к существенному увеличению количества запросов вида на жительство, выдаваемых в случае предоставления международной защиты или воссоединения семьи. Мигранты новой волны, прибывающие в Италию, чаще всего исповедуют ислам, поэтому не обладают достаточными интегративными ресурсами. Поиск работы, жилья, доступ к базовым социальным услугам и медицинскому страхованию для них сопровождается необходимостью определения своего статуса в правовом пространстве принимающего государства. С целью анализа данных процессов в статью включены материалы полевого исследования, проведенного в Риме в октябре 2019 г. На основе экспертных интервью с представителями ряда католических организаций и университетов авторами определяется характер социокультурной трансформации принимающего общества и роль религиозных организаций в процессах интеграции африканских мигрантов. Авторы обращают внимание на существующую в Италии проблему внутренней неоднородности ислама, связанную с отсутствием единого, признанного религиозного актора в системе отношений «государство» «религиозная организация». Актуальная позиция Католической Церкви представлена со слов Папы Франциска, который в своих речах и публичных выступлениях много внимания уделяет вопросам миграции, этического обоснования принимаемых политических решений. В заключении авторами отмечается, что законодательные амнистии и практики воссоединения семей способствуют росту африканских общин и перераспределению географии миграции. Делается вывод о том, что в столкновении с иммигрантскими африканскими сообществами западная ментальность оказывается более европоцентричной, чем мультикультурной.

Ключевые словаафриканская миграция, миграция, мультикультурализм, Италия, интеркультурная политика, интеграция
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта «Трансформации глобального конфессионального геопространства: феномен "параллельных" обществ в системе международно-политических отношений», № 19-18-00054.
Получено10.08.2020
Дата публикации31.08.2020
Кол-во символов30071
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Наблюдаемый в последние годы значительный рост иммиграции из стран Африки, связанный с дестабилизацией политической ситуации в североафриканском регионе, привел к крупнейшим с момента окончания Второй мировой войны гуманитарному и миграционному кризисам 2015 г. в Европе. Доля африканских мигрантов, ежегодно прибывающих на территорию итальянского государства, уже превышает 1 млн человек и составляет порядка 20% от общего числа зарегистрированных иностранных граждан, или 1.8% от населения страны [Dossier Statistico Immigrazione, 2018, p. 13]. Тем не менее в современной социологической литературе эта ситуация еще не успела получить достаточного внимания – общий анализ африканской миграции пока сводится к обсуждению вопросов экономического и демографического характера [Smith, 2019; Bouquet, 2018]. В то же время итальянские социологи оценивают эти процессы в качестве долговременного фактора социокультурного изменения европейских обществ, ведущего к реструктуризации конфессионального и этнополитического пространства своей страны [Pace, 2018; Allievi, 2010]. Такое внимание к структурной трансформации, происходящей в принимающем обществе, позволяет в дальнейшем повысить качество миграционной политики государства.
2

АФРИКАНСКИЕ СООБЩЕСТВА ИТАЛИИ: СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

3 В большинстве случаев южноевропейские страны, в том числе Итальянская Республика, имеют повышенный экономический интерес к привлечению иммигрантов из африканских стран на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые работы [Ambrosini, 2011]. Италия, как страна с внутренней негативной демографической тенденцией – классический пример «средиземноморской модели иммиграции», для которой характерны высокие показатели безработицы среди местного населения и участие трудовых мигрантов в сельском хозяйстве, строительстве и некоторых отраслях промышленности.
4 Миграционные потоки из стран Африки развивались по трем основным направлениям: жители Магриба, в основном выходцы из Марокко и Туниса; мигранты из стран Тропической Африки, с которыми у Италии прежде существовали колониальные связи (Эфиопия, Сомали); и мигранты из Западной Африки (Сенегал, Гана, Кабо-Верде и т. д.) [King, 1993].
5 Присутствие африканских этнических групп на территории Италии характеризуется этнолингвистическим, культурным и религиозным разнообразием. На основании данных официальной статистики за 2017 г. можно выделить пять этнических групп, проживающих большей частью в северных регионах Италии: марокканская – 8.1%; египетская – 2.3; нигерийская – 2.1; сенегальская – 2.1, тунисская – 1.8%1 [Marra, 2018]. Численность групп не является постоянной, зависит от потоков регулярной и нерегулярной миграции, а также от последующей возможности легализации своего статуса в принимающем обществе. Особенностью африканской миграции в Италию считается ее преимущественно мужской характер – общая доля женщин составляет 38.5% от всех зарегистрированных граждан [Dossier Statistico Immigrazione, 2018, p. 104]. К основным мотивам въезда относят работу по найму, воссоединение семьи и прошение о предоставлении международной защиты. 1. Данные приводятся от общего числа зарегистрированных иностранных граждан в Италии на 1 января 2017 г.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 850

Оценка читателей: голосов 0

1. Агафошин М.М., Горохов С.А. География современной мусульманской миграции в страны ЕС. Общественная география в меняющемся мире. Материалы международной научной конференции Казань, 2019. С. 136–139.

2. Demoscope Weekly. Мировые новости. Четверть новых мигрантов в Италии – из Туниса. 2019. http://www.demoscope.ru/ weekly/2020/0841/mir01.php (accessed 18.04.2020).

3. Примакова Н.С. Интеграция иммигрантов в итальянское общество. Актуальные проблемы Европы. 2015. № 4. С. 141–157.

4. Сакун О. Папа: равнодушие делает нас виновниками смерти мигрантов. Радио Ватикана. Русская служба радио Ватикана. 2019. https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/2019-12/papa-ravnodushie-delaet-nas-vinovnikami-smerti-migrantov.html (accessed: 8.04.2020).

5. Цапенко И.П., Гришин И.В. Интеграция инокультурных мигрантов: перспективы интеркультурализма. Москва: ИМЭМО РАН, 2018.

6. Allievi S. Immigration and Cultural Pluralism in Italy: Multiculturalism as a Missing Model. 2010. https://www.researchgate.net/ publication/233566241_Immigration_and_Cultural_Pluralism_in_Italy_Multiculturalism_as_a_Missing_Model (accessed: 18.04.2020).

7. Ambrosini M. Sociologia delle migrazioni. Balogna: Mulino, 2011.

8. Bouquet C. Démographie africaine et migrations: entre alarmisme et déni. The Conversation. 2018. https://theconversation.com/demographie-africaine-et-migrations-entre-alarmisme-et-deni-94765 (accessed: 18.04.2020).

9. De Angelo C. Le problematiche socio-giuridiche conesse all’imigrazione islamica in Europa con pariculare riguardo alla situazione italiana. 1999–2000. https://www.lancaster.ac.uk/jais/ volume/docs/vol4/ 4_27-48dangelo2cilardo. pdf (accessed: 18.04.2020).

10. Dossier Statistico Immigrazione. A cura del Centro Studio e Richerchi IDOS e Centro Studi Confronti. Centro Studio e Richerchi IDOS. Roma: 2018.

11. Ennaji M. Muslim Moroccan Migrants in Europe: Transnational Migration in its Multiplicity. London: Palgrave Macmillan, 2014.

12. Fasana E. Islam, solidarietà e lavoro: i muridi senigalese in Italia. Torino: Fondazione Giovanni Agnelli, 1994.

13. King R. Recent immigration to Italy: Character, causes and consequences. 1993. https://www.researchgate.net/publication/227021595_Recent_immigration_to_Italy_Character_causes_and_consequences (accessed: 18.04.2020).

14. La comunitá marocchina in Italia. Rapporto annuale sulla presenza dei migranri. Ministero del lavoro e delle politiche sociali. 2018. https://www.lavoro.gov.it/documenti-e-norme/studi-e-statistiche/Documents/Rapporti%20annuali%20sulle%20comunità%20migranti%20in%20Italia%20-%20anno%202018/Marocco-rapporto-2018.pdf (accessed: 18.04.2020).

15. La comunitá egiziana in Italia. Rapporto annuale sulla presenza dei migranri. Ministero del lavoro e delle politiche sociali. 2018. https://www.lavoro.gov.it/documenti-e-norme/studi-e-statistiche/Documents/Rapporti%20annuali%20sulle%20comunità%20migranti%20in%20Italia%20-%20anno%202018/Egitto-rapporto-2018.pdf (accessed: 18.04.2020).

16. La comunitá nigeriana in Italia. Rapporto annuale sulla presenza dei migranri. Ministero del lavoro e delle politiche sociali. 2018. https://www.lavoro.gov.it/documenti-e-norme/studi-e-statistiche/Documents/Rapporti%20annuali%20sulle%20comunità%20migranti%20in%20Italia%20-%20anno%202018/Nigeria-sintesi-2018.pdf (accessed: 18.04.2020).

17. La comunitá senegalese in Italia. Rapporto annuale sulla presenza dei migranri. Ministero del lavoro e delle politiche sociali. 2018. https://www.lavoro.gov.it/documenti-e-norme/studi-e-statistiche/Documents/Rapporti%20annuali%20sulle%20comunità%20migranti%20in%20Italia%20-%20anno%202018/Senegal-rapporto-2018.pdf (accessed: 18.04.2020).

18. La comunitá tunisina in Italia. Rapporto annuale sulla presenza dei migranri. Ministero del lavoro e delle politiche sociali. 2018. https://www.lavoro.gov.it/documenti-e-norme/studi-e-statistiche/ Documents/Rapporti%20annuali%20sulle%20comunità%20migranti%20in%20Italia%20-%20anno%202018/Tunisia-rapporto-2018.pdf .(accessed: 18.04.2020).

19. Marra C. Immigrazione in Italia. Schede statistiche territoriali. 2018. https://www.unisa.it/centri_e_vari/ops/areetematiche/immigrazione (accessed: 18.04.2020).

20. Pace E. La nuova Geografia delle minoranze religiose in Italia: Ragionevoli discriminazioni e rischi per la libertà di culto. 2018. https://freedomofbelief.net/it/attivita/la-nuova-geografia-delle-minoranze-religiose-in-italia (accessed: 18.04.2020).

21. Smith St. The Scramble for Europe: Young Africa on its way to the Old Continent. London: Polity, 2019.

22. Taub B. La tratta delle ragazze nigeriane in Italia. The New Yorker. 2017. https://associazionefanon.it/index.php?option= com_content& view=article&id=171%3Ala-tratta-delle-ragazze-nigeriane-in-italia&catid=4%3Aanalysis&Itemid=1&lang=it (accessed: 18.04.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх