Пророческие предания об исторических корнях внутриисламской разобщенности: сунниты, шииты, эмиры и везиры

 
Код статьиS086919080009914-2-1
DOI10.31857/S086919080009914-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Москва, Москва, Россия
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы154-167
Аннотация

Пророческие предания – хадисы являются вторым по важности после Корана источником мусульманского вероучения и религиозного образования. Хадисы содержат огромный объем проверенных временем знаний о жизни пророка Мухаммада, что позволяет достаточно полно реконструировать эпоху создания первой мусульманской общины и почувствовать атмосферу взаимоотношений, царивших между сподвижниками Пророка и остальными членами общины. Ранняя история ислама представляет собой не только грандиозную по замыслу идею создания Пророком сообщества единоверцев, уверовавших в его божественную миссию. Вместе с тем это история страстей и амбиций, которых были не лишены и те, кто потом вошел в мусульманскую священную историю и средневековые исторические хроники в качестве главных действующих лиц. В настоящей статье предпринята попытка показать на двух примерах, как случавшиеся в далеком прошлом мусульманской общины межличностные и межплеменные коллизии и их ситуативные интерпретации современниками Пророка наложили отпечаток на характер исламской истории и исламской цивилизации в целом, спровоцировав глубокий конфликт интересов разных религиозно-властных групп и вызвав среди них внутриобщинную конфронтацию.

Предложенные в статье интерпретации двух сюжетов пророческого предания создают возможность их операционализации как живой истории, значимой для современного арабо-мусульманского мира, испытывающего сложный комплекс проблем, связанных с существующей столетиями внутриисламской разобщенностью и преодолением шиито-суннитских противоречий в религиозно-доктринальной сфере. Новый познавательный уровень понимания указанной проблемы открывает путь для дальнейших исследований, касающихся истории раннего халифата и арабо-мусульманского средневековья.

Ключевые словаСунна, хадисы, Пророк Мухаммад, праведные халифы, сунниты, шииты, эмиры, везиры, внутриисламская разобщенность
Получено06.06.2020
Дата публикации22.06.2020
Кол-во символов41022
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Констатация интеллектуального упадка мусульманской уммы и необходимость ее реформирования через переосмысление исторического духовного наследия на протяжении последних десятилетий является одной из актуальных тем научных и публицистических работ современных мусульманских политиков, ученых и писателей. Мусульманский книжный рынок и исламская газетно-журнальная периодика наряду с популярными интернет-площадками (Facebook, Telegram, YouTube) заполнены различными критическими исследованиями, статьями, репликами, авторы которых, отмечая признаки стагнации исламской доктринальной мысли и обращаясь к известным историческим примерам и аналогиям, говорят о необходимости «второго послания ислама» («ар-рисаля ас-сания мина-л-ислам») [Ан-Наим, 1999, с. 202], характеризуя существующее положение дел в арабо-мусульманском мире то «второй джахилией», то «новой риддой». С этой проблемой тесно сопрягается другая, связанная с ростом этноконфессиональных антагонизмов и невиданного подъема экстремизма в регионе, на что обращают внимание современные исследователи [Наумкин, 2019; Ближний Восток, 2019]. «Вирус внутриисламской вражды» инфицировал в XXI в. огромный по человеческим ресурсам арабо-мусульманский мир, разделив его на враждующие (иногда с применением самых современных и изощренных методов взаимного уничтожения) политические движения религиозного или псевдорелигиозного толка. Хрестоматийное пророческое предание о расколе общины Мухаммада после его смерти на 73 обособленные группы (фирак) и их пребывание в этом состоянии вплоть до Судного дня получило в XXI в. наглядное подтверждение. На всемирном исламском религиозном поле действует не меньше 73 различных школ и регионально-духовных центров, относящихся к разным, большим и малым деноминациям суннитского и шиитского толка, не говоря о маргинальных и квазиисламских образованиях радикально-террористической направленности. «Ни для кого не секрет, что мусульманская умма переживает тяжелые времена. Она разделена и находится в упадке. Она потеряла свою самобытность, ее институты разрушены, и она не способна выйти из этого пагубного состояния. Причина кроется в изъянах самой исламской мысли, в недостатках социального и культурного видения… в кризисе ее политических институтов» [Абу Сулейман, 2011, с. 268] – такой неутешительный вывод еще два десятилетия назад сделал известный в мусульманском мире мыслитель Абд ал-Хамид Абу Сулейман, возглавлявший в конце XX в. Международный исламский университет в Малайзии, один из учредителей Международного института исламской мысли (США). Справедливость такой оценки сегодня подтверждается новым витком не только возросшего идеологического суннитско-шиитского противостояния, но и острыми политическими конфликтами внутри самого суннитского мира, корни которых часто при детальном рассмотрении имеют уходящую в глубь веков подоплеку и мотивацию.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 778

Оценка читателей: голосов 0

1. Абу Сулейман Абд-ал-Хамид. Кризис мусульманского разума. Пер., прим. и послесл. Э. Р. Кулиева. Баку: CBS, 2011.

2. Ал-Аскалани. Фатх ал-Бари би-шарх Сахих ал-Бухари (Комментарий к Сахиху ал-Бухари). Т. 5. Ред. М. Абдулбаки. Каир: ал-Мактаба ас-салафиййа, 1960.

3. Ауда Дж. Цели шариата (Макасид аш-шариат). Пер., прим., введ. К. Гасымова. М.: Издательский дом Марджани, 2015.

4. Ал-Балазури. Ансаб ал-ашраф. Ал-джуз ал-авваль (Книга генеалогии благочестивых мужей). Каир: б.м., 1959.

5. Бартольд В.В. Ислам. Сочинения. Т. 6. М.: Наука, 1977. С. 77–91.

6. Бертон Дж. Мусульманское предание. Введение в хадисоведение. Пер. с англ. СПб.: ДИЛЯ, 2006.

7. Ближний Восток в новых исторических реалиях. Вестник Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2019. № 2.

8. Большаков О.Г. История Халифата. 1. Ислам в Аравии (570–633). М.: Наука, 1989.

9. Ал-Бухари. Ас-Сахих. Фадаил асхаб ан-наби. (Сборник хадисов ал-Бухари. Достоинства асхабов). Каир, б.м., б.г.

10. Джаменеи Мухаммад Масджед. Основы политического мышления в сферах влияния шиизма и суннизма. Пер. с перс. Тегеран: Всемирная ассамблея «Ахлю-л-бейт», 2016.

11. Ермаков Д.В. Хадисы и хадисная литература. Ислам: историографические очерки. Под ред. С.М. Прозорова. М.: Наука, 1991. С. 85–105.

12. Ефремова Н.В., Ибрагим Т.К. Жизнь Пророка Мухаммада. М.: Ладомир, 2009.

13. Ибрагим Т. Коранический гуманизм. Толерантно-плюралистические установки. М.: Медина, 2015(1).

14. Ибрагим Т. О нормативности внекоранической Сунны. Медина аль-Ислам. 2015(2). № 3(161). С. 15–17.

15. Икбал М. Реконструкция религиозной мысли в исламе. Пер., предисл. и комм. М.Т. Степанянц. М.: Вост. лит., 2002.

16. Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник № 3. IV. Сунна и хадисы. М.: Медина, 2019. С. 443–559.

17. Исрар Ахмад Хан. Достоверность хадисов: переосмысление критериев. Баку: Идрак, 2017.

18. Мегилл А. Историческая эпистемология. Пер. М. Кукарцевой. М.: Канон+, 2009.

19. Михайлова И.Б. Средневековый Багдад. М.: Наука, 1990.

20. Мухаммад Юсуф Мухаммад Садык. Хадисы и жизнь.Т. I. Введение. М.: Хиляль, 2017.

21. Ан-Наим А.А. На пути к исламской реформации. Гражданские свободы. Права человека и международное право. М.: Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова, 1999.

22. Наумкин В.В. Глубоко разделенные общества Ближнего и Среднего Востока: конфликтность, насилие, внешнее вмешательство. Вестник Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2015. № 1. С. 66–96.

23. Романов М. Г. Парадигма науки о хадисах (илм/улум ал-хадис). Восток (Oriens). 2004. № 5. С. 5–11.

24. Священный Коран. М.: Медина, 2015.

25. Ас-Суйути Джалал ад-Дин. Совершенство в коранических науках. М.: Муравей, 2001.

26. Ат-Табари. Зуйул Тарих ат-Табари (Дополненная версия «Истории» ат-Табари) Каир: б.м., 1977.

27. Хайкал Мухаммад Хусайн. Хайат Мухаммад (Жизнь Мухаммада) Каир: б.м., 1965.

28. Шариф Ахмед М. Новый взгляд на ислам. Баку: ИДРАК, 2018.

29. Israr Ahmad Khan. Authentication of Hadith. Redefining the Criteria. 3 Vol. London: International Institute of Islamic Thought, 2012.

30. Shahrur M. The Quran, Morality and Critical Reason. The Essential Muhammad Shahrur. Transl., Ed. and Intr. by A. Christmann. Leiden and Boston: Brill, 2009.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх