Развитие гуманитарной составляющей профессиональных знаний специалистов гражданской авиации

 
Код статьиS181570410018671-3-1
DOI10.54884/S181570410018671-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Директор
Аффилиация: Авиационный учебный центр «СПАРК»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы196-203
Аннотация

В статье представлены результаты фрагментарного анализа гуманитарной составляющей профессиональных знаний специалистов гражданской авиации на примере реализации учебной дисциплины «человеческий фактор» и формирования компетенции «профессиональная ответственность». Гипотеза исследования: одной из доминирующих причин катастроф воздушных судов является отсутствие у специалистов специальной связующей компетенции, в основе которой лежит гуманитарная составляющая профессионализма отраслевых специалистов. Анализ выполнен по следующим направлениям: структура образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов для гражданской авиации; содержание федеральных государственных образовательных стандартов; перечень изучаемых дисциплин и содержание программ дополнительного профессионального образования. В целях определения результативности  обучения членов летного экипажа по дисциплине «человеческий фактор», выполнено анкетирование действующих экипажей различных типов воздушных судов. Результаты анализа представлены в виде основных проблем, имеющих место в системе подготовки специалистов гражданской авиации.

Ключевые словаавиационный учебный центр, гуманитарная составляющая профессионального образования, профессиональные знания, профессиональная компетенция, человеческий фактор, профессиональная ответственность
Получено17.02.2022
Дата публикации17.02.2022
Кол-во символов13358
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Современные условия динамично развивающегося общества предъявляют к образованию новые вызовы, без которых невозможно формирование и становление профессионализма специалиста. Во главу угла данных вызовов положен переход от подражающего, ограниченного ранее сформулированными правилами стереотипа поведения к творческому осознанному мышлению и поведению посредством специальных компетенций, приобретенных на основе знаний о человеке как социальной личности, наделенной интеллектом, с одной стороны, и доминирующего на Земле биологического вида, с другой. Таким образом, возникает необходимость познания обучаемым самого себя через осознание сущности своего поведения посредством специальных знаний о человеке, которые, в свою очередь, позволят ему стать способным эффективно и безопасно взаимодействовать с окружающим миром в современном обществе, в том числе в профессии. Именно в этом видим основную современную дидактическую задачу гуманитарной составляющей профессионального образования.
2 Анализ авиационных происшествий в гражданской авиации за последние десятилетия показывает, что причинами катастроф воздушных судов в более чем 80% случаев являются ошибочные или алогичные действия персонала или так называемый «человеческий фактор», находящийся в плоскости формирования гуманитарной составляющей профессионального образования [1]. Приобретение специальных знаний авиационного персонала о деятельности человека в профессии регламентируется международными и отраслевыми стандартами для гражданской авиации, которые выделяют гуманитарную составляющую посредством обязательного выполнения обладателем свидетельства (лицензии) требования демонстрации знаний в области «возможностей человека, включая принципы контроля факторов угроз и ошибок» [2, 3].
3 В практике профессионального образования авиационных специалистов реализация данного требования осуществляется обязательным изучением дисциплины «Возможности и ограничения человека в профессиональной деятельности» или «человеческий фактор» (далее – ЧФ), целью которой является приобретение специалистом особого стиля поведения и, соответственно, образа жизни, направленного на обеспечение безопасной и экономичной эксплуатации воздушного транспорта. Данный стиль приобретается человеком с момента прихода в авиационную отрасль, последовательно формируется в образовательных организациях и производственных подразделениях.
4 Методы и направления исследования.  В рамках настоящего исследования представляется возможным условно разделять профессиональные знания специалистов на технические и гуманитарные составляющие (по аналогии с техническими и гуманитарными дисциплинами образовательного процесса). При этом в отечественном педагогическом пространстве существует подход, рассматривающий гуманитарную составляющую образования через формы взаимоотношений обучающихся с такими предметами гуманитарного цикла, как литература и искусство или эстетическая и художественная деятельность. Корректным является формирование гуманитарной составляющей профессионального образования через приобретение обучаемым специальных знаний о человеке посредством гуманизации образования: а) «принцип уважения к личности и учета в содержании образования его духовного потенциала путем приобщения к человеческой культуре»; б) гуманитаризации образования как система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования; в) реализация гуманитарных технологий – «технологий влияния (мягкого воздействия), направленных на формирование у субъектов положительных целей и мотивации, продуктивных жизненных планов и стратегий, ориентирующих на позитивные достижения успеха» [4, 5, 6, 7].

всего просмотров: 196

Оценка читателей: голосов 0

1. 1. Кузнецов И.Б. Человеческий фактор в гражданской авиации. - СПб.: Политехника, 2019. 103 с.

2. Выдача свидетельств авиационному персоналу. Приложение 1 к конвенции о международной гражданской авиации. (Международные стандарты и рекомендуемая практика.) Издание 11. ИКАО, Июль 2011. 144 с.

3. Приказ Минтранса России от 31.07.2009 г. № 128 (с изм. и доп.) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 31.08.2009 г. № 14645) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 43, 26.10.2009 г.

4. Браже Т.Г. Гуманитарная культура взрослых как андрогогическая проблема: монография. – СПб.: АППО, 2008. – 156 с.

5. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001. 36 с.

6. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [под. ред. А.П. Тряпициной]. СПб.: Питер, 2013. 304 с.

7. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 528 с.

8. Официальный портал МГТУ ГА. [Электронный ресурс] http://www.mstuca.ru/ (дата обращения: 02.06.2021).

9. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. [Электронный ресурс] https://spbguga.ru/ (дата обращения: 02.06.2021).

10. Ульяновский институт гражданской авиации. [Электронный ресурс] http://www.uvauga.ru/ (дата обращения: 02.06.2021).

11. Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 25.02.01 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2014 г. N 389. 49.с.

12. Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 25.02.04 «Летная эксплуатация летательных аппаратов». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2014 г. N 393. 53 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 25.03.01 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 января 2018 г. N 17. 14 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 25.03.03 «Аэронавигация». Утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21.08.2020 N 1084. 15 с.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – магистратура по направлению подготовки 25.04.03 «Аэронавигация». Утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2020 г. N 1081. 13 с.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – магистратура по направлению подготовки 25.04.04 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов». Утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2020 г. N 1080. 13 с.

17. Официальный сайт Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) https://favt.gov.ru/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 04.06.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх