Серебряная кифара из Старой Нисы

 
Код статьиS086919080009920-9-1
DOI10.31857/S086919080009920-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ассистент кафедры археологии и истории древнего мира ИИМО ЮФУ
Аффилиация: Южный федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Ростов-на-Дону
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы74-81
Аннотация

Статья посвящена атрибуции серебряного предмета, найденного в сокровищнице на городище Старая Ниса, парфянской крепости Михрдаткирт. До настоящего времени общепринятой была первоначальная атрибуция этого артефакта в качестве парадного топорика царя или полководца, изготовленного в греко-иранской культурной среде, в Парфии или Бактрии, во II в. до н.э. Расхождения касались лишь вопросов о возможном месте производства этого церемониального оружия и принадлежности его парфянам или их противникам. Автор данной статьи пришел к выводу, что нисийская находка является фрагментом кифары статуи, которая могла быть изготовлена как из бронзы, так и из серебра. Из-за того, что золотые и серебряные статуи подвергались переплавке, до наших дней сохранились преимущественно небольшие статуэтки. Исходя из известных по изображениям пропорций кифар, можно реконструировать высоту самой скульптуры в два раза меньше человеческого роста, около 0,8–1 м. Эта статуя слишком мала для размещения в открытом пространстве, она могла быть вотивной, или находиться в интерьере какого-то помещения, в храме или во дворце. Автором были предложены варианты графической реконструкции кифары, с семью и одиннадцатью струнами. По стилистическим особенностям кифару можно широко датировать III–I вв. до н.э. К сожалению, нельзя однозначно определить, кого изображала скульптура с кифарой. Это могли быть Аполлон, Гиацинт, муза, поэт или поэтесса, менада, Эрот, кентавр или кентавресса.

Ключевые словаэллинистическое искусство, эллинистическая скульптура, музыкальные инструменты, кифара, Парфия, Греко-Бактрия, Старая Ниса, Аршакиды, Селевкиды
Получено31.05.2020
Дата публикации22.06.2020
Кол-во символов16903
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

70 лет назад при раскопках городища Старая Ниса был обнаружен интересный артефакт (рис. 1,1), которому посвящена данная статья1. Он был найден в помещении 1 Большого Квадратного дома2. Это строение, судя по планировке и обнаруженным в нем находкам, являлось сокровищницей [Пилипко, 2001, с. 145–163]. До настоящего времени этот серебряный с позолотой предмет определяли как парадный топорик.

1. Обращением к этому интересному сюжету я обязан своему другу Сергею Григорьяну. В основе статьи лежит доклад, прочитанный 8 апреля 2020 г. на семинаре Кафедры всеобщей истории искусств Исторического факультета МГУ. Я благодарен Н.С. Асташовой, А.С. Балахванцеву, Т.П. Кишбали, А.А. Корзун, Н.А. Налимовой и В.П. Никонорову за ценные комментарии, высказанные при обсуждении статьи. Разумеется, вся ответственность за представленные выводы лежит только на авторе.

2. В статье для обозначения построек Старой Нисы используются традиционно принятые в русскоязычных публикациях названия.
2
Дедюлькин_1

Рис. 1. 1. Серебряный артефакт из Старой Нисы [Invernizzi, 1999, Tav. H]. 2, 4, 5. Индийские клевцы [Карлова и др., 2015, c. 142, 244]. 3. Монета Сотера Мегаса [Wikimedia Commons]. 6. Монета Дельфийской Амфиктионии [Mørkholm, 1991, pl. XII]. 7. Колки на серебряном артефакте из Старой Нисы [Кошеленко, 1977, илл. 52–53; Invernizzi, 1999, Tav. H]. 8. Кифара на фреске из Геркуланума [Wikimedia Commons]. 9. Бронзовая статуэтка Эрота из кораблекрушения у Махдии [Merlin, 1915, Pl. VIII].

3

ПАРАДНОЕ ОРУЖИЕ

4 М.Е. Массон интерпретировал находку как оружие парфянских царей, особый тип клевца, служивший для пробивания доспехов [Массон, 1955, с. 212–213]. Примечательно, что исследователь во всех публикациях называл нисийсий артефакт «табар-загнул» [Массон, 1955, с. 212; Массон, Пугаченкова, 1959, с. 21]. Это же название Г.А. Пугаченкова использовала для описания клевца на монетах Сотера Мегаса (рис. 1, 3) из Халчаяна [Пугаченкова, 1966, с. 113]. Исходя из названия «табар-загнул», можно предположить, что аналогии ему были найдены в каком-то справочнике по индийскому вооружению [например, Egerton, 1880, p. 115, № 471]. Действительно, форма нисийского артефакта напоминает индийские клевцы3 XVIII–XIX вв. (рис. 1, 1, 2, 4, 5). Их боевая часть иногда вычурно украшена, а обушок достаточно сложно профилирован. Г.А. Кошеленко предположил, что прототипом этого парадного клевца был железный сакский боевой топор [Кошеленко, 1977, с. 122, илл. 52–53]. 3. В.П. Никоноров справедливо отметил, что клевец корректнее обозначить словом «загнол», а «табар-загнолом» называют именно топоры-клевцы [Nikonorov, 2013, p. 192].
5 А. Инверницци пришёл к выводу, что парадный топорик мог быть изготовлен в греко-иранской культурной среде, либо непосредственно в Парфянском царстве, либо за его пределами. В таком случае этот ценный предмет попал в Старую Нису в качестве дара, дани или трофея [Invernizzi, 1999, p. 138]. Г.М. Бонгард-Левин и Г.А. Кошеленко в публикации, посвященной парфянскому искусству, определили этот серебряный предмет как ритуальный топорик [Бонгард-Левин, Кошеленко, 2005, цветная иллюстрация].
6 К верной интерпретации серебряного артефакта из Старой Нисы приблизился В.Н. Пилипко. Исследователь справедливо отметил сходство формы и орнаментации нисийской находки и предмета на монете Дельфийской амфиктионии [Pilipko, 2006, p. 264], где изображен Аполлон с кифарой4 (рис. 1, 6). Кроме того, В.Н. Пилипко предположил, что хотя топорик использовался как церемониальное оружие каким-то высокопоставленным лицом, он собран из вторично использованных фрагментов других предметов. Церемониальным предназначением В.Н. Пилипко объяснил и отсутствие лезвия и острия на передней части топорика. 4. В.Н. Пилипко воспринял видимую на монете часть кифары как топор. На некорректность такой интерпретации указал В.П. Никоноров [Nikonorov, 2013, p. 196–197].
7 В.П. Никоноров рассмотрел нисийский артефакт в широком историко-археологическом контексте и предположил, что это трофей, захваченный в ходе войн парфян против центральноазиатских кочевников в начале последней трети II в. до н.э. [Nikonorov, 2013, p. 221; Никоноров, 2014, с. 117–119]. Сам предмет был изготовлен в завоеванной номадами Бактрии местными мастерами.
8 Итак, все исследователи единогласно определяли нисийский артефакт как парадное оружие царя или полководца, изготовленное в греко-иранской культурной среде во II в. до н.э. Расхождения касались лишь вопросов о возможном месте производства этого церемониального клевца – Парфии или Бактрии – и принадлежности его парфянам или их противникам. Несмотря на единодушие в атрибуции и датировке серебряного топорика, все специалисты отмечали его уникальность, никто не мог найти его точные аналогии.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 847

Оценка читателей: голосов 0

1. Балахванцев А.С. К вопросу о хронологии и интерпретации некоторых сооружений Старой Нисы. Центральная Азия: источники, история, культура. Отв. ред. Т. К. Мкртычев. Москва: Восточная литература, 2003. С. 24–26.

2. Балахванцев А.С. Селевкидский якорь на Старой Нисе. Stratum plus. Культурная антропология и археология. № 6. 2015. С. 81–87.

3. Балахванцев А.С. Политическая история ранней Парфии. М.: Институт востоковедения РАН, 2017.

4. Белов Г.Д. Терракоты Танагры. Л.: Советский художник, 1968.

5. Бонгард-Левин Г.М., Кошеленко Г.А. Происхождение парфянского искусства (основные проблемы). Antiquitas Aeterna. Поволжский антиковедческий журнал. Вып. 1. Казань: Отечество, 2005. C. 131–154.

6. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб.: Алетейя, 1995.

7. Зайцев Ю.П. Неаполь Cкифский (II в. до н. э. – III в. н. э.). Симферополь: Универсум, 2003.

8. Карлова Е.М., Пастухов А.М., Попов А.Ю., Успенская Е.Н. Смертельная красота. Оружие Индии и Китая. Каталог выставки. М.: Государственный музей Востока, 2015.

9. Кошеленко Г.А. Родина парфян. М.: Советский художник, 1977.

10. Круглов А.В., Горская О.В. Эллинистическая серебряная статуэтка Посейдона. Сообщения Государственного Эрмитажа. Вып. LXXII. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2014. С. 251–257.

11. Лебедев С.Н. Спартанский декрет против Тимофея Милетского в музыкальном трактате Боэция. Индоевропейское языкознание и классическая филология. Вып. XIV, Часть 2. СПб: Наука, 2010. С. 111–119.

12. Литвинский Б.А. Храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан). Т. 3. Искусство, художественное ремесло, музыкальные инструменты. М.: Восточная литература, 2010.

13. Максимова М.И. Артюховский курган. Л.: Искусство, 1979.

14. Массон М.Е. Краткая хроника полевых работ Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции за 1948–1952 гг. Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции, Т. V. Ашхабад, 1955. С. 197–249.

15. Массон М.Е., Пугаченкова Г.А. Парфянские ритоны Нисы. Труды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции. Т. IV. Ашхабад: Издательство АН ТуркССР, 1959.

16. Мордвинцева В.И. О вторичном использовании ахеменидских блюд из Прохоровского кургана. Российская археология, № 2. 1996. С. 155–160.

17. Нефедов К.Ю. Селевк Никатор и Аполлон. Доісламський Близький Схід: Iсторія, релігiя, культура. Київ: Інститут сходознавства ім. А. Ю. Кримського НАН України, 2014. С. 177–196.

18. Никоноров В.П. Боевые топоры и их культ у древних народов Центральной Азии и Ирана (от раннего железного века до раннего средневековья). Археология древних обществ Евразии: хронология, культурогенез, религиозные воззрения. Памяти Вадима Михайловича Массона (03.05.1929–19.02.2010). Труды Института истории материальной культуры РАН. Т. XLII. Отв. ред. В.А. Алёкшин. СПб.: ИИМК РАН; Арт-Экспресс, 2014. С. 97–137.

19. Новиченкова Н.Г. Горный Крым: II в. до н. э. – II в. н. э. По материалам раскопок святилища у перевала Гурзуфское Седло. Симферополь: Н. Орiанда, 2015.

20. Пилипко В.Н. Старая Ниса. Основные итоги археологического изучения в советский период. М.: Наука, 2001.

21. Пугаченкова Г.А. Халчаян. К проблеме художественной культуры северной Бактрии. Ташкент: Фан. 1966.

22. Bernard P. Vicissitudes au gré de l'histoire d'une statue en bronze d'Héraclès entre Séleucie du Tigre et la Mésène. Journal des savants. 1990. Pp. 3–68.

23. Bujskich A. Die antiken Architekturformen im nördlichen Schwarzmeergebiet: Herkunft und Entwicklung. Wiesbaden: Dr. Ludwig Reichert Verlag, 2010.

24. Byrne M. The Dardanos Fragments and the 40°Angular Lyre. The Galpin Society Journal. Vol. 46. 1993. Pp. 3–25.

25. Byrne M. More on the Dardanos Fragments and the 40°Angular Lyre. The Galpin Society Journal. Vol. 49. 1996. Pp. 197–198.

26. Castaldo D. Musica a Taranto in età ellenistica. La musa dimenticata: aspetti dell'esperienza musicale greca in età ellenistica. Seminari e convegni 21. Ed. M. C. Martinelli. Pisa: Edizioni della Normale, 2009. Pp. 271–283.

27. Egerton W. An Illustrated Handbook of Indian Arms: being a Classified and Descriptive Catalogue of the Arms Exhibited at the India Museum. London: William H. Allen & Co, 1880.

28. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/ 254795.

29. Invernizzi A. Sculpture di metallo da Nisa. Cultura greca e cultura iranica in Partia. Acta Iranica, 35. Troisième Série: Textes et Mémoires, vol. XXI. Leuven: Peeters, 1999.

30. Iossif P.P. Apollo Toxotes and the Seleukids: Comme un air de famille. More than Men, Less than Gods: Studies on Royal Cult and Imperial Worship. Proceedings of the International Colloquium Organized by the Belgian School at Athens (November 1–2, 2007). Ed. P.P. Iossif, A.S. Chankowski, C.C. Lorber. Studia Hellenistica, 51. Leuven: Peeters, 2011. Pp. 229–292.

31. Jeammet V., Vendries C. Les figurines en terre cuite de musiciens à l'époque hellénistique. Dossiers d'Archéologie. № 383, 2017. Pp. 50 – 55.

32. Kaltsas N. The National Archaeological Museum. Athens: Olkos, 2007.

33. Khachatrian Zh.D. Artaxata, capitale dell’Armenia antica (II sec. a.C. – IV sec. d.C.). Ai piedi dell'Ararat. Artaxata e l'Armenia ellenistico-romana. Ed. A. Invernizzi. Firenze: Le Lettere, 1998. Pp. 95–151.

34. Lippolis C. Parthian Nisa. Art and Architecture in the Homeland of the Arsacids. Art e Civilisation de l’Orient Hellénisé. Rencontres et échanges culturels d'Alexandre aux Sassanides. Hommage à Daniel Schlumberger. Ed. P. Leriche. Paris: Picard, 2014. Pp. 223–230.

35. Merlin A. Guide du musée Alaoui. 2éme edition. Tunis: C.H. Emonts, 1915.

36. Mørkholm O. Early Hellenistic Coinage: From the Accession of Alexander to the Peace of Apamea (336–188 B. C.). Cambridge: Cambridge University Press, 1991.

37. Nikonorov V.P. The Parade Hatchet-Klevets from Old Nisa (A Contribution to the Study of the Combat Hatchets and Their Cult in Ancient Central Eurasia). Ed. by M.J. Olbrycht. Anabasis. Studia Classica et Orientalia. Vol. 4, 2013. Rzeszow: Wydawnictwa Uniwersytetu Rzeszowskiego, 2014. Pp. 179–232.

38. Pergamon and the Hellenistic kingdoms of the ancient world. Ed. C.A. Picón, S. Hemingway. New York: Metropolitan Museum of Art, New Haven: Yale University Press, 2016.

39. Pilipko V.N. Arms and Armours from Old Nisa. Arms and Armour as Indicators of Cultural transfer. The Steppes and the Ancient World from Hellenistic Times to the Early Middle Ages. Ed. M. Mode, J. Tubach. Wiesbaden: Dr. Ludwig Reichert Verlag, 2006. Pp. 259–294.

40. Siano S., Melillo L., Sarri S., Agresti J. The bronze sculpture of Alexander the Great on horseback: an archaeometallurgical study. Artistry in Bronze: the Greeks and their Legacy: XIX International congress on ancient bronzes. Ed. J. M. Daehner, K. Lapatin, A. Spinelli. Los Angeles: The J. Paul Getty Museum and the Getty Conservation Institute, 2017. Pp. 371–380.

41. Vermeule C.C. Greek and Roman Sculpture in Gold and Silver. Boston: Museum of Fine Arts, 1974.

Дедюлькин цветные иллюстрации (Vostok-3-20-VKLADKA.Дедюлькин.pdf, 2,009 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх