Египетские редуцированные женские статуэтки в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина

 
Код статьиS086919080009913-1-1
DOI10.31857/S086919080009913-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: МГУ им. М.В. Ломоносова
Адрес: Москва, Москва, Россия
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: ГМИИ имени А.С. Пушкина
Адрес: Москва, Россия
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы193-210
Аннотация

В статье впервые подробно публикуются три древнеегипетские женские статуэтки, хранящиеся в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (инв. №№ I, 1a 5882, I, 1a 5900, I, 1a 5912). Они относятся к группе не-больших фигурок, изображающих, как правило, обнаженных женщин с редуцирован-ными по колени ногами. Их характерными чертами являются также сложные пышные прически; детальная проработка как лицевой, так и оборотной поверхности; разнооб-разные типы украшений. Статуэтки датируются эпохой второй половины Среднего царства и Второго переходного периода. Фигурка I, 1a 5882 (12,1 см) сделана из фа-янса ярко-бирюзового цвета и представляет собой типичный пример редуцированных статуэток ранней фазы их существования. Фигурки I, 1a 5900 (11,5 см) и I, 1a 5912 (9,8 см) выполнены из известняка и относятся к завершающей фазе, причем I, 1a 5912 представляет собой редкий тип изображения обнаженной женщины, держащей на руках ребенка. В статье детально рассматривается оформление трех статуэток (при-чески, украшения, татуировки и т.д.) в культурно-историческом контексте этого пе-риода. Редуцированные статуэтки по-разному интерпретировались в литературе: кук-лы, богиня-мать, конкубины, танцовщицы, фигурки плодородия. Авторы статьи ана-лизируют основные точки зрения на значение редуцированных статуэток и делают вывод о том, что они являлись элементами женской домашней обрядности, связанной с зачатием, рождением, здоровьем ребенка и матери и, шире, – с темой плодородия, что напрямую ассоциируется с представлениями о богине Хатхор. Неслучаен кон-текст находок статуэток: их обнаруживают вместе с куклами-веслами, трещотками, магическими жезлами, зеркалами, фигурками бегемотов, Бесит, Ипи/Таурет, карли-ков, обезьян, львов, – т. е. предметами, так или иначе связанными с темой рождения, детства, плодородия. Тема плодородия имела особое значение в древности: высокая детская смертность, а также частая гибель женщин и детей при родах заставляли осо-бо оберегать все, что касалось зачатия, рождения и здоровья младенцев и их матерей.

Ключевые словаГМИИ имени А.С. Пушкина, Древний Египет, Среднее царство, Второй переходный период, женские статуэтки, плодородие, Хатхор
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках проекта РНФ 19-18-00369 «Классический Восток: культура, мировоззрение, традиция изучения в России (на материале памятников коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина и архивных источников)».
Получено06.06.2020
Дата публикации22.06.2020
Кол-во символов49466
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1 В собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (далее ГМИИ) находятся три небольшие женские статуэтки, происходящие из коллекции В.С.Голенищева (инв. №№ I, 1a 5882, I, 1a 5900, I, 1a 5912). Все три относятся к группе небольших фигурок, изображающих, как правило, обнаженных женщин с редуцированными по колени ногами, отчего в современной научной англоязычной литературе для их обозначения часто используется термин “truncated”. Их характерной чертой являются сложные пышные прически; детальная проработка как лицевой, так и оборотной поверхности; разнообразные типы украшений [Tooley, 2017, p. 4231]. Статуэтки датируются эпохой второй половины Среднего царства и Второго переходного периода. Материал, из которого они изготовлены, достаточно разнообразен: слоновая кость (8 экземпляров), дерево (11 экземпляров), фаянс (58 экземпляров) и известняк (88 экземпляров) [Tooley, 2017, p. 425]. К сожалению, археологический контекст более половины находок неизвестен, а если таковой и зафиксирован, то мало проясняет их происхождение и назначение: они встречаются прежде всего в некрополях (причем как в погребениях мужчин, так и женщин и девочек [Pinch, 1993, p. 2112]), в поселениях, единичные фигурки известны с территории храмов [Tooley, 2017]3. При этом статуэтки находят не только в долине Нила, но и за ее пределами. Однако, на наш взгляд, нет достаточных оснований связывать эти находки с международными торговыми путями, как это делает Х.К. Морено Гарсия [Moreno García, 2017(1); Moreno García, 2017(2)4]. 1. Выражаем благодарность автору за предоставленную статью.

2. Выражаем благодарность М.А. Чегодаеву за предоставленную монографию.

3. Эта картина резко контрастирует с находками женских фигурок последующих эпох, которые, прежде всего, находят на территории храмов или в домашних божницах [Pinch, 1993, p. 226–233; Tooley, 2017, p. 423].

4. Выражаем благодарность А.Е. Демидчику за указание на работы Х.К. Морено Гарсия.
2 В настоящее время корпусом статуэток (всего известно около 160 памятников) успешно занимается английская исследовательница Энджела Тули [Tooley, 1989, p. 305–368; Tooley, 2017]. Она выделила три фазы существования редуцированных статуэток, основываясь на материале, из которого они изготовлены, и типах причесок: ранняя (XII династия5 – первая половина XIII династии), средняя (конец XII династии – конец XIII династии), поздняя (середина/конец XIII династии – начало XVII династии) [Tooley, 2017, p. 426]. 5. Ср. датировку появления фаянсовых фигурок у Дж. Миниачи [Miniaci, 2014; Miniaci, 2017; Miniaci, 2018].
3 Редуцированные статуэтки по-разному интерпретировались в литературе: куклы [Petrie, 1927, p. 59], богиня-мать [Hornblower, 1929], конкубины [Desroches-Noblecourt, 1953], фигурки плодородия [Pinch, 1993, p. 198–199]. Первые два наименования сейчас считаются устаревшими и надежно не обоснованными [напр., Tooley, 1991]. Третья интерпретация – конкубины – встречается в современной литературе довольно часто6: понятно, что ей соответствует иконография статуэток, особенно гипертрофированные половые органы и прически, два типичных эротических символа для многих культур. Но наиболее распространенным в последних исследованиях, посвященных специально этим или подобным статуэткам (а стоит заметить, что эта тема явно приобретает актуальность, причем не только для древнего Египта7, но и для археологии Ближнего Востока), становится обобщающее наименование «фигурки плодородия», предложенное в работе Джеральдин Пинч [Pinch, 1993, p. 198–199 (Type 1)]. 6. Напр., [Сокровища Египта, 2003, с. 520; Ходжаш, 2009, с. 316].

7. В отечественной литературе см.: [Томашевич, 2009; Ходжаш, 2009]. Впервые тему поднимают И.Л. Снегирев [Снегирев, 1929] и М.Э. Матье [Матье, 1939].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1052

Оценка читателей: голосов 0

1. Анохина Е.А., Дюжева О.П., Томашевич О.В. Египет IV–I тыс. до н.э. Больше, чем путеводитель. М.: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, 2017.

2. Антонова Е.В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. М.: Наука, 1990.

3. Берлев О.Д., Ходжаш С.И. Скульптура Древнего Египта в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. М.: Восточная литература, 2004.

4. Массон В.М., Сарианиди В.И. Среднеазиатская терракота эпохи бронзы. Опыт классификации и интерпретации. М.: Главная редакция восточной литературы, 1973.

5. Матье М.Э. Коптские и египетские магические женские статуэтки. Труды Отдела Востока Государственного Эрмитажа. 1939. Т. I. С. 171–184.

6. Мунчаев Р.М., Амиров Ш.Н. Телль Хазна I. Культово-административный центр IV–III тыс. до н.э. в Северо-Восточной Сирии. Т. 2. М.: Таус, 2016.

7. Павлов В.В. Египетская скульптура в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Малая пластика. М.: Издательство Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, 1949.

8. Павлов В.В. Образы прекрасного. М.: Советский художник, 1979.

9. Павлов В.В., Ходжаш С.И. Египетская пластика малых форм. М.: Искусство, 1985.

10. Снегирев И.Л. К проблеме культа Матери-Земли в архаическом Египте. Сборник египтологического кружка при ЛГУ. 1929. Вып. 2. С. 6–14. Вып. 3. С. 6–15.

11. Сокровища Египта. Иллюстрированный путеводитель по Египетскому музею в Каире. Ред. Бонджоанни А., Соле Кроче М. (ред.). М.: АСТ-Астрель, 2003.

12. Томашевич О.В. Радость по-древнеегипетски – бирюза. Петербургские египтологические чтения 2005. Доклады, отв. ред. А.О. Большаков. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2006. С. 173–188.

13. Томашевич О.В. Das Ewigweibliche. Петербургские египтологические чтения 2007–2008. Памяти Олега Дмитриевича Берлева. К 75-летию со дня рождения. Доклады, отв. ред. А.О. Большаков. CПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2009. С. 304–314.

14. Томашевич О.В. Об одной прекрасной и загадочной женской статуэтке из собрания В.С. Голенищева. В печати.

15. Ходжаш С.И. Египетское искусство в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. М.: Изобразительное искусство, 1971.

16. Ходжаш С.И. Статуэтки «конкубин» из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Петербургские египтологические чтения 2007–2008. Памяти Олега Дмитриевича Берлева. К 75-летию со дня рождения. Доклады, отв. ред. А.О. Большаков. CПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2009. С. 315–317.

17. Austin A., Gobeil C. Embodying the Divine: A Tattooed Female Mummy from Deir el-Medina. Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale. 2014. T. 116. Pp. 23–46.

18. Breasted J.H. Jr. Egyptian Servant Statues. Washington: Pantheon books, 1948.

19. Bianchi R.S. Tattoo in Ancient Egypt. Marks of Civilization: Artistic Transformation of the Human Body. Ed. A. Rubin. Los Angeles: Museum of Cultural History, University of California, 1988. Pp. 21–28.

20. Bourriau J. Pharaohs and Mortals. Egyptian Art in the Middle Kingdom. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press. 1989.

21. Bourriau J. Patterns of Change in Burial Customs during the Middle Kingdom. Middle Kingdom Studies. Ed. S. Quirke. New Malden: SIA Publishing, 1991. Pp. 3–20.

22. Brunner H. Fruchtbarkeit. Lexikon der Ägyptologie II, Herausg. W. Helck, E. Otto. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1977. Sp. 336–344.

23. Caubet A., Pierrat-Bonnefois G. Faïences. Faïences de l'antiquité. De l’Égypte à l’Iran. Paris: Musée du Louvre, 2005.

24. Dawn of Egyptian art. Ed. by D. Patch. New York, New Haven: Metropolitan Museum of Art, 2012.

25. Derchain Ph. La perruque et le crystal. Studien zur Altägyptischen Kultur. 1975. Bd. 2. S. 55–74.

26. Desroches-Noblecourt Ch. “Concubines du mort” et mères de famille au Moyen Empire. A propos d’une supplique pour une naissance. Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale. 1953. T. 53. Pp. 7–47.

27. Díaz Hernández R.A. “Paddle Dolls” - Ritual Figurines of Fertility. Company of Images. Modelling the Imaginary World of Middle Kingdom Egypt (2000–1500 BC). Ed. G. Miniaci, M. Betrò, S. Quirke. Leuven, Paris, Bristol: Peeters, 2017. Pp. 125–133.

28. Donnat S. The Concept of ‘Letters to the Dead’ and Egyptian Funerary Culture. Concepts in Middle Kingdom Funerary Culture. Proceedings of the Lady Budge Anniversary Symposium Held at Christ’s College Cambridge, 22 January 2016. Ed. R. Nyord. Leiden, Boston: Brill, 2019. Pp. 46–62.

29. Dubiel U. Amulette, Siegel und Perlen: Studien zu Typologie und Tragesitte im Alten und Mittleren Reich. Freiburg: Academic Press Fribourg, Vandenhoeck & Ruprecht Göttingen, 2008.

30. Fazzini R.A, Bianchi R.S., Romano J.F., Spanel D.B. Ancient Egyptian Art in the Brooklyn Museum. New York and London: The Brooklyn Museum, 1989.

31. Feucht E. Das Kind im Alten Ägypten: Die Stellung des Kindes in Familie und Gesellschaft nach altägyptischen Texten und Darstellungen. Frankfurt am Main, New York: Campus Verlag, 1995.

32. Friedman R. New Tattoos from Ancient Egypt: Defining Marks of Culture. Ancient Ink. The archaeology of Tattooingю Ed. L. Krutak, A. Deter-Wolf. Seattle; London: University of Washington Press, 2017. Pp. 11–36.

33. Friedman R., Antoine D., Talamo S., Reimer P.J., Taylor J.H., Wills B., Mannino M.A. Natural mummies from Predynastic Egypt reveal the world’s earliest figural tattoos. Journal of Archaeological Science. 2018. Vol. XXX. Pp. 1–10.

34. Golani A. Cowrie shells and their imitations as ornamental amulets in Egypt and the Near East. Polish Archaeology in the Mediterranean 23/2. Special Studies: Beyond ornamentation. Jewelry as an Aspect of Material Culture in the Ancient Near East. Ed. A. Golani, Z. Wygnańska. Warsaw: Polish Centre of Mediterranean Archaeology, University of Warsaw (PCMA UW), Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego (WUW), 2014. Pp. 71–94.

35. Grajetzki W. Tomb Treasures of the Late Middle Kingdom: The Archaeology of Female Burials. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2014.

36. Grajetzki W., Miniaci G. Reconceiving the tomb in the late Middle Kingdom: the burial of the accountant of the Main Enclosure Neferhotep at Dra Abu el-Naga. Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale. 2009. T. 109. Pp. 339–383.

37. Hayes W.C. The Scepter of Egypt: A Background for the Study of the Egyptian Antiquities in the Metropolitan Museum of Art. Vol. 1, From the Earliest Times to the End of the Middle Kingdom. New York: Harper & Brothers in cooperation with the Metropolitan Museum of Art, 1953.

38. Helck W. Beischläferin. Lexikon der Ägyptologie I, Herausg. W. Helck, E. Otto. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1975. Sp. 684–686.

39. Hornblower G.D. Predynastic Women and their Successors. The Journal of Egyptian Archaeology. 1929. Vol. 15. Pp. 29–47.

40. Keimer L. Remarques sur le tatouage dans l’Égypte ancienne. Cairo: l’Institut français d’archéologie orientale, 1948.

41. Miniaci G. The Incomplete Hieroglyphs System at the End of the Middle Kingdom. Revue d’Égyptologie. 2010. T. 61. Pp. 113–134.

42. Miniaci G. The Collapse of Faience Figurine Production at the End of the Middle Kingdom: Reading the History of an Epoch between Postmodernism and Grand Narrative. Journal of Egyptian History. 2014. Vol. 7/1. Pp. 109–142.

43. Miniaci G. Unbroken stories: Middle Kingdom faience figurines in their archaeological context. Company of Images. Modelling the Imaginary World of Middle Kingdom Egypt (2000–1500 BC). Ed. G. Miniaci, M. Betrò, S. Quirke. Leuven, Paris, Bristol: Peeters, 2017. Pp. 235–284.

44. Miniaci G. Faience craftsmanship in the Middle Kingdom: A market paradox: inexpensive materials for prestige goods. The Arts of Making in Ancient Egypt Voices, images, and objects of material producers 2000–1550 BC., Ed. G. Miniaci, J.C. Moreno García, S. Quirke and A. Stauder. Leiden: Sidestone Press, 2018. Pp. 139–158.

45. Moreno García J.C. Métaux, textiles et réseaux d’échanges à longue distance entre la fin du IIIe et le début du IIe millénaire: les “Paddle dolls”, un indice négligé? Du Sinaï au Soudan: Itinéraires d’une égyptologue. Mélanges Dominique Valbelle. Ed. N. Favry, Cl. Somaglino, P. Tallet. Paris: De Boccard, 2017(1). Pp. 173–194.

46. Moreno García J.C. Trade and Power in Ancient Egypt: Middle Egypt in the Late Third/Early Second Millennium BC. Journal of Archaeological Research. 2017(2). Vol. 25/2. Pp. 87–132.

47. Morris E. Paddle Dolls and Performance. Journal of the American Research Center in Egypt. 2011. Vol. 47. Pp. 71–103.

48. Morris E. Middle Kingdom clappers, dancers, birth magic, and the reinvention of ritual. Company of Images. Modelling the Imaginary World of Middle Kingdom Egypt (2000–1500 BC). Ed. G. Miniaci, M. Betrò, S. Quirke. Leuven, Paris, Bristol: Peeters, 2017. Pp. 285–335.

49. Nofret – die Schöne. Die Frau im Alten Ägypten. Ed. D. Wildung, S. Schoske. Mainz: Philipp von Zabern, 1984.

50. Nyord R. Breathing Flesh: Conceptions of the Body in the Ancient Egyptian Coffin Texts. Copenhagen: Museum Tusculanum Press, 2009.

51. Nyord R. ‘An image of the owner as he was on earth’: Representation and ontology in Middle Kingdom funerary images. Company of Images. Modelling the Imaginary World of Middle Kingdom Egypt (2000–1500 BC). Ed. G. Miniaci, M. Betrò, S. Quirke. Leuven, Paris, Bristol: Peeters, 2017. Pp. 337–359.

52. Oppenheim A., Arnold Do., Arnold Di., Yamamoto K. Ancient Egypt Transformed: the Middle Kingdom. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2015.

53. Petrie W.M.F. Objects of Daily Use. London: British school of archaeology in Egypt, 1927.

54. Pinch G. Votive Offerings to Hathor. Oxford: Griffith Institute, 1993.

55. Pinch G. Magic in Ancient Egypt. London: British Museum Press, 1994.

56. Quirke S. Women of Lahun (Egypt 1800 BC). Archaeology and Women: Ancient and Modern Issues. Ed. S. Hamilton, R.D. Whitehouse, K.I. Wright. Walnut Creek, CA: Left Coast Press, 2007. Pp. 246–262.

57. Roehrig C.H. Two Tattooed Women from Thebes. BES. Bulletin of the Egyptological Seminar. 2015. Vol. 19. Pp. 527–536.

58. Saleh M., Sourouzian H. Die Hauptwerke im Ägyptischen Museum Kairo. Offizieller Katalog. Mainz: Zabern, 1986.

59. Schönheit – Abglanz der Göttlichkeit. Kosmetik im Alten Ägypten. Ed. S. Schoske S. München: Lipp, 1990.

60. Schott S. Die Bitte um ein Kind auf einer Grabfigur des frühen Mittleren Reiches. The Journal of Egyptian Archaeology. 1930. Vol. 16. P. 23.

61. Tassie G.J. Identifying the Practice of Tattooing in Ancient Egypt and Nubia. Papers from the Institute of Archaeology. 2003. Vol. 14. Pp. 85–101.

62. Tassie G.J. The Social and Ritual Contextualisation of Ancient Egyptian Hair and Hairstyles from the Protodynastic to the End of the Old Kingdom. London: Institute of Archaeology University College London, Diss., 2008.

63. Tooley A.M.J. Middle Kingdom Burial Customs: A Study of Wooden Models and Related Material. Liverpool, University of Liverpool, Diss., 1989.

64. Tooley A.M.J. Child’s toy or ritual object? Göttinger Miszellen. 1991. Hft. 123. Pp. 101–111.

65. Tooley A.M.J. Notes on type 1 truncated figurines: the Ramesseum ladies. Company of Images. Modelling the Imaginary World of Middle Kingdom Egypt (2000–1500 BC), ed. G. Miniaci, M. Betrò, S. Quirke. Leuven, Paris, Bristol: Peeters, 2017. Pp. 421–456.

66. Ucko P.J. Anthropomorphic Figurines of Predynastic Egypt and Neolithic Crete, with Comparative Material from the Prehistoric Near East and Mainland Greece. London: Andrew Szmidla, 1968.

67. Wegner J. A Decorated Birth Brick from South Abydos: New Evidence on Childbirth and Birth Magic in the Middle Kingdom. Archaism and Innovation: Studies in the Culture of Middle Kingdom Egypt. Ed. D.P Silverman, W.K. Simpson, J. Wegner. New Haven: Department of Near Eastern Languages and Civilizations, Yale University, 2009. Pp. 447–496.

68. Wilkinson T.C. Macro-scale analysis of material culture in their landscapes: case-studies in ‘invisible flows’. Proceedings of the 7th International Congress on the Archaeology of the Ancient Near East. Vol. 1: Mega-cities and Mega-sites: The Archaeology of Consumption & Disposal, Landscape, Transport and Communication Ed. R. Matthews, J. Curtis. Wiesbaden: Harrassowitz, 2012. Pp. 647–662.

69. Winlock H.E. The Museum’s Excavations at Thebes. The Metropolitan Museum of Art Bulletin. 1926. Vol. 21, No. 3, Part 2. P. 2. Pp. 1–32.

70. Winlock H.E. Excavations at Deir el Bahri: 1911–1931. New York: the Macmillan Company, 1942.

Томашевич Анохина цветные иллюстрации (Vostok-3-20-VKLADKA.Томашевич_Анохина.pdf, 2,192 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх