Социальная инерция: методологический потенциал понятия для изучения традиционных восточных обществ

 
Код статьиS086919080009033-3-1
DOI10.31857/S086919080009033-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт востоковедения РАН
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 2
Страницы41-54
Аннотация

Понятие «социальная инерция» в настоящее время редко используется в философском и социологическом дискурсе. В работах философов ХХ в. оно встречалось чаще и в различных контекстах, правда, в основном с отрицательной коннотацией. Целью работы является выявить возможности понятия для использования в научном дискурсе таких областей, как собственно философия и социология, философия истории, методология как истории, так и социологии, урбанистика и др. Элементы разных оценок и подходов к этому понятию и смежным с ним, встречающиеся у исследователей из разных отраслей научного знания, могут принести плоды в применении к современным общественным явлениям. На основе исследования автор характеризует социальную инерцию как механизм сохранения традиции в условиях социальных флуктуаций, цивилизационных потрясений или резких смен культурной парадигмы (обострение конфликтов, социально-политические трансформации, обвальные миграционные процессы). Понятие заключает в себе значительный потенциал для междисциплинарного подхода к социальному развитию. В качестве выводов предлагается: а) принять конструктивный характер включения понятия социальной инерции в исследовательскую парадигму; б) характеризовать ее как основной механизм трансляции традиции в условиях перехода; в) рассматривать ее как фактор стабилизации динамики развития и перехода к устойчивому развитию. Предлагаются также новые понятия, связанные или дублирующие социальную инерцию: социальная резистентность и устойчивость, инерция культурных традиций. Высокий методологический и когнитивный потенциал этого и связанных с ним понятий демонстрирует частое обращение к нему современных ученых из разных областей науки. На следующем этапе предстоит обобщить разные подходы к социальной инерции, выявив в них конструктивные элементы, необходимые для углубления и детализации методологической парадигмы.

Ключевые словасоциальная инерция, традиция, консерватизм, устойчивое развитие, методология науки, философия истории, социология, урбанистика, междисциплинарный подход.
Получено31.03.2020
Дата публикации20.04.2020
Кол-во символов40967
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНЕРЦИИ

2 Интерес к понятию социальной инерции возникает в ходе изучения традиционных ближневосточных обществ, особенно в ключевые переходные моменты включения в социальные отношения новых элементов и явлений. Особенно располагает к этому понятию работа историка на стыке с социологической и политологической проблематиками. В российской научной среде социальная инерция почти не входит в круг изучаемых проблем. Счастливое исключение составляет работа пятнадцатилетней давности, посвященная специально этому понятию. Ее автор пришла к такому определению: «Инерция есть механизм взаимодействия социального субъекта с социальной средой в определенной социальной системе, механизм самосохранения социального субъекта, обеспечивающий воспроизводство социальной среды и системы в целом. Ввиду того что на любую социальную систему действуют, как правило, неуравновешенные силы, особое значение приобретает исследование условий самоорганизации социальной системы, взаимодействие различных по силе инерции социальных субъектов, условий и характера воспроизводства традиционного» [Матвеева, 2004, c. 16–17].
3 Ясно, что свойством инерции в особенной степени обладают т. н. традиционные общества. Поэтому при анализе этого явления требуется переосмысление соотношения сразу нескольких понятий, как-то связанных с социальной инерцией. Основополагающим началом социальной инерции выступает традиция в широком смысле. Она-то и рассматривается нередко как сила, сдерживающая развитие общества.
4 С целью пересмотра такого рода односторонних подходов следует обратиться к работам философов и социологов, которые с разных ракурсов освещали проблематику социального развития. Входящая в нее проблема социальной инерции, конечно, носит междисциплинарный характер. Ее невозможно свести исключительно ни к вопросу факторов, препятствующих обновлению социальных институтов, ни к вопросу сдерживающих развитие демократических процедур, ни к социально-психологическим моментам боязни нарушить status quo [Damasio, 2018], ни к пределам возможностей определенных социальных институтов, технологий коммуникации, или этико-эстетических норм.
5 Об этом пишет и испанский ученый Мануэль Сильва (Ун-т Сарагосы): «Среди прочих пределов культурного характера очень выделяются пределы достигнутых знаний (научно-технических) и эстетических критериев. Поскольку наука является частью культуры, первый случай представляет собой проявление технической “культурной недостаточности”, а второй – “культурной инерции”» [Silva, 2019, p. 6].
6 Междисциплинарный подход позволяет, на наш взгляд, оценить потенциал понятия социальной инерции, поскольку оно предстает не только в тесной взаимосвязи с историческим развитием, но и в динамике представлений об инерционных свойствах элементов культуры и общественных отношений. Разработка и применение понятия социальной инерции в философском дискурсе прослеживается еще в первые десятилетия ХХ в., и с тех пор многие направления и философские школы наработали собственные подходы к этому и связанным с ним понятиям.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 859

Оценка читателей: голосов 0

1. Ближний Восток в поисках политического будущего: (Коллективная монография). Науч. ред. В.Г. Барановский и В.В. Наумкин, отв. ред. А.В. Сарабьев; Ин-т востоковедения РАН. М.: ИВ РАН, 2019.

2. Бурдье П. Поле экономики Социальное пространство: поля и практики. Пер. с франц. Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005 (Gallicinium). С. 127–176.

3. Головаха Е.И. Альтернативный социологический словарь. Социология: теория, методы, маркетинг. 2005. № 2. С. 197–203.

4. Джеймисон Ф. Постмодернизм и общество потребления. Фредрик Джеймисон. Марксизм и интерпретация культуры. Сост. А.А. Парамонов; пер. с англ. М.: Ин-т философии РАН; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2014.

5. Дьюи Дж. Общество и его проблемы. пер. с англ. И.И. Мюрберг, А.Б. Толстова, Е.Н. Косиловой. М.: Идея-Пресс, 2002.

6. Дьюи Дж. Авторитет и противодействие социальным переменам. Джон Дьюи. Реконструкция в философии. Проблемы человека. Пер. с англ., посл. и прим. Л. Е. Павловой. М.: Республика, 2003 (Мыслители XX века).

7. Матвеева Н.А. Социальная инерция. К определению понятия. Социс. 2004. № 4. С. 15–23.

8. Смирнов А.В. Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: Языки славянской культуры, 2015 (Studia philosophica).

9. Abbott C. Imagining Urban Futures: Cities in Science Fiction and What We Might Learn From Them. Middletown: Wesleyan University Press, 2016.

10. Badiou A. Pocket Pantheon: Figures of Postwar Philosophy (Pocket Communism). London–New York: Verso, 2009.

11. Beamish Th.D. Silent Spill: the organization of an industrial crisis. Cambridge: Massachusetts Institute of Technology, 2002 (Urban and industrial environments).

12. Brook S. Social inertia and the field of creative labour. Journal of Sociology. 2013. No. 4(2–3). Pp. 309–324.

13. Carrillo J.D., Gromb D. Cultural Inertia and Uniformity in Organizations. Journal of Law, Economics, & Organization (Oxford). Vol. 23. No. 3. Oct., 2007. Pp. 743–771.

14. Chapman T. Smoke and Mirrors: The Influence of Cultural Inertia on Social and Economic Development in a Polycentric Urban Region. Urban Studies, Vol. 48, No. 5. April 2010. Pp. 1037–1057.

15. Cohen M.R. History Versus Value. The Journal of Philosophy, Psychology and Scientific Methods. Vol. 11. No. 26. Dec. 1914. Рp. 701–716.

16. Damasio A. The Strange Order of Things: Life, Feeling, and the Making of Cultures. New York: Pantheon Books, 2018.

17. Feagin J.R. Systemic Racism: A Theory of Oppression. New York: Routledge, 2006.

18. Gellner, Ernest. Culture, Identity and Politics. Cambridge University Press, 1995.

19. Goldenweiser A.A. New Approach to History. American Anthropologist. New Series. Vol. 22, No. 1. Jan. – Mar., 1920. Рp. 26–47.

20. Governance of Urban Sustainability Transitions: European and Asian Experiences. Ed. by D. Loorbach, J.M. Wittmayer, H. Shiroyama, J. Fujino, S. Mizuguchi. Tokyo etc.: Springer, 2016.

21. Jameson F. Postmodernism, or, The cultural logic of late capitalism. Durham, NC: Duke University Press, 1991.

22. Johansen J.H. Paradox Management: Contradictions and Tensions in Complex Organizations. Palgrave Macmillan, 2019.

23. Kangas O.E. Welfare State, Retrenchment of. The Blackwell Encyclopedia of Sociology. Ed. by G. Ritzer. Malden, Oxford, Victoria: Blackwell Publ., 2009.

24. MacIntyre A. After Virtue: A Study of Moral Theory. 3d ed. Notre Dame (IN): University of Notre Dame Press, 2007.

25. Park S. Digital Capital. London: Palgrave Macmillan Publisher, 2017.

26. Pels D. Everyday Essentialism: Social Inertia and the Munchhausen Effect. Theory, Culture & Society. 2002. Vol. 19(5/6). Pp. 69–89.

27. Silva M. Know how and cultural context: From ideas to facts and from facts to ideas. Modernity, frontiers and revolutions: Proceedings of the 4th Int. Multidisciplinary Congress (S.-Miguel, Azores, Portugal). London: Taylor & Francis Group, 2019. Pp. 3–10.

28. Spickard J.V. Alternative Sociologies of Religion: Through Non-Western Eyes. New York: New York University Press, 2017.

29. Traversing the Imaginary: Richard Kearney and the postmodern challenge. Ed. by P. Gratton and J.P. Manoussakis. Northwestern University Press, 2007 (Northwestern University studies in phenomenology and existential philosophy).

30. Wuthnow R. Democratic Renewal and Cultural Inertia: Why Our Best Efforts Fall Short. Sociological Forum. Vol. 20, No. 3. Sep. 2005. Pp. 343–367.

31. Yadgar Y. Tradition. Human Studies. Vol. 36, No. 4. Winter 2013. Pp. 451–470.

32. Yadgar Y. Traditionism. Cogent Social Sciences. June 2015. Vol. 1. 17 p. https://www.cogentoa.com/article/10.1080/23311886.2015.1061734 (accessed: 17.03.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх