Лига Наций и либерийский кризис 1929-1934 гг.

 
Код статьиS086919080010573-7-1
DOI10.31857/S086919080010573-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий кафедрой всеобщей истории
Аффилиация: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Адрес: 150000 Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы158-167
Аннотация

В первой в истории универсальной международной организации, Лиге Наций было всего две страны из Тропической Африки: Либерия и Эфиопия. Мир Лиги Наций был европоцентристским и отражал доминировавшие в 1920-1930-х гг. в международном сообществе взгляды на колониализм, империализм, независимость и способность к самоуправлению. В конце 1920-х гг. Либерия привлекла внимание международной организации в связи с сообщениями о применении принудительного труда, запрещенного «Конвенцией по рабству» ЛН 1926 г. Перманентные финансовые и экономические трудности  Либерии, неоднократные дефолты, были усилены мировым кризисом 1929. В Женеве решили применить все новые принципы многосторонней дипломатии в отношении Либерии, и доказать, что ЛН проводит эффективную политику в отношении африканских стран, применяя положения, разработанные в отношении мандатной системы. В межвоенных международных отношениях действовали в 1920-1930 гг. две тенденции решения колониального вопроса: грубая аннексия, взятая из арсенала империалистической политики территориального раздела конца XIX – начала XX века, которую проводили в 1930-е гг. Япония, Италия и Германия, и попытка расширить мандатную систему ЛН на новые страны, к которой призывали в случае с Либерией правительства Англии, Франции и США. Материалы, собранные комиссией ЛН, подтвердили использование в Либерии принудительного, а также случаи коррупции и участия в этой системе высоких чиновников правительства. Политический кризис привел к смене правительства. И тем не мнее Лига Наций не смогла добиться серьезных перемен в Либерии. Делегация Либерии в Лиге использовала тактику затягивания решения вопросов. Либерийский конфликт продемонстрировал, что не следует переоценивать степень суверенитета этого африканского государства, если у власти находился олигархический режим, построенный на клиентелистских принципах, неспособный решить хронические проблемы экономики и урегулировать периодические междоусобные войны.

Ключевые словаЛиберия, Лига Наций, колонизация, империализм, суверенитет, принудительный труд, мандатная система
Получено11.05.2021
Дата публикации22.06.2021
Кол-во символов30321
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Несмотря на то, что Лигу Наций (1920–1946) считали универсальной международной организацией, ее универсализм был ограниченным и противоречивым. В Лиге Наций (ЛН) в межвоенные годы участвовало около шестидесяти государств, и это составляло большинство суверенных стран мира. Однако делегаций из афро-азиатского региона было крайне мало. Например, Тропическую Африку представляли только две страны: Либерия и Эфиопия. Мир Лиги Наций (ЛН) отражал доминировавшие в 1920–1930-х гг. в международном сообществе европоцентристские взгляды на колониализм, империализм, независимость и способность к самоуправлению. И тем не менее, новые институты, созданные ЛН в Женеве, предпринимали робкие попытки изменить эти убеждения и внести что-то новое в решение колониальных проблем. Мандатная система ЛН стала одной из главных новаций в многосторонней международной дипломатии межвоенной эпохи. Она была построена для международного наблюдения и опеки за управлением в бывших колониях и зависимых территориях Германии и Османской империи. Постоянная мандатная комиссия ЛН должна была исследовать ежегодные отчеты Великобритании, Франции, Японии, Бельгии, Южно-Африканского Союза, Австралии и Новой Зеландии, о «прогрессе» в управляемых ими подмандатных странах. В дискуссиях в Женеве обращали внимание на ограничения, прописанные в статье 22 устава ЛН: по условиям мандата, запрещалось использование принудительного труда, торговля оружием, наркотическими средствами и спиртными напитками. На державу, управлявшую мандатной территорией, возлагалась ответственность за поддержание мира порядка и стабильного управления «для обеспечения всевозможного материального и морального благополучия и социального прогресса её жителей» [Callahan, 2004, p. 202].
2 В конце 1920-х гг. Либерия привлекла внимание ЛН в связи с сообщениями о применении принудительного труда, запрещенного «Конвенцией по рабству» ЛН 1926 г. В Женеве решили применить новые принципы многосторонней дипломатии в отношении Либерии, и доказать, что ЛН проводит эффективную политику в отношении африканских стран. Разумеется, в ЛН существовали разные взгляды на колониализм и интернационализацию управления подмандатными территориями, как и во многих странах. Однако в 1920-х преобладала позиция необходимости выполнения положений записанных в уставе ЛН. В рамках этой тенденции в ЛН была принята «Конвенция по рабству» в 1926 г., запрещавшая все виды рабства и принудительного труда [The Slavery Conventions, 2008, p. 164–165]. Обвинения Либерии в прессе в конце 1920-х гг. в использовании рабства и принудительного труда вызвали особый резонанс в мировом общественном мнении, поскольку возникновение Либерии было связано с переселением в Африку бывших рабов из США. Республику Либерию основали 26 июля 1847 г. афроамериканцы. Переселенцы из Северной Америки принесли с собой своеобразные товарно-денежные отношения. Они начали широкую меновую торговлю с местными племенами. Эта торговля часто носила несправедливый характер, как и приобретение земель и использование дешевой рабочей силы местных народов. М.Ю. Френкель заметил, что в этих вопросах действия либерийской элиты «мало чем отличались от колонизаторов на соседних территориях» [Френкель, 1999, с. 101.]. В середине XIX в. сельское хозяйство в Либерии получило заметное развитие. Возникли крупные плантации риса, кофе, сахарного тростника, хлопка, индиго. Однако в последней трети XIX – начале XX в. в экономике Либерии начались серьезные трудности, связанные с сужением рынков сбыта и усилением конкуренции со стороны иностранных торговых компаний, среди которых активную роль играли немецкие и английские фирмы. Накануне Первой мировой войны торговля с Германией составляла чуть ли не половину всего товарооборота страны. Захват иностранным капиталом ключевых позиций в хозяйстве Либерии резко ухудшил финансовое положение страны [История Африки, 1984, с. 331–332]. Руководители Либерии попытались исправить экономические трудности путем получения внешних займов в Лондоне. Однако условия займов были настолько невыгодными для африканской страны, что добиться оздоровления экономики не удалось, и в 1905 году Либерия вынуждена была объявить себя неплатежеспособной. Англия и Франция открыто попытались установить протекторат над страной, и только разногласия между великими державами спасли на этот раз Либерию [Там же, с. 333].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1011

Оценка читателей: голосов 0

1. История Африки в XIX – начале XX в. М.: Наука, 1984.

2. Мазов С.В. Уильям Ваканарат Шадрак Табмен. История Африки в биографиях. Под общ. ред. А.Б. Давидсона. М.: РГГУ, 2012. С. 680–684.

3. Френкель М.Ю. Борьба Либерии за сохранение независимости в 1919–1934 гг. Африка: колониализм и антиколониализм (XIX–XX вв.) Сборник статей. С. Ю. Абрамова (отв. ред.). М.: Наука, 1990. С. 40–64.

4. Френкель М.Ю. История Либерии в новое и новейшее время. М.: Восточная Литература РАН, 1999.

5. Akingbade H. The Liberian Problem of Forced Labor, 1926–1940. Africa: Rivista Trimestrale Di Studi E Documentazione Dell’Istituto Italiano per L’Africa E L’Oriente, 1997. No. 52(2). Pp. 261–273. https://www.jstor.org/stable/40761169 (accessed: 29.07.2020).

6. Berman N. Passion and Ambivalence: Colonialism, Nationalism, and International Law. Leiden: Brill, Nijhoff, 2012.

7. Callahan M.D. A Sacred Trust: The League of Nations and Africa, 1929–1946. Brighton: Sussex Academic Press, 2004.

8. Cecil R. A Great Experiment. London: Jonatan Cape, 1941.

9. Du Bois W. Liberia the League and the United States. Foreign Affairs. 1933. Vol. 11. No. 4. Pp. 682–693.

10. Foreign Relations of the United States, Diplomatic Papers, 1934, Europe, Near East and Africa. Volume 2. Gen. Ed. E. R. Perkins. Washington: United States Government Printing Office. 1951 (FRUS, 1934).

11. League of Nations. C658.M.272. 1930. IV. The League of Nations Commission’s Report on Liberia. Geneva: League of Nations, 1930.

12. League of Nations Official Journal. 1934, June.

13. Papers Relating to the Foreign Relations of the United States, 1929, Volume 3. Ed. Joseph V. Fuller. Washington: United States Government Printing Office. 1944 (FRUS, 1929).

14. Papers Relating to the Foreign Relations of the United States, 1930, Volume 3. Ed. Joseph V. Fuller. Washington: United States Government Printing Office. 1945 (FRUS, 1930).

15. Papers Relating to the Foreign Relations of the United States, 1931, Volume 2. Ed. Joseph V. Fuller. Washington: United States Government Printing Office. 1946 (FRUS, 1931).

16. Rosenberg S. E. The Invisible Protectorate: The United States, Liberia, and the Evolution of Neocolonialism, 1909–1940. Diplomatic History. 1985. Vol. 9. No. 3. Pp. 191–214.

17. The Slavery Conventions. The Travaux Préparatoires of the 1926 League of Nations Convention and the 1956 United Nations Convention. By Jean Allain. Leiden: Martinus Nijhoff Publishers, 2008.

18. Walters F.P. A History of the League of Nations. Oxford: Oxford University Press, 1969.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх