Юрисдикция прибрежного государства в отношении плавучей буровой установки в зависимости от места (расположения) производства буровых работ в пространствах мирового океана

 
Код статьиS231243500021975-0-1
DOI10.18572/2312-4350-2018-2-43-50
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры правового регулирования топливно-энергетического комплекса
Аффилиация: МГИМО МИД России
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаПравовой энергетический форум
ВыпускВыпуск № 2
Страницы43-51
Аннотация

Техника и технологии для разведки и освоения морских ресурсов углеводородов являются одними из самых сложных в мире и продолжают интенсивно развиваться. В разработку вовлекаются минеральные ресурсы расположенные все в более труднодоступных районах с тяжелыми природно-климатическими условиями, расположенными в различных пространствах Мирового океана, характеризующихся различным международно-правовым статусом. В морских акваториях для бурения нефтяных скважин на стадии геологоразведочных работ владельцы лицензии используют следующие искусственные установки и сооружения: 1) искусственные острова; 2) погружные буровые установки; 3) самоподъемные буровые установки; 4) полупогружные буровые установки; 5) буровые суда. Однако именно плавучие буровые установки на сегодняшний день являются олицетворением современных технологий в глубоководной добыче углеводородов. В мировой практике глубоководные плавучие буровые установки юридически квалифицируются как «судно» и подчинены юрисдикции государства флага. Цель данной статьи — проанализировать юрисдикцию прибрежных государств в отношении плавучих буровых установок в различных водных акваториях: территориальном море, прилежащей зоне, исключительной экономической зоне, континентальном шельфе, открытом море. Автор рассматривает юридический статус плавучих буровых установок, их регистрацию в судовых реестрах под флагом «удобной» регистрации, юрисдикцию прибрежных государств в различных водных акваториях, проблему конкуренции юрисдикций прибрежного государства и государства флага, пробелы законодательства о защите морской среды от загрязнения нефтью.

Ключевые словаэнергетическое право, объекты обустройства морских месторождений углеводородов, установка, сооружение, судно, морская нефтяная платформа, плавучая буровая установка
Получено06.05.2018
Дата публикации30.06.2018
Кол-во символов18918
Цитировать     Скачать pdf
1

Введение

2 По мере роста спроса на нефть возрастает потребность в открытии новых месторождений углеводородов. Уже считается привычным, что нефтяные платформы в несколько сотен метров и с размером с самые большие сухопутные сооружения строятся и перемещаются по воде и устанавливаются в отдаленных морских районах. С этих платформ может быть пробурено до сотни скважин, чтобы вскрыть коллекторные породы на площади несколько десятков квадратных километров. Верхние части строения этих платформ достигают веса до сотен тысяч тонн и содержат полный комплекс оборудования для бурения, добычи, подготовки, хранения и отгрузки нефти, а также системы жизнеобеспечения их экипажей. Миллионы тонн нефти и миллиарды кубометров газа транспортируется с этих установок и сооружений на мировые рынки [1, с. 174].
3 Особенность плавучих комплексов по добыче углеводородов выражается в отсутствии опоры на морское дно. Наиболее распространенным типом установок для морского бурения являются полупогружные буровые установки (ППБУ), которые обладают преимуществами мобильности и стабильности, что делает их идеальным инструментом для глубоководного бурения. Преимуществом данного типа установок является хорошая устойчивость относительно бурового судна.
4 Буровая установка располагается на платформе, под которой закреплены плавучие понтоны. Позиционирование на точке бурения осуществляется с помощью системы якорей или системы динамического позиционирования. Для повышения устойчивости установки используется притапливание понтонов. Однако ППБУ требует больше времени для постановки на точку. Для транспортировки обычно используются буксиры или судна — перевозчики.
5 Одна из проблем заключается в том, что статус данного имущества в международных договорах ясно и однозначно не определен — относится ли плавучая буровая установка к категории «судно» или к «искусственным установкам и сооружениям», что порождает многочисленные трудности и в первую очередь связанные с конкуренцией юрисдикций прибрежного государства и государства флага. Более подробно о данной проблеме будет сказано ниже. Здесь только заметим, что квалификация плавучей буровой установки «Deepwater Horizon» в качестве «судна» и ее регистрация в судовом реестре «под флагом удобного государства» наглядно продемонстрировало уязвимые положения международного права.
6

Юрисдикция прибрежного государства в различных пространствах Мирового океана согласно UNCLOS

7 В морском праве заложено два конкурирующих принципа: право свободного судоходства противопоставляется полномочиям прибрежного государства по контролю за своими прибрежными водами [2].
8 В UNCLOS закреплены пять водных акваторий, каждая из которых обладает своей юрисдикцией и различается объемом контролирующих правомочий органов прибрежного государства либо государства флага судна разрешать правовые вопросы, связанные с деятельностью морских судов. Каждая акватория обладает своими правилами прохода судов, и, соответственно, в каждой морской акватории государства как прибрежные, так и занимающиеся судоходством обладают различными правами и обязанностями:

всего просмотров: 380

Оценка читателей: голосов 0

1. Сочнева И.О. Разведка углеводородов в арктических водах: Поиск технических решений для арктических морей России / И.О. Сочнева, О.Я. Сочнев. М., 2016.

2. Louis B. Soht ET AL., Law of the sea in a nut shell (2nd ed. 2010) («From the early times when sailors and fishermen first ventured into the sea, two principles traditionally governed the law of the sea: the right of the coastal state to control a narrow strip along the coast, and the freedoms of navigation and fishing in the high seas beyond that coastal area»).

3. George K. Walker and John E. Noyes, Definitions for the Law of the Sea Convention Part 11, 33 Cal. W. Int’l L.J. 191, 318 (explaining the use of the two terms as the result of two separate committees working on the LOS provisions at UNCLOS III and that the terms “ship” and “vessel” were probably viewed as identical at the time ofdrafting).

4. Panama, Liberia, and the Marshall Islands are the largest registries and actively market their flags as a convenient registration. Review of Maritime Transport 2009, United Nations Conference on Trade and Development (2009).

5. Emeka Duruigbo. Multinational Corporations and compliance with International Regulations Relating to the Petroleum Industry, 7 Ann. Surv. Int’l & Comp. L. 101, 115 (2001). Some spills caused form vessels under a flag of convenience include Erika, Prestige, Deepwater Horizon, Amoco Cadiz, and Sea Empress.

6. Press Release, BP Confirms that Transocean Ltd Issued the following statement today, BP Global, Apr. 21, 2010 at http://www.bp.com/genericarticle.do?categoryld=2012968&

7. Tom Hamburger and Kim Geiger. Foreign flagging of offshore rigs skirts U.S. safety rules: The Marshall Islands, not the U.S., had the main responsibility for safety inspections on the Deepwater Horizon. Los Angeles Times, Jun. 14, 2010 at http://articles.latimes.com/2OlO/jun/14/nation/la-na-oil-inspection-20100615

8. See Kate Galbraith, Gap in Rules on Oil Spills From Wells, N.Y. Times, May 16, 2010, available at http://www.nytimes. com/2OlO/05/17/business/energy-environment/17green.html (“there are large gaps in what the international agreements cover... [T]he international maritime conventions apply “primarily or exclusively” to accidents involving tankers...”).

9. МАРПОЛ

10. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII. М., 1978.

11. Заключена в г. Брюсселе 29.11.1969. Протокол 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года (с изменениями на 1 ноября 2003 года).

12. Согласно положениям ст. 94 UNCLOS, каждое государство осуществляет в соответствии со своим внутренним правом юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом. Каждое государство в отношении судов, плавающих под его государственным флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море, в частности, что касается конструкции, оборудования, комплектования экипажей судов, инспектирования.

13. В ст. 1 Протокола 1992 г. дается следующее определение судна: «Судно означает любое морское судно и морское плавучее средство любого типа, построенное или приспособленное для перевозки нефти наливом в качестве груза, при условии что судно, способное перевозить нефть и другие грузы, рассматривается в качестве судна только тогда, когда оно фактически перевозит нефть наливом в качестве груза, а также в течение любого рейса, следующего за такой перевозкой, если не доказано, что на борту не имелось остатков от такой перевозки нефти наливом».

14. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондон, 1972) определяет «суда и самолеты» как водные и воздушные суда любого вида. Это выражение включает суда на воздушной подушке и плавучие суда, независимо от того, являются ли они самоходными или нет.

15. Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы / А.Л. Колодкин, В.Н. Гуцуляк, Ю.В. Боброва. М. : Статут, 2007; Романова В.В. Правовое регулирование строительства и модернизации энергетических объектов / В.В. Романова. М. : Юрист, 2012; Сочнева И.О. Современные технологии освоения морских нефтегазовых месторождений / И.О. Сочнева. М., 2016; Романова В.В. Особенности правового режима энергетических объектов нефтяной отрасли // Правовой энергетический форум. 2017. № 2; Романова В.В. Энергетический правопорядок: современное состояние и задачи. М. : Издательство «Юрист», 2016.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх