Лу Фанвэн в творчестве трех корифеев эпохи. Феномен принятия поэтического наследия Лу Ю в новый период истории Китая

 
Код статьиS086919080009833-3-1
DOI10.31857/S086919080009833-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший преподаватель
Аффилиация: Народный Университет Китая
Адрес: Пекин, Пекин, Китай
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы187-192
Аннотация

Период с конца XIX до первой половины XX в. ознаменовался значительными переменами в китайском обществе, охватившими литературу, искусство, науку и многие другие сферы жизни страны, подвергнув переоценке и отбору традиционное китайское культурное наследие, в котором достаточно заметны поэтические произведения поэта эпохи Сун (960–1279) Лу Ю (陸游; другие имена – Угуань; Лу Фанвэн, 1125–1210). В середине периода правления династии Цин (1644–1911) увлечение поэзией Лу Ю стало повсеместным, его высоко ценили как в императорской семье, в образованных кругах и среди знати, так и среди простого народа. В конце правления династии Цин и в первые годы Китайской Республики такие выдающиеся политические и культурные деятели Китая, как Цзэн Гофань (1811–1872), Лян Цичао (1873–1929) и Ху Ши (1891–1962), увлекались поэтическими произведениями Лу Ю. Цзэн Гофань восхищался праздным и безмятежным стилем Лу Ю, а Лян Цичао создал четыре стихотворения «Читая Лу Фанвэна», в которых транслировал чувства боли, подавленности и одновременно стойкости, связанные со сложной политической ситуацией того времени. В 1902 г. эти стихи были опубликованы с целью пробудить патриотическое сознание и воинственный дух китайского народа – в этом выразилась пропаганда теории «обновления народа» и воспитания «обновленного народа Китая». Что касается Ху Ши, то для него поэзия Лу Ю легла в основу развития поэзии на байхуа – разговорном китайском языке, послужив примером для написания произведений раннего периода творчества этого философа, эссеиста и дипломата.

Ключевые словаЛу Ю; Цзэн Гофань; Лян Цичао; «Синьминь цунбао»; Ху Ши; «Чан Ши Цзи»
Получено24.05.2020
Дата публикации22.06.2020
Кол-во символов16799
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Начиная с конца XIX до первой половины XX в. китайское общество переживало период больших перемен, когда требования модернизации китайской цивилизации, спасения государства от гибели и историческая задача формирования государства в новом формате вылились в реальной общественной жизни в сменяющие друг друга реформы и перевороты, идейные течения и движения, в создание новых политических партий и в другие политические, экономические, социальные и культурные изменения, вызванные этими обстоятельствами. Проекции указанных тем можно найти во всей научной, философской и художественной деятельности того времени. Охватив литературу, искусство, науку и прочие сферы, атмосфера перемен подвергла переоценке и отбору большой корпус произведений, принадлежащих к древнему китайскому традиционному культурному наследию. Одним из примечательных примеров подобной переоценки явилось поэтическое наследие сунского мастера Лу Ю (陸游; 1125–1210).
2 Начиная с середины правления династии Цин увлечение поэзией Лу Ю приобрело массовый характер, его произведения высоко ценили при дворе, в кругах ученой элиты и знати и среди простого народа. В конце эпохи Цин и в первые годы Китайской Республики находившийся на склоне лет политик Цзэн Гофань (曾國藩; 1811–1872), полный сил и идей философ и мыслитель Лян Цичао (梁啟超; 1873–1929) и молодой литератор Ху Ши (胡适; 1891–1962) устремляли свои взоры к поэтическим произведениям Лу Ю. В различных обстоятельствах, руководствуясь различными целями и с разными чувствами, эти три духовных лидера своего времени читали, обсуждали и актуализировали стихотворные произведения сунского поэта.
3 В период между правлениями императора Сяньфэна (咸豐; 1850–1861 гг. пр.) и императора Тунчжи (同治; 1861–1875 гг. пр.) пятидесятилетний Цзэн Гофань уже играл ключевую роль не только в политической жизни страны, но и представлял собой ведущий авторитет в ученых кругах и на поэтическом поприще. Составленный и отредактированный Цзэн Гофанем «Сборник стихов восемнадцати поэтов» («Шибацзяши чао»; 十八家詩抄) [Цзэн Гофань, 1876] демонстрирует его эстетическое видение и взгляд на историю литературы. В сборнике отсутствует предисловие, однако выбранные поэты, принципы стихосложения и сами стихи вполне отражают характеристики, траектории развития и эволюцию поэзии начиная с династии Цзинь (晉; 226–420) и кончая династией Южная Сун (南宋; 1127–1279). Книга, представляющая собой миниатюрную историю поэзии, долго не теряла популярности и переиздавалась вплоть до периода Китайской Республики. Из южносунских авторов в «Сборник стихов восемнадцати поэтов» вошел только Лу Ю, а из его произведений – лишь семисловные уставные стихи (七律; цилюй) и семисловные же четверостишия (七絕; цицзюэ). Несмотря на отсутствие даже кратких комментариев, сам факт включения стихов Лу Ю в эту антологию демонстрировал оценку автором как поэзии Южной Сун в целом, так и поэтического творчества Лу Ю в частности – выбор, впоследствии признанный и многими историками литературы КНР. Говоря о Лу Ю, специалисты единодушно рекомендуют в качестве основной хрестоматии его творчества именно «Сборник стихов восемнадцати поэтов».

Всего подписок: 0, всего просмотров: 954

Оценка читателей: голосов 0

1. Лян Цичао. Устав Синьминь Цунбао (新民叢報章程). Синьминь Цунбао (新民叢報). 1902. № 1. С. 1–3 (на китайском языке).

2. Лян Цичао. Об обновлении народа. Синьминь Цунбао. 1903. № 28. С. 1–8 3 (на китайском языке).

3. Лян Цичао. Сборник кабинета питья ледяной воды (飲冰室合集). Собрание сочинений. Т. 45. Пекин: Чжунхуа Шуцзюй, 1989 3 (на китайском языке).

4. Ху Ши. Эксперименты (Чанши Цзи; 嘗試集). Шанхай: Библиотека Яодун, 1920 3 (на китайском языке).

5. Ху Ши. Антология поэзия древности, составленная Ху Ши (胡适選注的詩選). Тайбэй: Юаньлю, 1986 3 (на китайском языке).

6. Ху Ши. Письмо Жэнь Хунцзюаню (致任鴻雋). Собрание сочинений Ху Ши. Т. 3. Пекин: Жэньминьвэньсюэ Чубаньшэ, 1998. С. 6–12 3 (на китайском языке).

7. Цзэн Гофань. Полное собрание Цзэн Вэньчжэна (曾文正公全集): домашних наставлений «22 марта Шестого года правления Тунчжи». Чанша: Чуаньчжун, 1876 3 (на китайском языке).

8. Цзэн Гофань. Полное собрание Цзэн Гофаня (曾國藩全集). Т. 3. Чанша: Юэлу Шушэ, 2011 3 (на китайском языке).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх