История языка урду и его статус в Пакистане

 
Код статьиS086919080010764-7-1
DOI10.31857/S086919080010764-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Москва, Москва, Россия
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы138-149
Аннотация

В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с национальным языком Пакистана – урду. В истории Индостанского субконтинента этому языку была уготована своеобразная роль «игральной карты» в сложной англо-индо-мусульманской политической игре, которая началась более двух столетий тому назад. С годами она приняла форму конфликта между индусской и мусульманской общинами Британской Индии, приведшего, в конце концов, к разделу страны и образованию исламской республики Пакистан. В статье упоминаются основные вехи на пути эволюции языка урду, при этом акцентируется внимание на моменте разведения некогда единого языка на «индусский хинди» и «мусульманский урду» в самом начале XIXв. Через несколько десятилетий возникла и быстро стала набирать силу проблема противостояния «урду – хинди», связанная с зарождением индийского национализма в его двух вариантах: мусульманском и индусском. Усилиями националистов – лидеров индийской мусульманской общины язык урду стал позиционироваться как маркер мусульманской идентичности. В статье рассматриваются проблемы, связанные с урду в Пакистане, анализируются основные положения языковой политики властей страны на протяжении всех лет существования Пакистана, а также методы ее воплощения в жизнь. Особое внимание уделено вопросу соотношения «официального» английского языка и «национального» урду и взаимоотношениям с обоими языками местных региональных языков. Заметное ослабление связей среди пакистанцев между идентичностью и языком – как родным, так и национальным, – усиливает их ассоциирование себя с общенациональным, но не с этнолингвистическим сообществом.

Ключевые словаБританская Индия, Пакистан, урду, хинди, английский, генезис, ислам, индуизм, национализм, языковая политика, средство обучения, этнолингвистические проблемы, идентичность, идентификация
Получено04.08.2020
Дата публикации31.08.2020
Кол-во символов36454
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Идея о независимом мусульманском государстве на территории Индии зародилась в середине XIX в., долго вынашивалась и развивалась и лишь в середине ХХ в. воплотилась в жизнь. В этом процессе сложной англо-индо-мусульманской политической игры языку урду была уготована роль некой «игральной карты». К печальным результатам этого процесса следует отнести отчуждение языка урду от своей исконной родины: потерю его статуса как одного из основных языков Индии со многими вытекающими последствиями. В Пакистане же возник целый ряд этнолингвистических проблем, связанных с урду.
2

«Чей» он, язык урду?

3 В свете «западных концепций Востока», объединенных в наши дни под понятием «ориентализм», попытки пересмотреть историю языков Индии предпринимают исследователи многих стран, включая пакистанцев и индийцев. Последние стремятся прежде всего доказать, что «язык урду – наш».
4 До возникновения Пакистана спор шел в основном о времени зарождения языка. Сегодня акцент сместился с хронологических параметров на географические. Среди ряда ученых, а вслед за ними и в умах широких слоев пакистанцев укоренилось мнение, что язык урду возник на современной территории Пакистана, причем, по мнению одних, – в Панджабе, других – в Синде, а третьих – на северо-западе страны. В Индии споры об урду проходят на мусульманском и индусском «фронтах»: мусульмане, упрекая английских колонизаторов в разжигании лингвистических междоусобиц, обрушивают основную критику на индусских националистов и весь свой пыл вкладывают в доказательства «индийскости» и «секулярности» урду и «враждебности» оппонентов. Индусы же акцентируют внимание на «мусульманстве» урду, договариваясь до того, что урду – явление «чужеродное» для современной Индии, подчеркивая при этом неразрывность понятий хинди  хинду.
5 Заслуживает внимания история языка, который по численности говорящих на нем занимает четвертое место в мире, является национальным языком Пакистана и нередко становится предметом межэтнических и межконфессиональных конфликтов в обеих странах Южной Азии1. 1. Подробно об истории языка урду см.: [Васильева, 2015, с. 35–89; Фаруки, 1999, с. 11–39; Джалби, 1977, с. 1–17].
6

О генезисе языка урду

7 Относительно возникновения языка урду имеется ряд гипотез, и все они остаются предметом научных дискуссий и в новом тысячелетии. Но существует научно аргументированная точка зрения, принятая большинством ученых мира, включая отечественных востоковедов: язык урду зародился в Северной Индии в близлежащих к Дели районах, на рубеже XI–XII вв.; один из наиболее распространенных диалектов Северной Индии – кхари-боли – дал грамматическую основу новому языку, вобравшему в себя лексику диалектов соседних областей (браджа и авадхи), тюркских языков и персидского, а через него и элементы арабского. Затем, по мере распространения на субконтиненте, он впитывал лексику других местных вернакуляров.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1186

Оценка читателей: голосов 0

1. Белокреницкий В.Я. Формирование и современное состояние пакистанской нации. Восток (Oriens). 2019. № 2. C. 76–91.

2. Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н. История Пакистана. ХХ век. М.: Крафт+, 2008.

3. Ванина Е.Ю. Индия: история в истории. М.: Наука – Восточная литература, 2014.

4. Васильева Л.А. Становление газели урду. У истоков жанра. М.: МБА, 2015.

5. Васильева Л.А. Поэзия и проза на чужих берегах. Эмигрантская литература урду. М.: ИВ РАН, 2018.

6. Глебов Н.В., Сухочев А.С. Литература урду. Краткий очерк. М.: ИВЛ, 1967.

7. Джалби, Джамил. Урду адаб ки тарих (История литературы урду). Т. 1. Дели: Educational Publishing House, 1977 (на урду).

8. Фаруки, Шамсур Рахман. Урду каибтида и замана. Адаб и тахзиб аур тарикхкепахлу (Ранний период урду. Аспекты литературной этики и истории). Карачи: Адж ки китабин, 1999 (на урду).

9. King, Christopher R. One Language, Two Scripts: The Hindi Movement in Nineteenth Century North India. New Delhi: Oxford University Press, 1994.

10. Rahman T. Language Planning and Politics in Pakistan. Research Report Series № 9. Islamabad: Sustainable Development Policy Institute, 1995.

11. Rahman T. Government Policies and the Politics of the Teaching of Urdu in Pakistan. The Annual of Urdu Studies. 2002. Vol. 17. Pp. 95–124.

12. Rahman T. Urdu and the Muslim Identity: Standardization of Urdu in the Eighteenth and Nineteenth Centuries. The Annual of Urdu Studies. 2008. Vol. 25. Pp. 83–107.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх