Методика исследования самоуправления Ю. Куля и А. Фурмана: психометрические характеристики русскоязычной версии

 
Код статьиS020595920004061-3-1
DOI10.31857/S020595920004061-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры общей психологии факультета психологии
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация,
Должность: доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии, ведущий научный сотрудник международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации ВШЭ
Аффилиация:
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
НИУ ВШЭ
Адрес: Российская Федерация
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 40 № 2
Страницы111-127
Аннотация

Несмотря на успехи психологии саморегуляции, вопрос о соотношении различных подходов и методов ее диагностики, остается дискуссионным. Целью работы является апробация методики исследования самоуправления, предложенной Ю. Кулем в рамках модели самоуправления и теории взаимодействия личностных систем (PSI-теория), включающей 13 шкал, объединенных в пять блоков (саморегуляция, самоконтроль, развитие воли, чувствительность к себе, общий жизненный стресс). В исследовании приняли участие 497 студентов психологических и педагогических специальностей, а также 490 взрослых респондентов. Все респонденты заполняли методику исследования самоуправления, 262 человека заполняли также опросник самоорганизации деятельности, 121 –опросник “Большой пятерки” и модификацию опросника ориентации на действие/состояние, 390 человек – методику диагностики совладающего поведения COPE. 39 человек заполняло методику повторно через 2–3 недели. Показаны достаточная надежность-согласованность (0.63–0.86, кроме шкалы переживания смысла), ретестовая надежность и факторная структура шкал методики; корреляционные связи шкал с особенностями самоорганизации деятельности (целеустремленностью, планомерностью, настойчивостью, самоорганизацией), ориентацией на состояние при неудаче и планировании, а также стратегиями активного переосмысления и совладания со стрессогенной ситуацией. Таким образом, методика исследования саморегуляции может быть признана надежной и валидной и может использоваться в исследованиях, требующих дифференциации и сопоставления различных аспектов саморегуляции деятельности и состояния.

Ключевые слова Модель самоуправления Ю. Куля, теория взаимодействия личностных систем, PSI-теория, методика исследования самоуправления Ю. Куля и А. Фурмана, психодиагностика.
Источник финансированияРабота выполнена при поддержке Российского научного фонда, проект 16-18-10439 “Системно-динамический анализ регуляции деятельности”
Получено24.03.2019
Дата публикации25.03.2019
Кол-во символов38153
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 20, всего просмотров: 6162

Оценка читателей: голосов 0

1. Васильев И.А. Митина О.В., Шапкин С.А.Контроль за действием как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика. / Под ред. Д.А. Леонтьева. М: Смысл, 2011. С. 330–359.

2. Дикая Л.А. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности: Дисс. … д.психол.наук. М., 2002.

3. Конопкин О.А. Психологические механизмы саморегуляции деятельности. М.: Ленанд, 2011.

4. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска. СПб.: Нестор-История, 2015.

5. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Личностный потенциал: структура и диагностика. / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 107–130.

6. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. №2. С. 87–111.

7. Митина О.В. Моделирование латентных изменений c помощью структурных уравнений // Экспериментальная психология. 2008. №1. C. 131–148.

8. Митина О.В. Теория личности как взаимодействие систем //Предисловие к переводу книги Куль Ю., Шторх М. Сила собственного Я. Семь Психогимнастик для бессознательного. Харьков: Гуманитарный Центр, 2015. С. 7–35.

9. Митина О.В., Рассказова Е.И. Рефлексивная ориентация и ее диагностика в структуре контроля за действием // Психологический журнал. 2014. Т. 35. №2. С. 118–128.

10. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции произвольной активности человека. М.: Наука, 2001.

11. Моросанова В.И. Стиль саморегуляции поведения(ССПМ). Руководство. М.: Когито-Центр, 2004.

12. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Общая способность к саморегуляции: операционализация феномена и экспериментальный подход к диагностике ее развития // Вопросы психологии. 2016. №2. С. 109–123.

13. Николаева В.В. Особенности личности при соматических заболеваниях // Соколова Е.Т., Николаева В.В.Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR-Аргус,1995.С. 207–357.

14. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. Психологическое исследование. М.: Издательство Московского университета, 1987.

15. Обознов А.А. Психологическая регуляция операторской деятельности. М.:Изд-во “Институт психологии РАН”, 2003.

16. Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Неяскина Ю.Ю., Дорфман Л.Я., Александрова Л.А.Операционализация пятифакторной модели личностных черт на российской выборке // Психологическая диагностика. 2015. №3. С. 80–104.

17. Прохоров А.О.Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М.:ПерСе, 2005.

18. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н.Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. N10(1). С. 82–118.

19. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.:Смысл,СПб.: Питер, 2003.

20. Baumann, N., Kuhl, J.How to resist temptation: the effects of external control versus autonomy support on self-regulatory dynamics // Journal of Personality. 2005. Vol. 73. N 2. P. 443–470.

21. Baumeister, R. F., Vohs, K. D., Tice, D. M. The strength model of self-control// Current Directions in Psychological Science. 2007. Vol. 16.P. 396–403.

22. Brown T. Confirmatory factor analysis for applied research. The Guilford Press: N. Y., London, 2006.

23. Byrne, B. Adaptation of assessment scales in cross-national research: issues, guidelines and caveats // International Perspectives in Psychology: Research, Practice, Consultation. 2016. Vol. 5. No. 1. P. 51–65.

24. Carver, C. S., Scheier, M. F. On the self-regulation of behavior. New York: Cambridge University Press, 1998.

25. Deci, E. L., Ryan, R. M. The “what” and “why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior// Psychological Inquiry. 2000.Vol. 11. P. 227–268.

26. Forstmeier S., Rüddel H. Measuring Volitional Competences: Psychometric Properties of a Short Form of the Volitional Components Questionnaire (VCQ) in a Clinical Sample. // Psychology Journal. 2008. Vol. 1.P. 66–77.

27. Gollwitzer, P. M., Sheeran, P.Implementation intentions and goal achievement: A meta-analysis of effects and processes //Advances in Experimental Social Psychology. 2006.Vol. 38. P.69–119.

28. Groepel, P., Kuhl, J.Having time for life activities: Life balance and self-regulation // ZeitschriftfürGesundheitspsychologie. 2006. Vol. 14. N 2. P. 54–63.

29. Kuhl J., Alsleben P.TOP Manual.Münster: Sonderpunkt, 2012.

30. Kuhl, J. Action and state orientation: Psychometric properties of the action control scales (ACS-90). //Volition and personality: Action versus state orientation / Eds. J. Kuhl, J. Beckmann.Göttingen, Germany: Hogrefe, 1994.P. 47–59.

31. Kuhl, J., Fuhrman, A. Decomposing self-regulation and self-control: The Volitional Components Inventory //Motivation and self-regulation across the life span. / Eds. J. Heckhausen, C.Dweck.New York, NY, US: Cambridge University Press,1998. P. 15–49.

32. Kuhl, J., Kazen, M., Koole, S.L.Putting self-regulation theory into practice:a user’s manual // Applied Psychology: An International Review. 2006. 55(3). P. 408–418.

33. Kuhl, J., Koole, S.L. Workings of the will: A functional approach //Handbook of experimental existentialpsychology / Eds. J. Greenberg, S.L. Koole, T. Pyszczynski. New York: Guilford Press, 2004. P. 411–430.

34. Leventhal, H., Brissette, I., Leventhal, E. The common-sense model of self-regulation of health and illness // The self-regulation of health and illness behavior / Eds. L.D. Cameron, H. Leventhal. New York: Routledge, 2003. P. 42–65.

35. Little, T.D. Longitudinal structural equation modeling. N-Y: The Guiford Press. 2013.

36. Pečjak S. Košir K. Personality, Motivational Factors And Difficulties In Career Decision-Making In Secondary School Students. //Psihologijsketeme. 2007. Vol. 16. N 1. P. 141–158.

37. Sheldon, K. Becoming oneself: the central role of self-concordant goal selection // Personality and Social Psychology Review. 2014. Vol. 18. No. 4. P. 349–365.

38. Quirin, M., Kuhl, J. Positive affect, self-access, and health: Research based on PSI theory //ZeitschriftfürGesundheitspsychologie. 2008. Vol. 16. N 3. P. 139–142.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх