О «сакральном», структуре власти на Востоке и Западе, а также об особенностях восточного и западного пути развития (ответ «группе четырех»)

 
Код статьиS086919080009063-6-1
DOI10.31857/S086919080009063-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный научный сотрудник; профессор
Аффилиация:
Институт востоковедения РАН
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН)
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы187-199
Аннотация

Статья развивает дискуссию, посвященную понятию «сакральное на Востоке», в продолжение обсуждения концепций, сформулированных во введении к одноименному сборнику статей, изданному ИВ РАН в 2017 г. и отчасти оспоренных в рецензии на него, опубликованной в «Востоке» двумя годами позже. В настоящей публикации автор – ответственный редактор, автор введения и одной из статей сборника – отстаивает свои взгляды на ряд актуальных проблем, затронутых как в сборнике, так и в рецензии, рассматривая взаимоотношения власти и общества на Западе и на Востоке, первостепенное значение кочевой периферии для формирования сильного государства в странах Востока, ключевые исторические и политические отличия, лежащие в основе различия путей развития стран Западной Европы и стран Азии и Африки. Касаясь актуального вопроса об оксиденталистике как науке автор высказывает уверенность в том, что именно историк-ориенталист располагает достаточным материалом, знаниями и выгодной стартовой позицией для исследования различий исторического развития как Запада, так и Востока, определение которого дискутируется и уточняется в статье. В публикации уделяется внимание ряду общих вопросов, среди которых понимание «естественного» хода исторического процесса, соотношение религиозной и светской власти на Востоке и на Западе, формулировка соотношения общества и власти в определении конфигурации социума и вопрос о причинах отставания стран Востока от стран Запада ввиду необходимости усиления государств, существовавших в условиях постоянной угрозы нашествий народов, обитавших в пределах кочевнического ареала.

Ключевые словасакральное, оксидентализм, структура власти, Восток-Запад, научная дискуссия
Получено02.04.2020
Дата публикации20.04.2020
Кол-во символов41966
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

В № 2 журнала «Восток (Oriens)» за 2019 г. была опубликована рецензия [Железнова, Ульянова, Орлова, 2019] за подписью четырех востоковедов (Н.А. Железновой, М.Ю. Ульяновой, Н.А. Орловой и С.В. Дмитриева) на вышедший в 2017 г. сборник статей «Сакральное на традиционном Востоке» [Сакральное на Востоке, 2017]. Сама рецензия носит мистический, если не сказать сакральный характер, так как подобное коллективное творчество не позволяет понять, кто отвечает за какую часть текста, кому предъявлять претензии за упреки и приносить благодарности за похвалу. Впрочем, последняя настолько скупа, что автор решил сосредоточиться на обвинениях, выдвинутым ему «группой четырех» как ответственному редактору, автору введения и одной из статей.

2 Уважаемые авторы рецензии упрекают ответственного редактора и автора вступительной статьи в том, что в Предисловии не «обозначено общее проблемное поле “сакрального”», не «дано его определение (пусть и «рабочее». – выделено А.Р.), исходя из которого авторы статей изучают феномен сакрального в том или ином регионе, в ту или иную эпоху, в той или иной форме проявления» (с. 222). При этом, противореча себе, уважаемые рецензенты буквально через абзац отмечают, что в Предисловии все-таки есть «конкретизация» сферы сакрального, характерной для архаичного человека, ссылаясь на стр. 7 нашего сборника, понимающаяся как «“сфера неизвестного”, связанная с понятием “ритуального запрета”, которая располагается “за тонкой пленкой мира профанного”, при этом одновременно и “трансцедентна” и прямо с ним сообщаются» (с. 222). Определение, конечно, не исчерпывающее, но уж рабочим-то его можно считать уверенно. Так что, как сказал классик: «Поздравляю вас, граждане, соврамши».
3 Уважаемые рецензенты упрекают меня в «пересказе и цитировании двух работ М. Элиаде, которого по объективным причинам трудно считать единственным или хотя бы в полной мере актуальным авторитетом по обсуждаемой проблеме» (с. 222). Каковы же «объективные причины», по которым «“интеллектуального гуру мировой величины”, как его называют на Западе» [Горшунова, 2019, с. 14] нельзя считать подобным авторитетом? В его работах [Элиаде, 1994; Элиаде, 2005] высказываются основанные на огромном корпусе источников фундаментальные суждения, в том числе и по вопросам сакрального. Возможно, уважаемым рецензентам не нравится, что Мирча Элиаде некогда принадлежал к ультранационалистической Железной Гвардии?
4 Основываясь на моем утверждении, что «“поначалу сакрализации подлежали именно предметы”, обладающие особыми качествами1, а потом и человеческая деятельность, воспроизводящая “сакральный прообраз”» (с. 222), уважаемые рецензенты полагают, что: «было бы разумнее утверждать, что части сборника будут посвящены “сакральным предметам” и “сакральным практикам”». Но почему? Понятие «сакрального» отнюдь не ограничивается «предметами» и «практиками». Помимо этих категорий существует сакральное восприятие космоса, природы, землеустройства (сакральная география), социального устройства и т. д. Свести все это к сакральным «предметам» и сакральным «практикам» – проявить убогость мысли. Даже деление Сборника на сакральное «мироздание», сакральные «знаки, символы и ритуалы» и сакральную «власть» полностью не охватывает всей сложности и многообразия понятия «сакрального». 1. Эти сакральные предметы должны были обладать не просто «особыми» качествами, а необычными качествами, отличающими их от профанных предметов.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 750

Оценка читателей: голосов 0

1. Бондаренко Д.М., Рёзе П.М. Укрепление сакральной власти: условные значки и рисунки как средства хранения и передачи историко-культурной информации в доколониальном Бенине. Сакральное на традиционном Востоке. М.: ИВ РАН, 2017. C. 458–479.

2. Горшунова О.В. Йоан Кулиану: в четвертом измерении. Эрос и магия в эпоху Возрождения. СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2019. C. 5–48.

3. Железнова Н.А., Ульянова М.Ю., Орлова Н.А., Дмитриев С.В. Рецензия на «Сакральное на традиционном Востоке». Отв. ред. А.Л. Рябинин; ред.-сост. Д.Д. Васильев, О.А. Королева, Н.И. Фомина; Институт востоковедения РАН. М.: ИВ РАН, 2017. 576 с.; 8 ил. ISBN 978-5-89282-736-2. Восток (Oriens). 2019. № 2. С. 221–232.

4. История Востока в шести томах. Том I. Восток в древности. М.: «Восточная литература», 1997.

5. Кобзев А.И. Душа, дух и духи. Духовная культура Китая: энциклопедия. Т. 2: Мифология. Религия. М.: «Восточная литература», 2007. С. 114–117.

6. Николаева М.В. Туареги Сахары: сакральные ритуалы при рождении ребенка. Сакральное на традиционном Востоке. М.: ИВ РАН, 2017. C. 400–418.

7. Рыкин П.О. Монгольский средневековый ритуал в летописном рассказе об убийстве князя Романа Рязанского (1270). Опыт интерпретации. Сакральное на традиционном Востоке. М.: ИВ РАН, 2017. C. 343–358.

8. Рябинин А.Л. Сакральная, религиозная и светская власть на Востоке (к постановке проблемы). Сакральное на традиционном Востоке. М.: ИВ РАН, 2017. C. 426–457.

9. Сакральное на традиционном Востоке. Отв. ред. А.Л. Рябинин; ред.-сост. Д.Д. Васильев, О.А. Королева, Н.И. Фомина. М.: ИВ РАН, 2017.

10. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994.

11. Элиаде М. Сакральная власть в истории цивилизаций. М.: ЦЦРИ РАН, 2005.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх