Некоторые исторические основы внутреннего противостояния в Афганистане и перспективы его урегулирования

 
Код статьиS086919080009068-1-1
DOI10.31857/S086919080009068-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник; Чрезвычайный и Полномочный посол
Аффилиация: МГИМО
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы149-160
Аннотация

Обстановка в Афганистане последних десятилетий характеризовалась противоборством элит в поиске рецептов государственного строительства, способного обеспечить баланс интересов всех этнических и социальных слоев населения. Ситуация усугублялась сложной расстановкой сил на межнациональном уровне, спецификой взаимоотношений внутри различных этнических групп, глубокой отсталостью общества с пережитками трайбализма, диспропорциями в экономическом развитии различных регионов страны и т.д.

Все эти обстоятельства существенно тормозили проведение как политических, так и социально-экономических преобразований различной идеологической направленности. О неспособности афганских элит к выработке общей платформы социально-экономического развития страны свидетельствовал крах политики реформ 1920-х и аналогичных усилий королевского и республиканского режимов середины 1950-х–1970-х гг. Особую остроту она приобрела после прихода к власти в 1978 г. Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), провозгласившей лозунг построения «общества, свободного от эксплуатации человека человеком».

Особую политическую роль продолжал играть ислам, по существу остававшийся, наряду с национальными традициями, основным идеологическим базисом общенационального масштаба, противодействующим модернизации страны. Апелляция к религии, а через нее и к общенациональной идентичности, в период всей новейшей истории Афганистана была главным политико-идеологическим рычагом в противодействии любым попыткам внутренней экономической и политической модернизации страны.

Аналогичная картина наблюдается и в настоящее время. Существо нынешнего внутриафганского противостояния заключается в противостоянии двух форм государственно-политического и идеологического строительства. Выражением базовых разногласий между центральными властями Исламской Республики Афганистан (ИРА) и вооруженной оппозицией о будущем Афганистана являются выдвигаемые схемы ее государственного устройства. Кабул выступает за республиканскую форму правления с тремя ветвями власти: (сильный) президент, подчиненное ему правительство, парламент. Учитывая историческую специфику страны, вполне значимое место в общественно-политической жизни отводится также исламу. Позиция же движения «Талибан» (ДТ) сводится к созданию теократического режима в форме «исламского эмирата» и с мусульманским правом (шариат) как основой всех политических, юридических и гражданских институтов.

Ключевые словаАфганистан, государственное устройство, реформы, легитимность, талибы, ислам
Получено02.04.2020
Дата публикации20.04.2020
Кол-во символов35595
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Этнополитическая ситуация в Афганистане

2 Суть внутренней борьбы в Афганистане в последние десятилетия заключалась в поисках такой формулы государственного устройства, которая могла бы обеспечить сочетание базовых политических, экономических, идеологических и этнических интересов наиболее влиятельных элит центральных и периферийных регионов страны. Именно эти базовые факторы лежали в основе внутриафганского противостояния как в завершающие десятилетия прошлого века (режим Народно-демократической партии vs моджахеды, затем моджахеды vs талибы), так и в первые двадцать лет нынешнего столетия (прозападный республиканский режим vs исламская оппозиция в лице талибов).
3 Сложная и многомерная расстановка сил в стране, как на межнациональном уровне (пуштуны – непуштуны), так и внутри различных этнических групп оставалась важнейшим препятствием на пути обеспечения в стране необходимого общенационального консенсуса. Это касалось прежде всего противоречий между племенными объединениями и кланами пуштунов, и, в несколько меньшей мере, среди афганских таджиков (панджширцы и не пандширцы), а также узбеков, хазарейцев и др. Комплекс межэтнических проблем в определенной степени усугублялся и внутриконфессиональными водоразделами, прежде всего по линии пуштунов – суннитов и хазарейцев – шиитов. Серьезным элементом, способствовавшим сохранению внутренних противоречий, оставался также и экономико-географический фактор. Он проявлялся в достаточно резкой диспропорции между относительно развитыми в хозяйственном отношении северными регионами страны, населенными в основном непуштунами, и обширными анклавами юга и юго-востока с безусловным преимущественным преобладанием в них пуштунских племен.
4 Отсутствие консолидирующего общенационального начала в афганском обществе продолжает определять и то, что зачастую (если не в большинстве случаев) узкоэгоистичное понятие «свое» представлялось (при отстаивании различными этнополитическими силами своих позиций) в качестве тезиса, носящего общенациональный характер. О неспособности афганских элит к выработке общей платформы социально-экономического развития страны свидетельствовал крах политики реформ 1920-х и аналогичных усилий королевского и республиканского режимов середины 1950–1970-х гг. Особую остроту она приобрела после прихода к власти в 1978 г. Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), провозгласившей лозунг построения «общества, свободного от эксплуатации человека человеком» [Конституция (Основные принципы)]. Основной причиной краха недолгого управления страной в первой половине 1990-х гг., казалось бы, идеологически единых бывших «моджахедов» стала прежде всего их межфракционная борьба за передел властных полномочий. Существенно ослабляя ее участников, противоборство препятствовало и выработке вразумительной социально-экономической политики, способной закрепить относительно умеренное исламистское правление моджахедов и добиться обеспечения реального широкого фронта их поддержки со стороны населения. Талибы, которые пришли на смену моджахедам, в качестве своей политической альтернативы установили жесткую теократическую диктатуру в ее наиболее одиозных проявлениях при подавлении всех иных форм политической и идеологической направленности. Однако при этом самой стране также не было предложено никаких рецептов хозяйственного и социального развития, соответствующих реалиям сегодняшнего дня.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 730

Оценка читателей: голосов 0

1.  Бишкекская Декларация глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества от 14 июня 2019 г. http://rus.sectsco.org/documents/ (дата обращения: 28.11.2019).

2. Джанбаз Г. Как остановить войну в Афганистане. Независимая газета. 06.10.2019 http://www.ng.ru/vision/2019-10-06/100_afganistan061019.html (дата обращения: 29.11.2019).

3. Документы ОДКБ https://odkb-csto.org/news (дата обращения: 29.11.2019).

4. Конституция (Основные принципы) ДРА. Cт. 4 https://worldconstitutions.ru/?p=27 (дата обращения: 29.11.2019).

5. Коргун В.Г. История Афганистана. 20 век. М.: Институт Востоковедения РАН, Крафт+, 2004.

6. Нессар О., Серенко А.Н., Амири М. Афганистан после вывода иностранных войск: оценки и вероятные сценарии развития политической ситуации. Отв. ред. О. Нессар. М.: Центр изучения современного Афганистана, 2019.

7. Afghan Constitution. Art. 2–3 https://president.gov.af/en/afghan-constitution-2/ (accessed: 28.11.2019).

8. Ibrahimi Y. Polarization of International Politics on Conflict Resolution in Afghanistan. http://valdaiclub.com/a/highlights/polarization-of-politics-afghanistan/ (accessed: 29.11.2019).

9. President Ashraf Ghai’s Remarks at Geneva Conference on Afghanistan. 28.11.2018. https://president.gov.af/en/SP/789012781234 (accessed: 28.11.2019).

10. Pamuk H., Ali I. Trump makes surprise Afghanistan trip: voices hope for ceasefire. https://www.reuters.com/article/us-usa-trump-afghanistan/trump-makes-surprise-afghanistan-trip-voices-hope-for-ceasefire-idUSKBN1Y225Y (accessed: 29.11.2019).

11. Rubin M. Assessing the Trump Team’s Afghanistan Peace Plan. Mehr Brief. 2019. Vol. 1. Pp. 2–3.

12. Rubin B. Everyone Wants a Peace of Afghanistan. Foreign Policy. https://foreignpolicy.com/2019/03/11/everyone-wants-a-piece-of-afghanistan-russia-china-un-sco-pakistan-isi-qatar-saudi-uae-taliban-karzai-ghani-khalilzad-iran-india/ (accessed: 29.11.2019).

13. Sadr О. Political Settlement of the Afghanistan Conflict. Divergent Models. Kabul: Afghan Institute for Strategic Studies, 2019.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх